Представление сведений на экране требует новых средств отображения. Графика может показать смысл исторической «картинки». Она концентрирует внимание на понятийном ряде изображаемого события. Задача информационного проектирования видоизменить текст, сделать его электронный вариант адекватным компьютеру. В обучении работа над системой графических символов - средство творческой обработки сведений.
Одна из задач образовательного учреждения – формирование у студентов навыков самостоятельного приобретения знаний. Для объяснения нового материала использую кодограммы. Это опорные конспекты или достаточно подробные конспекты с иллюстрациями. Они выполняют ориентировочную функцию, значительно облегчают усвоение учебного материала, способствует развитию творческого, логического и аналитического мышления у студентов. В кодограммах использую определенные условные обозначения: - новые понятия - интересная информация (?) – выписать определение Д – домашнее задание и др. Кодограммы как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Вот несколько примеров кодограмм для работы обучающихся с содержанием учебника «Общая биология» под редакцией В.Б.Захарова:
Данный материал актуален, соответствует требованиям ФГОС к педагогическим кадрам.
Разработка урока с применением технологии критического мышления. Тема: Наука и полёт фантазии. (Анализ гл. 12 из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир»). Формируемые умения: - коммуникативные: работать в группе, сотрудничать; -регулятивные: проследить связь между результатом и начальным замыслом действий, описать желаемый результат; - личностные: осознать личностную значимость владения методами научного познания; - познавательные: умение выделять главное при работе с текстом.