Мастер-класс дан в рамках акции "Весну встречаем, птиц закликаем" Можно использовать на уроках технологии и на занятиях объединений дополнительного образования.
МКОУ «Тевризская СОШ №1» Урок по технологии в 6 классе на тему «Лицевая и изнаночная стороны ткани» Выполнила: Третьякова О.А. учитель технологии 2012 год Тип урока: комбинированный урок-исследование по систематизации и обобщению изученного материала, контроль и учёт знаний, самостоятельная работа Урок в разделе «Материаловедение» «Создание изделий из текстильных материалов» Цели урока: Образовательные: ( личностные, познавательные, коммуникативные , регулятивные) - Формирование умения проводить анализ собранной информации и использовать ее результаты при повторении материалов раздела. - Расширение знаний учащихся об особенностях определения лицевой и изнаночной стороны тканей. - Закрепление умения определять лицевую и изнаночную сторону тканей. Формирование умения аргументировать свою точку зрения при выборе лицевой и изнаночной стороны ткани. Развивающие: ( регулятивные) -Развитие сенсорных навыков в определении основных признаков и свойств материалов - Развитие аналитического и критического мышления в ходе сопоставления разных параметров. - Развитие способности анализировать свою деятельность. - Развитие коммуникативных умений работы в группе. Воспитательные: (коммуникативные) - Пробудить интерес к самостоятельному проведению исследования в изучении лицевой и изнаночной стороны ткани. - Привитие уважения к чужому мнению. - Воспитание аккуратности. - Воспитание уважения к труду и интереса к профессиям швейного производства. - Воспитание коллективизма, объективности в самооценке. Ход урока I. Организационная часть 1. Проверить подготовку учащихся к уроку; - Здравствуйте девочки, уважаемое жюри, гости. Садитесь девочки. Меня зовут Оксана Александровна, я проведу у вас урок технологии. - Девочки, у меня возникла такая проблема, в подарочном наборе оказался вот такой фартук, и у меня появилось сомнение, что- то в нём не так. - Посмотрите, пожалуйста внимательно на этот фартук, на карман может быть всё дело в кармане. - Правильно, карман пришит изнаночной стороной наружу, т.е. к нам обращена изнаночная сторона кармана. - Девочки, как вы считаете, важно правильно определять лицевую и изнаночную сторону у ткани? (Да, важно) - Вот это и будет сегодня тема урока «Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей». - Откройте тетради, пожалуйста и запишите тему урока - Подскажите мне, пожалуйста, какая цель урока у нас с вами сегодня? Чему бы вы хотели научиться в соответствии с данной темой. (Определять правильно лицевую и изнаночную сторону ткани) В ходе урока вы научитесь правильно определять стороны ткани, закрепите полученные знания при выполнении практической работы. - В начале урока мы с вами посадим вот такое дерево, а уже в конце урока на нём появятся плоды ваших знаний. II. Вопросы для повторения - Ну а теперь, девочки, давайте вспомним и повторим важные для урока понятия раздела «Материаловедения», т.е. это получение ткани из волокна. - Какие стадии проходит волокно, прежде чем получим ткань? - Прядение (волокна прядут в тонкие нити) – ткацкое производство ( из нитей ткут ткань) – отделочное производство ( ткань отбеливают, окрашивают, наносят рисунок при помощи печатных машин. - как вы считаете, на стадии ткацкого производства может ли отличаться лицевая и изнаночная сторона ткани ? (могут отличаться, а могут быть и одинаковыми, в зависимости от вида переплетений) - какие виды ткацких переплетений вы знаете ? - Посмотрите внимательно на край ткани вашего образца, переплетение каких нитей там существует (нити основы и нити утка, их переплетение – это и есть ткацкое переплетение нитей, а переплетения бывают : Рассматривая ткани с лицевой стороны, можно заметить, что основные нити ложатся в определенном порядке - то сверху, то снизу утка. Это создает тот или иной рисунок переплетения нитей в ткани и придает ей различные свойства. Количество рисунков ткацких переплетений очень велико. По сложности они делятся на гладкие (или простые), мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые. К гладким переплетениям относятся полотняное, саржевое и сатиновое. Самое простое и распространенное из них - полотняное. На рисунке вы можете увидеть, что каждая нить основы в нем переплетается с уточной через одну. Ткань полотняного переплетения очень прочна. Поверхность