Дидактический материал по развитию творческого мышления, речи, внимания, воображения дошкольников

задания к дидактическим упражнениям по развитию творческого мышления, дидактические игры на развитие речи, внимания, воображения, мышления

didakticheskij-material-po-razvitiyu-tvorcheskogo-myishleniya.docx
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Раздел: Иное
Центр игровой поддержки ребенка – уникальная форма организации дошкольного образования, имеющая право на повсеместное распространение, в силу своей важности и необходимости для современной семьи и полноценного развития детей раннего возраста. Опираясь на опыт работы ЦИПРа, мы пришли к выводу, что важнейшей составляющей успеха образовательной деятельности является интегративный подход.
Раздел: Иное

Содержание Информация об опыте………………………………..3 Технология опыта……………………………………..8 Результативность опыта………………….…………..22 Библиографический список…………………………..25 Приложение к опыту………………………………….27 Тема опыта: "Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов". Информация об опыте Условия возникновения опыта. С 2007 года я осуществляю педагогическую деятельность в муниципальном дошкольном образовательном учреждении МДОУ «Детский сад №33» В настоящее время я работаю в 2 младшей группе, которую посещает 24ребенка. Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей детей в изобразительной деятельности возник не случайно . Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка.У них не поставлена рука,неправильный захват карандаша и других изобразительных материалов,плохо развита связная речь. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Актуальность темы продиктована требованиями общества , предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства , которыми наделяет нас природа , к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творческости – одна из главных задач дошкольного воспитания. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.Была развита речь. В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий: -между традиционными и нетрадиционными методами обучения изобразительной деятельности; -между одновременной информационной загруженностью и бедностью индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей; -между необходимостью развития креативности ребенка и стереотипами и неразвитостью креативности у самого педагога. Пытаясь разрешить данные противоречия, я создала оптимальные условия для организации работы по развитию в изобразительной деятельности. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Длительность работы над опытом составляет 3 года. На первоначальном этапе (сентябрь-октябрь 2006 года) мною были проанализированы материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, проведено анкетирование родителей и диагностирование детей с целью выявления уровня развития творческих способностей в живописи (по методике Т.Г.Козаковой). По результатам диагностики развития способностей в живописи, приоритетным направлением которой являлась овладение способностью создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник живописи, были выявлены следующие показатели: высокий уровень- 4 детей (17 %); средний уровень - 12 детей (50 %); низкий уровень - 8 детей(33 %) . Исходя из полученных данных, я составила тематический перспективный план работы на год, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе. На втором этапе работы ( ноябрь 2006 года- март 2009 года) мною были проведены практические мероприятия: - организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который служит основой возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения; - экскурсии и наблюдения по обогащению детей яркими впечатлениями (по городу, в парк); - организация в группе условий для самостоятельной художественно-изобразительной деятельности детей (уголок творчества, оборудованный и оснащённый всеми необходимыми материалами), создание предметно-развивающей среды, художественной галереи, мини-выставок детских работ; - разработка творческих заданий и использование проблемно-поисковых ситуаций, обеспечение эффективной мотивации, создание атмосферы доверительного общения и сотрудничества на каждом занятии; - проведение мастер-класса для воспитателей; - создание развивающих дидактических игр по разным разделам изобразительной деятельности; оформление тематических альбомов по изодеятельности; - консультирование и просвещение родителей; - организация совместной творческой деятельности детей и родителей; - создание развивающих дидактических игр по разным разделам изобразительной деятельности; оформление тематических альбомов по изодеятельности. На третьем этапе (апрель-май 2009 года) был проведен анализ результатов, подведен итог работы. Диапазон опыта охватывает организацию процесса, направленного на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник и материалов в единой образовательной системе: педагог – ребенок – родители. Теоретическая база опыта основана на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно – творческих способностей, которой в свое время занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова (лепка), ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка), А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер. Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Я использовала их идеи в своей практической деятельности. Я тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности. В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной "Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию(художественному творчеству)"; Р.Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий" . В практической деятельности я также руководствовалась разработками И.В. Тюфановой "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников (конспекты занятий); пособием О.М. Сахаровой "Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей). Степень новизны педагогического исследования заключается в том, что в нем проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Технология опыта Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов. В ходе проведения исследовательской работы мною был определен ряд задач: -проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте; -разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области рисования различными живописными материалами; -апробирование инновационных техник в живописи для развития художественных способностей детей дошкольного возраста. Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности. В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. 1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию. 2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей. 3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность. 4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера. 5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы. 6.Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности. В своём исследовании я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности: 7. Принцип наглядности. 8. Принцип доступности материала. 9. Принцип построения программы от простого к сложному. 10. Принцип повторности материала. Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой ,моей педагогической технологии . На первоначальном этапе я изучила, обобщила и систематизировала имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования. Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью я провела ряд консультаций для родителей и воспитателей: «Натюрморт как средство художественно – эстетического развития личности в дошкольном возрасте» , "Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?...»(приложение №2 ), "Игрушки из бросового материала своими руками" ; мастер – классы с целью повышения уровня владения педагогами практическими навыками и художественно – оформительской работой, специфическими техническими приемами: "Нетрадиционные способы рисования"( приложение № 1), выступила с докладами из опыта работы: «Развитие художественного творчества у дошкольников под влиянием обучения», «Современные изобразительные материалы, их роль и значение в художественно – творческой деятельности детей. Работы детей в интерьере детского сада». Учитывая факторы развития художественно – творческих способностей, я осуществляла практическую работу по нескольким направлениям: Обогащение впечатлениями и расширение представлений: 1) Проведение экскурсий, наблюдений, процесса восприятия; опыта художественных впечатлений образов искусства 2) Организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье; обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, являющегося основой для возникновения замыслов и материалом, необходимым для работы воображения. 3) Создание предметно – развивающей среды, условий, стимулирующих и обеспечивающих художественно-творческую деятельность детей. Разработка специального цикла занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение. Каждое из занятий дифференцировалось мною по виду в зависимости от критерия выделения (по содержанию изображения: рисование по представлению, по памяти, с натуры, а также предметное, сюжетное и декоративное; по источнику замыслов, тем: тему, предложенную воспитателем(литературные темы, по музыкальным произведениям), тему, выбранную детьми, свободную тему; комплексные занятия (объединение под одним тематическим содержанием разных видов художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальное (пение, танец, слушание музыки), художественно – речевая; интегрированные занятия ( в основе интеграции выступает не только тема, но и задача развития творчества в восприятии и создании художественных образов); занимательные занятия (цель которых в создании устойчивой мотивации к художественно – творческой деятельности) и входило в определенный блок: «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»:«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»,«Арт-Кафе «Палитра»(Приложение №3); ^ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА»: «Чудо-Африка» (картофельные матрицы)(Приложение №6), "Как снеговики за елкой ходили" (рисование, аппликация, бросовый материал),«В далеком космосе» (граттаж), «На дне морском» (Приложение №5);« МОБИЛИ» (подвесные игрушки):«Под куполом цирка»(Приложение №4),«Бабочки", «Весна» и т. д.. Кроме объединения в блоки, занятия дифференцировались по характеру познавательной деятельности детей: 1.Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения. 2.Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений. 3.Занятия творческие, на которых дети включались в поисковую деятельность, были свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Степень самостоятельности и творчества в освоении детьми художественного опыта была различной на разных этапах обучения. Так к первому типу я отнесла занятия, на которых сама демонстрировала образец творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей), а также занятия, направленные на овладение детьми собственно изобразительными действиями. Второй тип занятий реализовывался в темах: «Заколдованная елка», «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», «Арт-Кафе «Палитра»», «Бабочки», «Весна», «Волшебный круг». Планирование третьего, творческого типа занятий осуществлялось с учетом индивидуального опыта детей. В системе работы творческое занятие могло не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у меня была возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения. Так тема «Зимой на прогулке» (3-й тип занятия, рисование по замыслу) предшествовала темам «Дети лепят снеговика», «Катание на санках», «Лыжники» (1-й и 2-й тип). В процессе этой работы родился замысел для создания коллективной композиции «Зимние забавы» (3-й тип). Творческими были также занятия на темы: «Лики осени», «Поэтический образ природы» (рисование по представлению), «Гуси-Лебеди» (сюжетное рисование по сказке), «Как снеговики за елкой ходили» (по замыслу), «Новогодняя открытка» (по замыслу). Я разработала свою модель развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности: 1.Сначала демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей). 2.Совместное творчество взрослого (педагога) и ребят. 3.Творчество детей с минимальной помощью взрослого. 4.Самостоятельное творчество детей. Специально организованные занятия, совместное творчество взрослого и детей проходили в группе, оборудованной и оснащенной всеми необходимыми современными изобразительными материалами. Кроме традиционных кистей, красок (гуашь, акварель), карандашей, пластилина и цветной бумаги, имелись в наличии: восковые мелки, тычки, фломастеры, блопены (воздушные фломастеры), уголь, сангина, гелевые ручки, самоклеящаяся пленка, бумага разной фактуры и формата, а также природный и бросовый материал. Большинство изобразительных материалов дети уже освоили, технику работы с другими продолжали совершенствовать и закреплять (уголь, сангина, блопены, гелевые ручки). 1.Демонстрация образца творческой деятельности Я ненавязчиво, как бы для себя, демонстрировала процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух. Дети проявляли заинтересованность и внимание, когда на их глазах демонстрировались приемы замысливания образа, поиска его вариантов, способов действия, отказ от каких-то решений и нахождение новых. Я создавала оригинальные работы, нестандартно использовала художественные материалы, комбинировала техники для создания более выразительного образа и показывала вариативность подходов при работе над одной и той же темой. После того как дети заинтересовались, следовали практические задания в игровой форме как упражняющего, так и творческого характера. Например, на занятии «Лики осени» (ранняя, золотая, поздняя) дети превращались в деревья (хрупкую белоствольную березоньку, могучий дуб, стройный тополь, раскидистый каштан, задумчивую плакучую иву, беспечный кудрявый клен, тонкую рябину, пушистую красавицу ель). Я побуждала детей передавать не только внешнее сходство, но и характер. В словесной форме от имени дерева дети описывали свои ощущения, делились мыслями (ива: «мне грустно, и я все время думаю, чтобы дети не сломали мои ветки»; клен: « у меня пожелтели листочки и мне щекотно, потому что они опадают»; дуб: «я самый главный в лесу, слежу за порядком и чтобы зверей не обижали»). Такие упражнения - вчувствования способствовали образному восприятию, развитию фантазии. Следующий шаг – выполнение работ в разной технике и широкое использование бросового и природного материала: "Старое корявое дерево" (уголь, сангина), " Туман в лесу" (акварелью по – сырому), " Березонька"(гуашь), "Осенняя роща" (ниткография), "Осенний ковер" (набрызг), "Веточка рябины (тычкование), "Листопад"(акватипия), "Осенний букет" (природный материал), "На опушке" (отпечаток формой) , "Осеннее дерево" (коллективная аппликация способом сминания и обрывания) и т.д.. Затем, опираясь на полученный опыт творческой деятельности дети с удовольствием изображали пейзажи и натюрморты на осеннюю тематику, передавали впечатление и свое видение окружающей действительности. 2.Совместное творчество педагога и детей. В процесс поисковой деятельности на уровне предварительного замысливания, исполнительства и дальнейшего при этом развития замысла я постепенно подключала кого-то из детей. Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их участия, подхватывая и развивая их идеи, постепенно раскрывала им сущность такой деятельности. На этапе совместного творчества детям предлагались в игровой форме интересные темы, вместе со мною ребята в процессе замысливания продумывали, обсуждали содержание образа (что и как будет изображено), способы (в какой технике и какими материалами будем работать, какой формат листа (если это рисунок) лучше взять, последовательность воплощения замысла. Дети учились выслушивать мнение другого, аргументировать свое, творчески общаться и сотрудничать. В процессе практической деятельности я пришла к выводу, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Коллективные картины и панно вызывали у детей живой интерес. Такие работы стали для детей хорошим примером, иллюстрирующим особенности многофигурных композиций, где одни предметы расположены ближе, другие – удалены на расстояние («Подводный мир», «Чудо-Африка», «Зимние забавы»). Сохраняя и поддерживая мотив игры, постепенно я формировала стремление выполнить изображение, узнаваемое другими людьми, производящее впечатление на зрителей, то есть общественно-направленные мотивы, в основе которых потребность общения с людьми, со взрослыми и детьми. Становление общественно-направленных мотивов делали детскую деятельность подлинно художественной, близкой по смыслу и значению к зрелой деятельности. Я также формировала мотив более высокого порядка – стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью. 3.Творчество детей с минимальной помощью взрослого На занятиях всегда царила творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов я создавала эмоционально-радостное настроение, атмосферу сказочной таинственности. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу, предлагали смелые решения, интересные варианты исполнения, а я побуждала их к созданию разнообразных и относительно неповторимых замыслов, учила обогащать замысел на основе наблюдения, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства. Я вела детей от понимания, принятия, удерживания и достижения цели (выполнение задания), поставленной мною, к самостоятельной постановке, удержанию и выполнению тем – целей (со временем более разнообразных и адекватных опыту и оригинальных). В этом типе занятий руководство взрослого выражалось: во-первых, в наблюдении, выяснении, а то и в предложении мотивов деятельности; во-вторых, в наблюдении за процессом замысливания (индивидуального и коллективного), распределения планирования последовательности работы, помощи в случае необходимости; в-третьих, в наблюдении реализации замысла, корректировке, согласовании действий на правах участника или заинтересованного зрителя; в-четвертых, в положительном принятии результата деятельности и его применении. Предоставив детям свободу выбора техники и материалов, мне сразу стало ясно, кто к чему тяготеет. Практически всем нравилось рисовать блопенами из-за их яркости, необычности и многофункциональности, тычками (отчасти из-за легкости применения и быстроты), восковыми мелками (детей привлекало их свойство – с нарисованной поверхности изображения краска «скатывается»). Комбинируя изобразительные материалы, многие дети были традиционны: основными выступали краски и кисти, но при этом дети активно пользовались палитрами, предпочитали готовым цветам смешивание красок. Некоторым очень нравилось рисовать углем, но многих не устраивала эта «грязная» работа, не нравилось, что изображение осыпается и так легко размазывается. Почти совсем забытыми оказались цветные карандаши, поскольку дети рисуют ими чаще всего дома. Всем детям нравилось работать в нетрадиционной технике («граттаж», «акватипия», «печать картофельными матрицами» и.д.), особый интерес вызывало применение природного и бросового материала, самоклеящейся пленки. Когда дети уже овладели достаточными умениями, я предложила им темы: сюжетное рисование по сказке, сочиненной совместно с детьми «Как снеговики за елкой ходили», «Ночь в зимнем лесу» (коллективное, по представлению), «Гуси-Лебеди» (по сказке). В процессе исполнения продолжалась работа по обучению детей умению обогащать первоначальный замысел. На всех типах занятий присутствовал сюрпризный момент, в игровой форме создавались проблемно-поисковую ситуации, из которой дети с большей или меньшей долей самостоятельности должны были найти выход. Например, при рисовании зимнего леса якобы закончилась бумага, и детям пришлось подумать, на чем еще можно рисовать. Были варианты: на доске, на стекле, а затем дети заметили рулон обоев с необычной фактурой (заранее приготавливаются варианты бумаги с разной фактурой) и были удивлены, что придется рисовать на такой неровной поверхности. «Путешествуя на пароходе», дети «высадились» на красивый берег, решили, что на необитаемый остров, а оказались в жаркой Африке (так родилось занятие «Чудо – Африка»). 4.Самостоятельное творчество детей Из своего опыта я отметила, что даже после проведенной углубленной работы, дети все еще нуждались в руководстве взрослого. Они уже научились замысливать образ, отбирать технические материалы, но содержание рисунка во многих случаях требовало обогащения, уточнения и дополнения. А также необходимо было продолжать работу, направленную на развитие операционно – технической стороны деятельности детей. Часто в самостоятельной изобразительной деятельности детское исполнение носило репродуктивный характер. Дети рисовали как бы «наизусть» то, что у них больше всего получалось или повторяли тему и рисунок так, как рисовали на занятии. Иногда они хотели рисовать в какой-то определенной технике, но не могли придумать содержание композиции, иногда просто многократно повторяли какие-то приемы рисования. Это, конечно же, хорошо для закрепления, но требовалось моё вмешательство , чтобы направить процесс в творческое русло. Некоторые не могли удержаться от штампов ( как общих – солнышко с лицом и лучиками – палочками, домик в виде квадрата – стен и треугольника – крыши; так и личных – например, рисование всех деревьев по одной и той же схеме, не обращая внимания на характерные особенности конкретного дерева). Иногда в самостоятельной деятельности дети рисовали небрежно, как бы наспех (если только не было личной заинтересованности в предмете изображения (себя и все что для него значимо ребенок рисовал очень тщательно и детально, а других участников композиции более схематично и небрежно).Дети могли считать свой рисунок законченным, хотя над ним еще надо было поработать: придать выразительность, сделать деталировку и исправить некоторые ошибки ( в некоторых случаях выполнить последнее без ущерба для рисунка уже трудно). Поэтому особое внимание я уделяла анализу детских работ. Достижения ребенка оценивались с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировалась оценка, которой придавался позитивный характер. Поэтому часто на мини-выставках оказывались не только самые лучшие детские произведения (иначе это были бы рисунки одних и тех же детей, работы которых, даже не очень оригинальные, с исполнительской точки зрения оказывались более «сильными» по сравнению с работами «слабых» детей), но и рисунки, отличавшиеся своеобразием, личными переживаниями и самовыражением каждого ребенка, его «прорывы» и значимые достижения. Я учила и взрослых (педагогов и родителей) также не сравнивать детские работы между собой, а отмечать индивидуальную манеру выполнения. Привлекала к анализу детей, обращая их внимание на то, что рисунки других надо оценивать не с позиции: «мне нравится этот рисунок потому, что я дружу с Наташей», а с позиции их выразительности. Кроме этого, регулярно я организовывала творческие выставки совместных работ детей и родителей, детей и воспитателей: «Закружила осень золотая», «Поэтический образ природы», «Зимушка-зима». Были интересные и оригинальные находки, свежие идеи. Дети увидели, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы: - Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли. - Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям. - Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции - Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения; - Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл. Поначалу дети затруднялись в выборе нужного изобразительного материала, иногда неудачно комбинировали техники, образы получались недостаточно выразительными, иногда чересчур декоративными (особенно у девочек). В ходе работы с родителями, на начальном этапе я столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие художественно – творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем. Я ознакомила родителей с особенностями проводимого исследования. Разъяснила, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находились их дети в начале исследования, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. После проведения цикла специально организованных занятий с детьми, предоставила родителям результаты экспериментально – исследовательской работы. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества. Из своего опыта я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются: 1.Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком. 2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться. 3.Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. 4.Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности. Результаты диагностики развития художественно-творческих способностей детей (по методике Т.Г.Козаковой) свидетельствуют о положительной динамике: 2006 год -высокий уровень- 4 детей (17 %); средний уровень - 12 детей (50 %); низкий уровень - 8 детей(33 %); 2009 год – высокий уровень – 10 детей (42%); средний уровень – 14 детей (58%); низкий уровень- 0%. Практическая значимость моего труда заключается в использовании разработанных занятий в качестве методических рекомендаций . Результатом моей кропотливой работы по развитию художественно- творческих способностей детей стали их способности к рисованию. Библиографический список Выготский, Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» /Л.С. Выготский. - Москва: «Просвещение», 1991. -168 с. Галанов, А.С. Корнилова С.Н., Куликова С.Л.,«Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» /А.С.Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л.Куликова. – Москва: творческий центр «Сфера», 1999. -198 с. Григорьева, Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»/ Г.Г.Григорьева. – Москва: издательский центр «Академия», 2000.- 214 с. Дрезнина, М.Г. "Каждый ребенок художник: Обучение дошкольников рисованию" / М.Г. Дрезнина. – Москва: "Ювента", 2002. -200 с.: ил. Климова, Е.П. "Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия" / Е.П. Климова. – Волгоград: "Учитель", 2007. – 77 с. Казакова, Р.Г. Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. "Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий" / Под ред. Р.Г. Казаковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. Козакова, Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» /Т.Г. Козакова. - Москва, «Просвещение» 1985.-260 с. Козакова, Т.Г. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника»/ Т.Г. Козакова. – Москва: «Просвещение», 1985.-280 с. Комарова, Т.С. Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. – Москва: педагогическое общество России, 2002.-240 с. Комарова, Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» / Т.С. Комарова. – Москва: «Педагогика», 1990.-286 с. Сакулина, Н.П..«Изобразительная деятельность в детском саду»/ Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова. – Москва: «Просвещение», 1982.- 176 с. Сахарова, О.М. "Сказки и краски: 14 сказочных историй для развития речи и творческих способностей" / О.М. Сахарова. – Санкт – Петербург: Издат – й Дом "Литера", 2006. – 32 с. Тюфанова, И.В. "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников" / И.В. Тюфанова. – Санкт –Петербург: "Детство – Пресс", 2004. -80 с. Швайко, Г.С., «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (программа, конспекты)» / Г.С. Швайко. – Москва: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.- 158 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Приложение №1- Мастер-класс для воспитателей "Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей". 2.Приложение №2- Консультация для родителей "Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?..." 3. Приложение №3-Конспект занятия по рисованию с элементами развлечения для детей старшей группы. Блок "ЦВЕТОВЕДЕНИЕ", Тема: "Арт – Кафе "Палитра" 4.Приложение №4 - Конспект коллективного занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике. Блок "МОБИЛИ", Тема: "Под куполом цирка" 5.Приложение №5-Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике для детей старшей группы Блок "ПОДВОДНЫЙ МИР", Тема: "На дне морском" 6.Приложение №6-Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике для детей старшей группы Блок "Печатки", Тема: "Чудо - Африка" Приложение №1 МАСТЕР – КЛАСС для воспитателейТема: "Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей". Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно – эстетического развития дошкольников. Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Одно из условий совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности - это использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов. Приложение №1 Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п. Тычок жесткой полусухой кистью. Возраст: любой. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не Приложение №1 опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование пальчиками. Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой. Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Оттиск печатками из картофеля. Возраст: от трех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, во вторую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Оттиск поролоном. Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку. Оттиск смятой бумагой. Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага. Восковые мелки + акварель. Возраст: от четырех лет. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Печать по трафарету. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет Монотипия предметная. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Кляксография обычная. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с ниточкой. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Набрызг. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Отпечатки листьев.Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Тычкование. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квад­ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа. Монотипия пейзажная. Возраст: от шести лет. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. Приложение №2 Консультация для родителей "Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?..." Краткая справка: Уважаемые родители! Если возраст вашего ребенка от 1,5 до 7 лет и вы всерьез заинтересованы в том, чтобы он полноценно и всесторонне развивался, раскрыл свои природные художественные способности, научился самовыражению при помощи изобразительных средств и материалов, фантазировать и воплощать замысел, получать эмоциональное удовольствие от сделанного – эта консультация для вас. Разрешать или не разрешать? Вам всем наверняка знакома ситуация: малыш случайно нашел острый карандаш или ручку и вы к своему ужасу застаете его рисующим на новых обоях. Какова же ваша реакция? Вам жаль обои, вы ругаете ребенка, отбираете карандаш, запрещаете впредь это делать. Но ребенок мал, он поймет, что этого делать нельзя, но это не уменьшит его желания «творить». Поэтому важно вовремя переключить его внимание с обоев на более доступные материалы, например, лист бумаги, или мелом на асфальте. Зачем это нужно? Когда маленький ребенок берет в руки карандаш, фломастеры, он возможно, еще не догадывается об их назначении. Но научившись оставлять деревянной палочкой след на бумаге (или где-нибудь еще), он стремится повторить свои действия. Это доизобразительный период – каракули. Ребенок что-то черкает, но взрослым это кажется бессмысленным. На самом деле это очень важно. Постепенно ребенок начинает менять характер движений и вдруг, к своему удивлению он видит что клякса, это вовсе не клякса, а кошка или собака, или даже слон. Это процесс узнавания. В этот момент очень важно взрослому быть и поддержать. Это переломный момент, это начало нового периода – изобразительного. Теперь рисование обретает для ребенка смысл, он сознательно пытается что-то изобразить, хотя получается это частично и пока еще продолжает носить случайный характер. Но это только начало, толчок. Взрослому теперь можно подключиться и показать несложные приемы рисования, но только с разрешения ребенка, ненавязчиво. Зачем это нужно? Во-первых развивается мелкая моторика рук. А так как деятельность руки напрямую связана с работой головного мозга, следовательно стимулируется умственное развитие, развивается зрительный анализатор, ребенок усваивает сенсорные эталоны (цвет, форму, размер), формируется художественное и конструктивное мышление. Все это вместе взятое помогает ребенку становиться личностью, раскрыть свой творческий потенциал. Изодеятельность – это, пожалуй, самый продуктивный вид детской деятельности. И пусть даже ваши сын или дочь не станут художниками, но есть такое понятие как интерполяция, т.е. перенос усвоенных знаний, умений и навыков с одного на другие виды деятельности. Полученный опыт поможет освоить детям различные виды деятельности: для девочек это составление узоров при вязании, шитье, вышивании, украшение торта; для мальчиков – моделирование, подбор гардероба, строительство дома, резьба по дереву.При правильном воспитании и обучении у детей разовьется свой эстетический вкус. Чем рисовать? Родители часто задумываются: чем лучше рисовать ребенку карандашом или кисточкой, а может ручкой (ей легче оставлять след на бумаге), давать ли ребенку краски, а если давать, то какие? Итак, все по порядку. Давать нужно все, но не сразу, и желательно в игровой форме (пришла посылка, а в ней карандаши, сказочный герой ночью принес краски). Взрослый постепенно показывает и объясняет назначение всех изобразительных материалов и инструментов. Что сначала дать – карандаши или краски – особой роли не играет. Но если вашему ребенку только 2 года, а вы хотите научить его пользоваться красками, то лучше начинать с одного цвета. Цвет обязательно надо назвать, но поначалу не нужно добиваться от ребенка того же. В следующий раз можно взять краску другого цвета. Как нельзя лучше для этих целей подойдут гуашевые краски. Их можно разводить на палитре в нужном количестве. На данном этапе важно научить ребенка правильно держать кисточку (тремя пальцами возле железочки) и пользоваться ею (хорошо промывать, набирать нужное количество краски, лишнюю снимать о край баночки, осушать кисточку о салфетку в конце работы). Постепенно можно прибавлять цвета (2 цвета, затем 3 и т.д.). когда малыш научиться пользоваться кистью и хорошо ее промывать, можно предложить ему большой набор акварельных медовых красок. Учеными установлено, что у детей более острое восприятие цвета и глаз 4-х летнего ребенка различает гораздо больше оттенков, чем глаз взрослого. Если эту особенность не развивать и не закреплять, то с возрастом она утрачивается. Дети старшего дошкольного возрастмогут пользоваться как гуашевыми так и акварельными красками. Можно научить ребят смешивать цвета на палитре для получения новых оттенков. Кисти следует иметь разных номеров и разной формой ворса (плоские, круглые). Чем меньше указан номер на деревянной ручке кисти, тем она тоньше. Достаточно 2 – 3 кисти (узкая, средняя и широкая). Кисти лучше покупать с натуральным ворсом. Малышам 2 – 3,5 лет подойдут кисти из собаки, козы (2 штуки – узкая и широкая). Детям постарше 4 – 7 лет лучше приобретать беличьи кисти или колонковые. Чтобы правильно выбрать беличью или колонковую кисть достаточно ее окунуть в воду. Все ворсинки должны ровно прилегать друг к другу и образовывать тонкий и плотный кончик. Яркий сочный след от краски на бумаге вызывает у детей эмоциональный отклик. След же от карандаша более бледный и тонкий, к тому же пальчики ребенка не могут регулировать силу нажима, карандаши надо постоянно точить. Эту проблему можно решить приобретя восковые мелки. Но у карандашей есть преимущества: они всегда под рукой их можно взять с собой на улицу, при рисовании они не размазываются, не надо ждать пока высохнет. Поэтому большой набор карандашей будет кстати. Старшим детям можно предложить фломастеры и научить рисованию в смешанной технике: фломастеры + карандаши + восковые мелки. Можно также разрешать пользоваться цветными ручками. Малышам рисовать ручкой только в присутствии взрослых, т.к. она может оказаться небезопасной для здоровья, не говоря о том, что малыш может сильно измазаться пастой. Немного фантазии и терпения. Последнее время большое внимание уделяется нетрадиционной технике: это и рисование тычками (палочка с поролоновым наконечником), картофельные матрицы (вырезанные из картошки брусочки разной формы оставляют на листе затейливый орнамент), нитками, кляксами, пластилином, углем и, наконец, пальцами и даже ладошкой! Изготовить необходимые инструменты и приобрести материалы в домашних условиях не составит большого труда и затрат. Где рисовать? Традиционно – на белом альбомном листе хорошей плотной бумаги. Но листу можно придать различную форму: 1 , c , m,∆, . Бумагу можно затонировать, да не в один цвет, а сразу в несколько. Можно рисовать гуашью на цветной бумаге, акварелью на мятой. В технике «монотипия» при помощи гуаши и шампуни рисунок наносится на стекло, под которым положен белый лист и затем со стекла изображение отпечатывается на бумагу. Можно рисовать и вовсе без бумаги: мелом на улице, палочкой на песке. Создать нарядную салфетку помогут тычки, которыми разноцветной тушью наносится оригинальный узор на белой c , m, 1 хлопчато-бумажной ткани. Затем прогладить салфетку горячим утюгом и готово. В детской комнате, если позволяют возможности желательно прикрепить к стене лист линолеума или доску, чтобы ребенок мог рисовать мелом и дома. А если вы хотите избежать разрисованных обоев, то прикрепите к стене большие листы бумаги так, чтобы они плотно