Преобразующая сила музыки на примере фрагмента оперы Н.А. Римского -Корсакова «Садко»
Тип урока: интегрированный урок. Предметы: музыка, ИЗО искусство. Вид урока: расширение и углубление знаний. Педагогические технологии: творческие мастерские. Предметы: музыка, ИЗО.
Тема урока: «Джаз – это жизнь». Тип урока: Изучение нового материала (систематизирующее). Цель урока: Выявить особенности джазовой музыки через взаимосвязь с жизненными явлениями. Задачи: • актуализация знаний детей о джазовой музыке; • поиск взаимосвязей жизненных явлений и способов их воплощения в музыке; • пробуждение личностного отношения к жанру через творческие задания. Методы и приемы: • проблемных ситуаций (сопоставление, наведение, анализ); • контрольных вопросов; • уподобления (творческое задание); • наглядные. Формы организации деятельности: • слушание; • музыкально-ритмические движения; • просмотр видеоматериала. Ход урока: Организационный момент. У поэта Н.Огарева есть строки: Когда мы в памяти своей проходим прежнею дорогой, В душе все чувства прежних дней вновь оживают понемногу. А у вас в жизни бывает, что какое-то воспоминание, слово, аромат, звук рождают ассоциации. Сегодняшний урок я хочу начать, конечно, с музыки. Я не буду называть автора произведения, композитора, эпоху, стиль и т.д. Послушайте ее, пожалуйста, и скажите - какие ассоциации у вас вызывает эта музыка, с чем в ваших представлениях она связана. (ответы детей) Вы узнали этот неповторимый стиль?.. Это, действительно, джаз. А как вы думаете, джазовая музыка существует в мире сама по себе или она каким-то образом связана с жизнью?.. (Конечно, как любое явление, она связана с жизнью… А как?) Сегодня на уроке мы с вами попробуем найти ответ на этот вопрос. Когда начинаешь говорить о каком-то явлении, то всегда на что-то опираешься. Как вы в первом классе начиная говорить о музыке опирались на «трех китов» музыки. Что же лежит в основе джаза. Каковы его корни, прежде всего, национальные? (ответы детей) Корни эти афро-американские. (первая связь – национальные корни. На доске появляется первая карточка). Это музыка, рожденная потомками черных невольников, завезенных в Америку. Истоки: • спиричуэлз – духовные песни-молитвы американских негров, песни, полные скорби, возникшие в период рабства в южных штатах Америки. • блюзы – светские лирические песни негров, живших вдоль берегов реки Миссисипи. В блюзах тоска соединена весельем отчаяния, безверия. • рэгтаймы – это танцевальные мелодии, очень ритмичные, с характерным синкопированным ритмом. Как говорят про них исследователи джаза: «Это попытки негров сыграть польки и кадрили на свой манер». Я знаю, что у вас есть опыт общения с джазом. А скажите пожалуйста, какой темой объединены ваши уроки музыки на сегодняшнем этапе. (Музыка легкая и серьезная). Кстати, джаз – это легкая или серьезная музыка? (ответы детей). Я хочу предложить вам послушать произведение изумительного исполнителя, композитора, подлинного гения джаза. Вы, наверняка узнаете этот характерный голос и его любимый музыкальный инструмент. Послушаем и попробуем ответить на вопрос: легкая или серьезная эта музыка? (Л.Армстронг «Let My People Go») Узнали? (если нет - называю). Какая по вос