ее гладкая, матовая, одинаковая с лица и изнанки. Ситец, бязь и многие другие хлопчатобумажные ткани, почти все льняные (полотно, парусина и т. п.), а также все шелковые ткани имеют полотняное переплетение нитей. Ткани саржевого переплетения легко отличить по косым полоскам на поверхности, идущим обычно слева направо и снизу вверх. Такое переплетение нитей имеют главным образом шерстяные ткани: кашемир, далембра, шотландка и другие,- а также шелковые подкладочные и некоторые хлопчатобумажные. Поверхность тканей сатинового переплетения гладкая, блестящая, потому что основные и уточные нити в них редко изгибаются. На лицевой стороне такой ткани образуется как бы настил из уточных (или основных) нитей. Однако при таком строении ткань получилась бы недостаточно прочной: ведь основные и уточные нити в ней переплетаются сравнительно редко. Поэтому, чтобы сделать ткани прочнее, их вырабатывают очень плотными. Сатиновое переплетение нитей имеет сатин. – На этапе отделочного производства ткань отбеливают, окрашивают, наносят рисунок при помощи печатных машин. Ткань, снятая с ткацкого станка, проходит сложную отделку: её отбеливают, окрашивают, наносят рисунок при помощи печатных машин. - Как вы думаете, на этапе отделочного производства легко распознать лицевую и изнаночную сторону? На этапе отделки лицевую и изнаночную сторону уже намного проще распознать Ткань, которую снимают со станков, называется суровой или суровьем. Прежде чем поступить в продажу, она проходит операции отделки. Ткани различного назначения отделывают по-разному. Одни отбеливают, другие окрашивают, на третьи наносят печатный рисунок. Ткани делаются блестящими или матовыми, гладкими или ворсистыми. При окончательной отделке их пропитывают составами, придающими им более красивый вид, мягкость или жесткость, несминаемость, молеустойчивость и т. п. III Сообщение нового материала Признаки определения лицевой и изнаночной сторон тканей. Любой портной знает, прежде чем приступить к раскрою, необходимо определить лицевую сторону ткани. Это нужно и для того чтобы правильно выполнять все последующие портновские работы, и для того чтобы рисунок на изделии был чётким и интересным. Лицевая сторона ткани и получила такое название, что она всегда обращена к смотрящему на изделие. Вопрос. – Девочки, а вы знаете, как определить лицевую и изнаночную сторону? Вы ведь уже это делали сегодня в начале урока. - Правильно. Рисунок здесь всегда более гладкий, яркий, выпуклый, нарядный. Лицевая сторона ткани выигрышнее смотрится, лучше гладится, приятнее на ощупь. Итак, снятая со станка ткань проходит несколько операций отделки – её опаливают, отбеливают, пропитывают различными составами, красят или печатают на ней рисунок. Все эти операции выполняют с лицевой стороны – на ней меньше узелков и ворсинок. Поэтому она более гладкая и блестящая. На изнанку всегда стараются выводить все недочёты ткани, в то время как на лицо выводятся дорогие отделочные нити и тонкотканные рисунки. Определить лицевую и изнаночную сторону ворсовых тканей, таких как вельвет, бархат очень просто по наличию ворса. Лицевую сторону хлопчатобумажных тканей определяют по яркости и по качеству рисунка. Положите ткань так, чтобы кромки лежали параллельно друг другу и посмотрите на ткань. Лицевую сторону тканей с атласным переплетением (атлас) легко определить по гладкости переплетения. К тому же, лицевая сторона атласа всегда чуть блестящая, а изнанка – немного шершавая, матовая. Вообще же, в гладко окрашенных тканях изнанка всегда пушистее, чем лицевая сторона ткани. Лицевую сторону ажурных тканей можно определить по перевивочному эффекту. Если вы посмотрите на ткань с саржевым переплетением, то увидите, что диагональ рисунка на лицевой стороне всегда идёт от лицевого нижнего угла к правому верхнему, а на изнанке – наоборот. А вот сторону подкладочных тканей определить на глаз сложнее. Но это можно сделать, посмотрев на выбоинки в кромке исследуемой ткани. Эти дырочки образовались при протягивании ткани иглами через систему барабанов при окрашивании, поэтому они всегда смотрят с лицевой стороны на изнанку. Если же у вас нет кромки исследуемой ткани, рассмотрите её на просвет, потрите пальцами, сравните стороны друг с другом. Для трудных тканей лучше сразу пометить лицевую и изнаночную стороны в нескольких местах. Однако если вам не удалось определить лицевую сторону ткани, особенно из искусственных волокон, не расстраивайтесь. Возможно, перед вами так называемая двухсторонняя ткань, в этом случае, за лицевую сторону ткани можно принять любую из её сторон. Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани определяют по следующим признакам: 1. По печатному рисунку На лицевой стороне ткани рисунок более яркий, чем на изнаночной. Ткани красят на особых машинах, нанося краску с лицевой стороны (печать). На изнаночной стороне рисунок получается бледным, нечётким и тем бледнее, чем толще ткань. 2. По поверхности Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону. В гладких тканях изнаночная сторона более пушистая, чем лицевая. Для определения пушистости ткани её нужно рассматривать на уровне глаз. В смешанных тканях наиболее дорогие нити выводятся на лицевую сторону(например, люрекс в парче) 3. По блеску При выработке ткани сатиновым(сатин) или атласным переплетением(атлас) лицевая сторона получается гладкой и блестящей. Рассмотрим образец (из цветной бумаги) сатинового переплетения. С той стороны, где уточные нити перекрывают по четыре основных, поверхность ткани гладкая и блестящая. 4. По ворсу На лицевой стороне бархата или вельвета длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность гладкая или ворс короткий. В драпах на лицевой стороне ворс располагается упорядочено, а на изнаночной стороне выглядит менее аккуратно. У гладко окрашенных тканей лицевая сторона более гладкая, а изнаночная - более ворсистая. 5.По кромке. По краям ткани у кромки имеются проколы. Ткань, в местах проколов более выпуклая на лицевой стороне Определение лицевой и изнаночной стороны. Различают односторонние и двухсторонние ткани. Помните, что определение лицевой и изнаночной стороны играет важную роль при раскрое одежды. В односторонних тканях лицевая и изнаночная стороны резко отличаются друг от друга. В двухсторонних тканях эта разница практически незаметна, т.е. и та и другая стороны могут использоваться при раскрое. Чтобы правильно определить стороны ткани, ее следует положить так, чтобы обе стороны находились рядом, а их кромки были расположены параллельно друг другу. Ниже перечислены характерные признаки для определения стороны ткани: - лицевая сторона более гладкая и менее ворсистая; - лицо ткани более чисто и лишено всевозможных дефектов; - ткани, имеющие ворс с обоих сторон, более ворсисты (более густой ворс) с лицевой стороны; - ткацкий рисунок с лицевой стороны более отчетливый и рельефный; - печатный рисунок с лицевой стороны имеет более яркую окраску; - более ясно выглядят цветные нити на лицевой стороне шерстяных тканей; - некоторые ткани по кромке отверстия выступают на лицевую сторону; - более выпуклый рубчик на лицевой стороне тканей с диагональным рубцом; - в смешанных тканях более дорогие нити выходят на лицевую сторону. Перед работой с тканью нужно определить ее лицевую сторону. Как правило, лицевая сторона ткани характеризуется более тщательной и эффектной внешней отделкой. Она всегда чище по выработке. Переплетение и рисунки на лицевой стороне ткани всегда более четкие и эффектные. При определении лица и изнанки материала рекомендуем ткань расположить так, чтобы можно было одновременно сравнивать обе ее стороны, кромки ткани при этом следует расположить параллельно друг другу. Лицевая сторона многих тканей (сатина, ластика, молескина и др.) блестящая, а изнаночная — матовая. Для определения лица у бельевой, гладкокрашеной или стриженой ткани следует расположить ее на горизонтальной плоскости и посмотреть на нее против света, на отсвет, т. е. по горизонтали параллельно плоскости ткани. В этом положении можно без труда заметить, что лицевая сторона отличается более гладкой, менее ворсистой поверхностью, от изнанки. Такой же способ определения обычно применяют для определения интенсивности окраски и блеска на обеих сторонах ткани. В материалах с разрезным ворсом лицом является та сторона, на которой расположен ворс. В тканях с односторонним начесным ворсом он обычно располагается на изнанке. Если начес двухсторонний, то лицевая сторона всегда имеет более густой и лучше подстриженный ворс, чем изнаночная. В смешанных тканях, получаемых из различного сырья, более ценный материал, чаще всего, более приметен на лицевой стороне. Материал, выработанный саржевым переплетением (костюмное трико, саржа подкладочная и др.), на лицевой стороне имеет диагональ (рубчик) более выраженный, более выпуклый. Если смотреть на ткань по направлению основы, полоски поднимаются слева вверх направо. В набивных тканях рисунок наноситься на лицевую сторону, так как он более яркий и четкий. Для определения лицевой стороны гладкокрашеной ткани необходимо обратить внимание не проколы около кромок, которые выпуклостью обращены на лицевую сторону. Ведущим отличительным признаком лица суконных тканей являются цветные нити в кромке, которые на лицевой стороне всегда видны более отчетливо. При различной плотности материалы по основе и утку, как правило, на лицевой стороне преобладают перекрытия более плотной системы. Шерстяные ткани в рулоне обычно свернуты лицевой стороной вовнутрь, шелковые - лицом наружу. Ткани, сложенные сгибом, расположены лицевой стороной вовнутрь. В редких случаях рекомендуется использовать обе стороны ткани (например, креп-сатин - эффектная ткань из натурального или искусственного шелка, которая с одной стороны матовая, с другой блестящая). Определение лицевой и изнаночной стороны. Различают односторонние и двухсторонние ткани. Помните, что определение лицевой и изнаночной стороны играет важную роль при раскрое одежды. В односторонних тканях лицевая и изнаночная стороны резко отличаются друг от друга. В двухсторонних тканях эта разница практически незаметна, т.е. и та и другая стороны могут использоваться при раскрое. Чтобы правильно определить стороны ткани, ее следует положить так, чтобы обе стороны находились рядом, а их кромки были расположены параллельно друг другу. Ниже перечислены характерные признаки для определения стороны ткани: - лицевая сторона более гладкая и менее ворсистая; - лицо ткани более чисто и лишено всевозможных дефектов; - ткани, имеющие ворс с обоих сторон, более ворсисты (более густой ворс) с лицевой стороны; - ткацкий рисунок с лицевой стороны более отчетливый и рельефный; - печатный рисунок с лицевой стороны имеет более яркую окраску; - более ясно выглядят цветные нити на лицевой стороне шерстяных тканей; - некоторые ткани по кромке отверстия выступают на лицевую сторону; - более выпуклый рубчик на лицевой стороне тканей с диагональным рубцом; - в смешанных тканях более дорогие нити выходят на лицевую сторону. IV Лабораторно – практическая работа № 4 «Определение лицевой и изнаночной сторон в тканях» 1. Определить лицевую и изнаночную стороны в тканях по изученным признакам. V. Проверка выполненной работы и оценка её качества. VI. Взаимопроверка знаний по теме «Материаловедение» (тест). Тест по теме «Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства ткани» 1. Лицевая и изнаночная сторона существует А) у всех видов тканей Б) не у всех видов тканей 2. Отбеливание, крашение, печатание рисунка на ткани происходит при А) прядильном производстве Б) отделочном производстве ткани 3. Проколы у кромки ткани более выпуклые А) на лицевой стороне Б) на изнаночной стороне 4. Печатный рисунок на ткани более яркий А) на изнаночной стороне ткани Б) на лицевой стороне ткани 5. Мелкие дефекты ткани выводят при ткацком производстве А) на лицевую сторону ткани Б) на изнаночную сторону ткани Список литературы 1. Бердник Т. О. Швея. Портной легкой женской одежды. Учебное пособие для учащихся лицеев и средних профессионально-технических училищ. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000. 2. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. М., Легкая и пищевая промышленность, 1983. 3. Мельникова Л.В., Короткова М.Е., Земгано Н.П. Обработка тканей. Учебное пособие для учащихся 9-10 классов средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1986. 4. Одежда легкая женская и детская. Общие технические требования. ОСТ 17-167-79. 5. Першина Л.Ф., Петрова С.В. Технология швейного производства. М.: Легпромбытиздат, 1991. 6. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. М.:изд. “Мастерство”, 2000. 7. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. М.: ИРПО, 2000. 8. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. М.: Высшая школа, 1993. 9. Труханова А.Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Высшая школа, 2000.
На уроках технологии в неделимых классах или на кружковых занятиях интересна бумага как доступный конструкционный материал, универсальный трансформер. При подготовке к новогодним праздникам важная роль отводится оформлению традиционной елки. В этом поможет собственноручное изготовление новогодних игрушек, в частности, из бумаги в технике модульного оригами.