прилегали друг к другу и дайте свободу вашему художнику. Приложение №3 Конспект занятия по рисованию с элементами развлечения для детей старшей группы Блок «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ», Тема: «Арт – Кафе «Палитра» Цель: Закреплять полученный опыт детей по смешиванию красок (получение новых цветов : оранжевый, зелёный, фиолетовый; высветление и затемнение цвета) в условиях решения проблемной ситуации(помочь фее Радуге). Развивать цветовое восприятие, чувство пропорции. Стимулировать творческую активность детей, воспитывать самоконтроль, аккуратность. Укреплять дружеские отношения между детьми. Методы и приёмы: проблемно – поисковый, наглядно – словесный, объяснение, игровой приём, сюрпризный момент. Оборудование и материалы: декорации и вывеска «Арт- Кафе», столы, стулья, переносные этажерки, имитация барной стойки; листы бумаги, палитры, гуашь пяти цветов (жёлтый, синий, красный, белый и чёрный) кисти разного размера, салфетки, прозрачные стаканчики по количеству детей; головной убор «Радуга», колпак «Шеф-повара», эмблемы для детей, сувениры, черно-белые карточки с изображением овощей и фруктов, карточки для моделирования схемы смешивания, муляжи фруктов. Ход занятия: Приветствие, превращение в персонажей (фею «Радугу», шеф – повара, краски). Построение красок по цвету в спектральной последовательности. Объяснение первого задания от имени персонажа Радуги, проигрывание ситуации смешивания красок в игровой форме Самостоятельные действия детей, направленные на смешивание красок для получения нужных цветов и их использования в дальнейшем рисовании на тему «Фрукты, овощи и ягоды». Рассматривание и оценка первого задания. Объяснение второго задания. Самостоятельные действия детей. Смешивание цветовых коктейлей и напитков (получение оранжевого, зелёного, фиолетового, розового, тёмно-синего и других цветов и оттенков). Рассматривание и оценка результатов второго задания в игровой форме. Воспитатель с детьми входят, приветствуют гостей и педагога. Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня такой волшебный день, поэтому воспитателя, с которым вы пришли , я превращу в фею Радугу (одевается элемент костюма – головной убор «Радуга»), а сама превращусь в Шеф-повара и приглашаю всех в художественное Арт-Кафе «Палитра». Шеф-повар: Уважаемая фея Радуга, мне в кафе «Палитра» очень нужны помощники, поэтому, я превращу ваших детей в разноцветные краски (педагог и воспитатель одевают детям цветные эмблемы). Фея Радуга, скажи, краскам место укажи! Фея Радуга: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.(дети выстраиваются в цветовой последовательности). Шеф-повар: Вот какие наши краски – Есть еще две краски, Вышла Радуга, как в сказке. Верные друзья, Полюбуйтесь, все цвета, Всем необходимы Вот какая красота! Как свет и темнота! (появляются черная и белая краски) А теперь пора садиться и как следует трудиться. (Дети занимают рабочие места за заранее приготовленными столами). А вы, фея Радуга, первый посетитель нашего Арт-Кафе «Палитра», делайте свой заказ. Фея Радуга: На диете я сейчас, овощи и фрукты будут в самый раз! Итак, я заказываю: Зелёных сортов, арбуз и виноград, Грибы и баклажаны, двух цветов (зел. и фиол.), Сладкую морковь, яблоко и грушу Апельсин и сливы, и немного бананов! Во время перечисления овощей и фруктов Шеф-повар прикрепляет соответствующие изображения (чёрно-белые карточки) на доску. Шеф-повар: Как же всё нарисовать Если красок только пять? Ответы детей: … . Точно, надо их смешать На доске выкладываются несколькими детьми схемы смешивания цветов. Самостоятельное выполнение задания детьми (непосредственно смешивание красок и процесс рисования); рассматривание работ, Радуга оценивает результат. Фея Радуга: Гости тоже решили сделать заказ в нашем кафе «Палитра». Они передали эту корзину с фруктами. Шеф-повар: Мои помощники! Я догадался, гости хотят чтобы вы приготовили из этих фруктов коктейли, соки и напитки.(Шеф-повар показывает фрукты, дети смешивают в стаканчиках краски для получения «сока» соответствующего цвета). Рассматривание и оценка результата в игровой форме, вручение феей Радугой сувениров детям (веера в виде радуги). Приложение №4 Конспект коллективного занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике Блок «МОБИЛИ», Тема: «Под куполом цирка» Цель: Расширять творческие возможности детей, используя разнообразные изобразительные средства и материалы, применяя ранее полученные знания, умения и навыки в нестандартной ситуации. Продолжать учить передавать в рисунке движение и позу человек Поощрять и учить грамотно строить отношения партнерства и сотрудничества при выполнении коллективной работы. Методы и приемы: объяснение, использование подвижных моделей – шаблонов, игровой прием, художественное слово, сюрпризный момент, игровая физкультминутка, совместная деятельность. Оборудование и материалы: каркас для мобиля “Цирк”, плотная и гофрированная бумага, фломастеры, цветные карандаши, салфетки, клеенки, клей, подставки под кисточки, модели человека, бросовый материал для украшения фигур(блестки, фольга, бантики, бахрома), степлер, фигурные ножницы, скотч, магнитофон, кассеты с записью музыки, костюм клоуна и фокусника, атрибуты для проведения фокусов (стол с отверстием, кувшин, ленты, цветы, зонтик, ручная крыса, маски для детей, сосуд с блеском). Ход занятия: Вводная часть. Дети входят вместе с педагогом, здороваются и представляются Педагог проводит беседу о цирке. Какие артисты работают в цирке? Потом дети находят мобиль “Цирк” и решают, кто мог бы на нем работать. Дети садятся за столы, где уже разложены все необходимые материалы для работы. Рассматривают подвижные модели человека и моделируют различные движения. Деятельность. После манипуляции с моделями дети выполняют рисунок человека-акробата и раскрашивают его с обеих сторон, затем вырезают ножницами, украшают различными деталями и вместе с педагогом закрепляют их на обруче-мобиле “Цирк”. Физкультминутка. Приходит клоун, здоровается с детьми и проводит логоритмику: Мы играем на гармошке, наши ножки топ – топ, Громко хлопаем в ладошки, наши ручки хлоп – хлоп, Головой слегка качаем, ручки вниз мы опускаем, Руки вверх мы поднимаем, отдыхаем, отдыхаем. Ребята, а вы хотите, чтобы к вам пришел настоящий волшебник-фокусник? Сюрпризный момент. Под музыку приходит фокусник и показывает фокусы с лентой, цветами, зонтиком, которые достает из пустого кувшина. Потом достает настоящую живую крысу, что вызывает бурные эмоции детей. Потом достает сувениры для каждого ребенка – очки для карнавала. В кульминационный момент с потолка высыпается блеск. Приложение №5 Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике для детей старшей группы Блок "ПОДВОДНЫЙ МИР", Тема: "На дне морском" Цель: Закреплять умение детей придумывать новые образы и воплощать их в рисовании по представлению. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения «печать от руки», ее средствами выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Воспитывать желание сотрудничать и чувство личной ответственности за конечный результат общего труда. Методы и приемы: экспериментирование, методы активизации детей, беседа, рассматривание иллюстраций и детских рисунков, частичный показ нового способа изображения. Оборудование и материалы: тонированная бумага форматом 45см × 3,5м; иллюстрации, фотографии, детские рисунки, изображающие подводный мир и его обитателей; краски акварельные и гуашевые, поролоновые губки, кисти разных размеров, салфетки по количеству детей. Предварительная работа: Педагог вместе с ребятами рассматривает иллюстрации в книгах и журналах, обращает внимание на яркость окраски и необычную форму рыб и других обитателей моря: морских звезд, медуз, улиток, морских коньков; подчеркивает плавность линий, образующих форму водорослей и обтекаемого тела рыб. Детям также предоставляется возможность понаблюдать живых рыбок в аквариуме.Педагог тщательно продумывает организацию рабочего места детей и четко планирует последовательность действий. Столы для детей ставятся в одну линию и по всей длине расстилается бумага (заранее затонированная в цвет моря). Напротив таким же образом ставится другой ряд столов, на которых оборудовано рабочее место на каждого ребенка. Также приготавливаются тазы с водой и принадлежности, для того чтобы дети одновременно и быстро могли помыть руки. Группа украшается детскими рисунками на соответствующую тему. Ход занятия Вначале детям предлагается познакомиться с выставкой детских работ. Затем педагог беседует с ними о том, каких обитателей моря они знают, какие из них запомнились и понравились больше всего и почему. Нескольким желающим дается задание показать на доске разные способы изображения водорослей. Затем педагог сам показывает нетрадиционный способ изображения медузы «печать от руки». Ладошка полностью окрашивается выбранной краской (предварительно смачивается влажной губкой, затем слой гуашевой краски) и делается отпечаток, который дополняется деталями, нарисованными кисточкой. Самостоятельное рисование детей. После отпечатка медуз ребята дополняют изображение рыбами, морскими звездами, улитками, ракушками, водорослями, камушками. Во время рисования дети могут свободно перемещаться, рисовать в выбранных по желанию участках коллективной композиции, не нарушая при этом общего колорита. По современной методике анализ детского труда проходит в непринужденной форме в процессе занятия. По завершению дети любуются работой, педагог подчеркивает важность партнерских отношений в коллективном творчестве. Приложение №6 Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике для детей старшей группы Блок "Печатки", Тема: "Чудо - Африка" Цель: • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования картофельными матрицами, учить использовать ее средства выразительности: пятно, фактура, цвет. • Закреплять навык работы в технике «по сырому». • Развивать творческие способности при изображении знакомого новым необычным способом. • Воспитывать заинтересованность в повышении качества своего рисунка. Методы и приемы: экспериментирование, освоение новой техники, игровая мотивация, объяснение, показ последовательности действий, беседа. Оборудование и материалы: картофельные матрицы разной конфигурации (вырезанные ножом и инструментом для фигурной резки овощей), кисти, гуашь, губки, листы по количеству детей, схемы, музыкальный центр, запись песенки из детского мультфильма «Чунга-Чанга». I.ЭТАП. Предварительная работа: дети подготавливают фон: в технике «по-сырому» рисуют закат. Предварительно проводится беседа о том как по-разному выглядит небо в утренние часы, днем и вечером. II. ЭТАП. Ход занятия: Педагог обращается к детям. Ребята! Отгадайте загадку. «Зимой и летом одним цветом». Про что это? Да, правильно. Елки, сосны, ели стоят зеленые круглый год. В нашей стране это красивое дерево встречается очень часто. Но эта загадка не только про елочку, как все привыкли думать. Есть еще деревья, которые могут быть зеленые весь год, потому что растут они в удивительной стране, где зимой и летом ярко светит солнце и всегда очень жарко. Сегодня мы с вами отправляемся в эту страну. А как называются эти чудесные деревья и страна для вас пока будет тайной. Потому что как только я нарисую первое дерево вы сразу догадаетесь. Педагог показывает последовательность выполнения. Как вы думаете, чем я рисовала? Да, обыкновенной картошкой, но необыкновенной формы. Треугольной формой я нарисовала ствол, дугообразной – листья и ветки. А вот как вы думаете, что можно нарисовать при помощи штампа волнистой формы? Наша чудесная страна, которая как вы уже догадались называется Африка, омывает океан. Его и можно изобразить волнистым штампом. Теперь пусть и у вас вырастут эти чудесные деревья. Если вы вдруг запутаетесь, какая печать от какого штампа должна получиться, то вот вам небольшая подсказка. Педагог вывешивает схему. В последнюю очередь педагог спрашивает у детей, что можно изобразить большим круглым штампом (солнце). Затем показывает два рисунка, на которых нарисовано разное время суток и просит детей сказать, чем одно солнце отличается от другого. После выяснения показывает способ печати солнца на закате. По окончании работы педагог вместе с детьми рассматривает рисунок, отмечает наиболее удачные (с интересным фоном, качественно отпечатанными стволами и листьями пальм). При рассматривании включается детская песенка «Чунга-Чанга» из мультфильма, который очень хорошо знаком детям.

Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее