Голос - богатство педагога. Голос – это не только уникальный индивидуальный инструмент, это способ убеждения, эффективность которого зависит от тембровой и звуковой силы речевого звука. Ему подвластна передача информации и интонационная окраска, без которой невозможно общение. Постоянная «настройка» и тренировка нужны голосу для укрепления и повышения голосовых возможностей, формирования правильного дыхания и необходимого набора выразительных средств, без которых не может состояться грамотная, красивая, ясная речь. Все это помогут педагогу научиться владеть своей речью и поддерживать свой речевой аппарат в форме. Стремление к профессиональному совершенству, к обретению внутренней свободы и легкости – вот те чувства, которые должны стимулировать работу над совершенствованием своего речевого аппарата. И здесь подразумевается не только накопление информационного материала, но и способ его подачи, грамотное донесение до слушателя, логическое и эмоциональное соответствие теме занятия. Гигиенический самомассаж – прекрасная разминка для выступающего. Она придает телу чувство легкости и раскованности. А лицу – выражение спокойной уверенности. Для ощущения плавной ритмичности эффективно использование негромкой музыки. Когда весь комплекс будет освоен. Можно добавить к нему легкое подпевание музыке, что способствует развитию голосовой мелодичности. Гигиенический (поглаживающий) самомассаж  Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев от середины лба к ушам.  Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев поглаживать лицо от спинки носа к ушам.  Массаж средней части лица. Кончиками пальцев поглаживать от середины верхней губы к ушам.  Массаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам рта.  Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка.  Массаж слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сомкнуты. Кончиком языка, энергично нажимая на десны, облизывать справа налево и слева направо верхние и нижние десны с наружной стороны.  Массаж твердого нёба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому нёбу от передних зубов по направлению к глотке и обратно.  Массаж шеи. а) Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок. б) Поглаживать обеими руками затылочную область шеи от середины до подмышечных впадин. в) Поглаживать боковую поверхность шеи, поворачивая голову то влево, то вправо.  Массаж живота. Поглаживать живот круговыми движениями обеих рук, начиная с нижней части, затем вверх по часовой стрелке.  Массаж межреберных мышц. Поглаживать обеими руками грудную клетку движениями от поясницы вперед, затем вверх и кругом.  Массаж спины. Поглаживать руками область спины: по пояснице вверх к лопаткам и обратно. Наш речевой аппарат часто сравнивают с органом или гармонью. Подобно этим инструментам он имеет «меха» - легкие. Если педагог правильно использует возможности дыхания, силу голоса с длиной произносимой фразы, то у него редко возникают сложности с дыханием. Постоянные тренировки дыхательного аппарата позволяют не только свободно излагать материал, но и обогащать свою речь новыми тембровыми красками, логическими и эмоциональными паузами, но и помогают избежать хронический бронхит и не смыкание связок. Звуки речи образуются при выдохе. Длина выдоха непосредственно связана с увеличением объема легких. На это должны быть направлены регулярные тренировки. Без правильного дыхания невозможно создание выразительного художественного образа при исполнении литературного произведения. При тренировке дыхания можно использовать специальный комплекс упражнений, для выполнения которого необходимо усвоить ряд правил6 1.Звук произносится спокойно, одновременно с выдыхаемой струей воздуха. 2.Вдох совпадает во время речи с паузой, обусловленной смыслом речи, при длинной фразе необходима люфтпауза (короткая пауза) для добора воздуха. При чтении, как и во время упражнений, набирать дыхание надо через нос, т.к. дыхание через рот ведет к сиплости голоса и сухости во рту. Упражнения для тренировки дыхательного аппарата  Положите кисти рук на бедра указательными пальцами вперед, касаясь ими нижних ребер грудной клетки. Набирать воздух с избытком не следует. Если набрать слишком много воздуха, будет трудно удержать его в дыхательных путях: возникает резкая атака звука, а этого следует избегать. Дышите по расчету времени. Вдох: раз, два, три, четыре, пять. Задержите дыхание: раз, два, три. Выдох: раз, два, три, четыре, пять.  Упражнение на быстрое дыхание и быстрое выдыхание после длительной задержки воздуха. На счет раз – два делаем вдох, затем задерживаем дыхание на счет раз-два-три-четыре-пять и на счет раз-два-три делаем выдох. С каждым разом счет на задержку дыхания увеличиваем. После того как основные принципы дыхания будут освоены, необходимо начать «озвучивать» дыхательную гимнастику, то есть насыщать ее речевыми комбинациями, скороговорками, долгоговорками, стихотворениями. Предлагаемый литературный материал рассчитан на чисто техническое произнесение, без поиска глубокого смысла. Прибаутки Кот на печи сухари толчет, Кошка в окошке ширинку шьет, Свинья в огороде овес толчет, Курочка в сапожках избу метет; Вымела избушку, положила голичок под порожечок. Пошел полковник погулять, Поймал птичку-перепелочку, Птичка-перепелочка пить хотела, поднялась-полетела, Пала-пропала, под лед пропала, Попа поймала, попа поповича, Петра Петровича. В прибаутках каждая новая шутка требует предварительного вдоха и нового голосоведения. Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка, и от бурка, И от вещего каурка. Козы на море ушли; Горы лесом поросли; Конь с златой узды срывался, Прямо к солнцу поднимался; Лес стоячий под ногой, Сбоку облак громовой; Ходит облак и сверкает, Гром по небу рассыпает. П.Ершов «Конек-Горбунок» При работе над прибаутками следует обратить внимание на неравномерность распределения текста на каждый выдох. Вдох делается произвольно. Считалки Голос в считалке звучит легко, на форсированном выдохе. Обычно считалка проговаривается на одном дыхании, но при необходимости ее можно делить на части. Лиса по лесу ходила, Громким голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела: Мужу двое, себе трое И детишкам по лаптишкам! Берем-берем ягодки: черную чернику, Красную бруснику, землянику спелую! Собираем в кузовки белые грибочки, Крепкие груздочки, подосиновички! Дедушке – ягоды, Бабушке – грибочки, А медведю лохматому – Листа гнилого, моху сухого! Список литературы. 1.Методика выразительного чтения. Под редакцией Т.Завадской – М., 1997. 2.Рыбникова М. Очерки по методике выразительного чтения. – М., 1963. 3.Куревина О.А. Синтез искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. Подготовила Медникова Р.М., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» г. Бологое Тверской области.
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы

Большое влияние на развитие детей оказывает театрально - игровая деятельность. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует их нравственно-эстетическому воспитанию. Театрализованные игры дошкольников можно разделить в зависимости от художественного оформления на следующие группы • Игры- драматизации • Театр на фланелеграфе • Теневой театр • Театр бибабо • Пальчиковый и варежковый театры • Театр марионеток Настольный театр: -плоскостные фигурки, -объемные фигурки. Игры—драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем проводить игры- драматизации, дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку , но и эмоционально им воспринято. Фланелеграф - картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются из старых книг, журналов или создаются самостоятельно. Теневой театр - для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием. Пальчиковый и варежковый театр - атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате. Театр бибабо – на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. Настольный театр игрушек - используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т.к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки. Для того, чтобы добиться определенных успехов в обучении детей приемам театрализованной деятельности педагоги должны четко представлять этапы работы по этой проблеме. В условиях работы в доме ребенка, учитывая возрастные и психофизические особенности наших воспитанников, можно выделить 3 этапа. 1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда воспитатель показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь воспитателя должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. (Миша идет по дорожке: топ- топ- топ. Волк топ – топ- топ. Лисичка топ- топ- топ и т.д. ) На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия. 2 этап можно выделить как этап работы с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Например, для инсценировки потешки «Киска» игрушечную кошку положить на дорожку. Воспитатель рассказывает потешку а дети поочередно идут по дорожке и, перешагивая через кошку, изображают падение одновременно со словом «упадет». Чтение потешки «Катя, Катя маленькая»- лучше сочетать с показом. Используя прием сравнения, провести практическое сопоставление инсценированного текста с реальной ситуацией, т.е. как дети умеют ходить, топать ножкой и т.д. В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т.п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…» 3 этап - проведение игр – драматизаций. Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Т.е., проведению игры- драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру- драматизацию «Колобок», можно организовать дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, научить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение. Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Однако для детей необходимо неоднократное повторение, чтобы они смогли усвоить содержание сказки. Поэтому повторение знакомой сказки в кукольном театре оказывается необходимым элементом в подготовке к игре- драматизации. И только когда дети хорошо усвоят содержание сказки, у них сформируется эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки и тогда можно проводить игру- драматизацию. В процессе воспитательно-образовательной работы игра- драматизация может включаться как в занятие по развитию речи (на последнем этапе ознакомления с художественным произведением), так и в игры- развлечения. Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно- эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т.к. возникает в игровой обстановке потребность говорить. Рекомендации при организации театрализованной деятельности: • Создать условия в группах для проведения театрализованных игр и игровых упражнений. Пополнять и обновлять атрибуты. • Вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизировать его речь. • Ежедневно вводить на занятиях и в повседневной жизни игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал. • Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием разных видов театра. • Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу. К 3 годам знать героев и содержание сказок и литературных произведений «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Усатый-полосатый» С.Я.Маршак. Список литературы: 1. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности 2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников 3. Акулова О. Театрализованные игры. Дош. Восп. 2005 № 4

Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее