На современном этапе развития общества, характеризующемся необычайной подвижностью и изменчивостью, доминирует проектный тип культуры, в основе которого лежит природное умение человека мысленно создавать модели «потребного будущего». Все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одним из аспектов инновационных преобразований в школе явилась разработка проектно-исследовательского компонента содержания школьного образования, в частности через Метапроект «Технология проектирования».. Задачи метапроекта решались на основе созданной нами рабочей тетради «Проектировочная деятельность учащихся». Тетрадь носит модульный или пошаговый характер.
Игра "Город мастеров" позволяет в увлекательной и занимательной форме нацелить учащихся начальных классов на проявление положительных качеств и умений, необходимых в процессе обучения.
В содержании начального курса русского языка особое место уделяется разделу «Фонетика». Младшим школьникам услышать отдельные звуки очень трудно, а ещё труднее оформить услышанное, правильно записав транскрипцию слова. Здесь-то и приходит им на помощь «Лента звуков и букв». Но в подавляющем большинстве «Лент» отражены именно буквы, а не звуки русского языка. На моей (модифицированной) «Ленте звуков и букв» знаки, которыми принято обозначать звуки и буквы русского языка имеют соответствующую окраску (они заполнены /закрашены/), а знаки, которые звуков не обозначают, имеют лишь контур. В этом и заключается моё главное НОУ-ХАУ. Дополнительная модификация в моей «Ленте»: Ъ и Ь знаки тоже имеют только контур, так как звуков не обозначают, но контур этих знаков в себе содержит подсказки: Ъ знак имеет синий контур, значит на «Ленте» твёрдые звуки обозначены синим цветом, а Ь знак имеет зелёный контур, что говорит о том, что мягкие звуки на «Ленте» обозначены зелёным цветом. Изготовление наглядного пособия «Лента звуков и букв» не представляет особых затруднений и может быть представлено как в демонстрационном варианте (для всего класса), так и для индивидуального пользования (например, в виде закладки для книги).
В статье рассмотрены три примера деловых игр с применением IT-технологий, которые можно проводить на внеклассных мероприятиях по физике. Технология интерактивной игры (тест-кроссворд) «Корпускулярно-волновой дуализм» связана с проектной технологией. В процессе ролевой игры «Суд над видимым излучением» участники реализуют проект «Фундаментальные опыты в оптике». Изучение физических явлений с помощью художественных произведений и исторических фактов в интеллектуальной игре «Физические явления в наполеоновских войнах» способствует формированию целостного мировоззрения обучающихся, соответствующего современному уровню их образования.