Весь процесс предыдущего взаимодействия с малышом подготавливая его позицию « я сам». Когда ему было всего 7-8 месяцев, он научился находить в ближайшем пространстве предметы одежды и обуви и пытался натягивать шапочку на голову, а ботинок на ногу, хотя из этого, конечно, мало что получалось. Малыш уже соотносил предмет и его назначение. К 2 годам активность ребенка возрастает: он поднимает ручки, когда вы надеваете на него платье, свитер, просовывает руки в рукава в пальто, которое вы держите, ноги – в чулки, колготки, носки, придерживаемые вами. Малыш может самостоятельно снимать некоторые предметы одежды (шапку, платок, развязанный вами, носки, колготки), но очень неумело. К 3-3,5 годам ребенок может сам одеться и раздеться. Но некоторые родители думают: да зачем это ему, еще такому маленькому? Мама сама сделает все быстрее и лучше, а вот он вырастет, и все само придет. И получается, что в три года ребенок заявляет « я сам», но мы ему не позволяем сделать самому то, о чем в 5-6 говорим: « Ты уже большой, сам одевайся», а ребенок капризничает, требует, чтобы его одевали-раздевали, сам делает это небрежно плохо. Вы, конечно, замечали, как ваша кроха, застегивая пуговицу и снимая платье, высовывает язык, пыхтит или, наоборот, задерживает дыхание, « помогает» себе всем телом? Безусловно, ему нелегко, ведь руки еще так непослушны, а действия так сложны и в то же время так интересны. Хочется с ними справиться самому! Не пропустите благоприятный период, когда ребенок хочет действовать сам, когда его привлекают действия с предметами, когда он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия. Наверстать упущенное будет очень сложно. Эти, на первый взгляд элементарные действия самообслуживания, создают большие возможности для развития малыша: - крепнет его рука, она «учится»сгибаться и разгибаться во всех сочленениях, совершенствуется мелкая моторика кисти; - развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение зрительно, а затем и кинестетически, через «мышечное чувство». - ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять их. - развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом. Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком в самообслуживании, важны для успешного его участия в любой продуктивной деятельности. Итак, ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами – одеждой и обувью. Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он стаскивает с себя платье, а не снимает. Вот как ребенок снимает колготки: взявшись за резинку, спускает их до колен, и не выпуская резинки из рук, стоя выдергивает из чулка сначала одну, потом другую ногу. В результате один или оба чулка обязательно вывернуться наизнанку. Если оба, то колготки хоть надеть можно. А если один? Как их надеть, когда один чулок смотрит вниз, а другой вверх . Взрослый, естественно, берет вещь из рук ребенка и сам начинает выворачивать ее и надевать на малыша. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и в положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно « готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание. Ну и как же, например, снять и положить колготки, чтобы максимально подготовить самостоятельное их одевание? Прежде всего подчеркнем, что у ребенка должен быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном или идя на прогулку, а также вешалка для верхней одежды на уровне его роста. Итак, снимаем колготки: - стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держась за резинку, малыш спускает их ниже колен. - садится на стул. - берет одной рукой за пятку, а другой за носок чулка ( вы, конечно, рассмотрите с ним, что на колготках есть пятка и носок). - тянет поочередно чулки вниз. Чтобы надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх ( или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя в руках), то левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый у правой. Теперь смело можно всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет. Мы не случайно так подробно расписали, как проходят снятие и надевание колготок. Обратите внимание, сколько разных действий надо совершить, да таких, которые не позволят колготкам вывернуться наизнанку и не потребуют мучительных поисков, где левый, где правый. Да еще надо знать, где у колготок резинка, чулки,, пятка, носок, шов. Если мы, взрослые, продумаем все действия ребенка, то облегчим очень сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным! Ведь это нам, взрослым, легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой предмет одежды. Вот еще несколько советов, как действовать с одеждой и обувью. Порядок действий ребенка Способы действий ребенка Место ребенка, расположение вещей Действия взрослого в помощь ребенку Платье снять и повесить Потянуть платье за ворот двумя руками вперед-вверх, высвобождая голову. Затем потянуть рукав за обшлаг, за конец рукава(не за плечо) вниз сначала с одной руки, потом с другой. Рукава и все платье не должны при этом выворачиваться наизнанку. Стоя за спинкой стула, повесить на спинку стула подолом вниз, застежкой вверх(если она сзади). Расстегните пуговицы, если самостоятельные попытки ребенка оказались безрезультатными, направляйте движения руки ребенка вперед -вниз при стягивании рукава. Покажите, как взять(за плечевые швы вещь застежкой к себе или от себя, повести вещь совместным с ребенком действием, разглаживайте ее, приговаривая: « Не сомнется платьице, пока Оля спит». Обувь снять и поставить. Ноги в обуви поставить вместе; наклонясь, развязать шнурки( отстегнуть застежку и т.п); ноги поочередно вынуть из обуви и поставить рядом с обувью так, чтобы обувь оказалась между ног. Наклонившись и не вставая со стула, рукой задвинуть под стул сразу пару обуви. Помогите расстегнуть обувь, если сам не сможет, покажите движение, каким задвигается обувь под стул. Платье надеть. « Влезть» в платье; ребенок не снимая вещи со стула, наклоняется и просовывает голову в ворот платья; затем выпрямляется и поочередно просовывает руки в рукава. Стоя за спинкой стула. Придержите подол, помогите ребенку сделать нужное движение руками, чтобы попасть в рукава. Обувь надеть. Выдвинуть обувь из-под стула одновременно поставить между ступнями ног, вставить ноги в обувь, застегнуть. Сидя на стуле. Покажите, как выдвинуть обувь и поставить ее, как застегнуть. Не отступайте от принятого порядка и способов действий, поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно: « Вот как Машенька положила колготки на сиденье стула, резиночкой на краешек стула, шов наверху». За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо. На первых порах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавить у него стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним чуть-чуть подправляйте движения ребенка. Он должен почувствовать « рисунок» движения, которое приведет к желаемому результату. Обратите внимание: сначала действие совершается ребенком и лишь после неудавшейся его попытки, вы приходите на помощь. Причем, не делая за него, а способствуя самостоятельному действию. Проявите терпение! Скоро вы увидите, что ребенок справляется с одеванием и раздеванием все более самостоятельно. Постарайтесь сделать процесс одевания и раздевания приятным для ребенка. Поощряйте его стремление к самостоятельности. Называйте предметы одежды, обуви. Обязательно демонстрируйте ребенку бережное отношение к его вещам. Например, расправьте платье на стуле. «Вот как повесим платье, чтобы не помялось». По интонации голоса, по движениям рук вещью, ребенок эмоционально уловит ваше отношение к ней. Итак, ваш малыш к 3-3,5 годам: - охотно обслуживает сам себя, одевается-раздевается, не капризничает, не требует, чтобы за него это сделали вы; - стремится к активности: « Я сам», не позволяет вам сделать то, что он умеет. - знает место каждой вещи и аккуратно их складывает определенным способом. - бережно обращается с вещами ,аккуратно ставит, кладет, вешает на место. Все это результат того, что вы, любя своего малыша, правильно себя вели: - проявили терпение, внимание и доброжелательность. -отвели специальное время для процессов самообслуживания и сделали их самоценным событием жизни ребенка. - для каждой вещи определили постоянное место, способ хранения и действия с ней. - оказывали помощь только в тех случаях, когда ребенок еще не мог справляться сам, руководствуясь правилом: я помогу тебе сделать самому. - хвалили ребенка только тогда, когда он достигал результата, прилагая усилия с определенным напряжением. - замечали любое новое действие, освоение ребенком, и хвалили за самостоятельность. - выражали своим пов
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Раздел: Иное
Методическая разработка По теме: «Музыкальная игра, как средство эстетического развития детей среднего дошкольного возраста». Цель: • Сделать игру красивым развлечение. • Способствовать развитию эстетического отношения к музыке, движениям. Задачи: • Развивать эмоциональную отзывчивость. • Способствовать воспитанию привычки посильно вносить элемент прекрасного в социальные отношения, помочь ребенку научиться различать добро и зло. • Воспринимать красоту движений и звуков. Музыкальная игра в жизни ребенка имеет огромное воспитательное и развивающее значение. Она не только доставляет ребенку огромную радость, но и способствует развитию и воспитанию музыкального вкуса, творческих способностей, открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов, формирует такие черты личности, как доброта, эмпатия, умение оценивать прекрасное, правильно и красиво двигаться. Все это в целом формирует эстетическое отношение к музыке. Поэтому музыкальной игре нужно придавать как можно больше значения, и через нее сделать ребенка добрее, умнее, ласковее, музыкально-развитым и, чтобы игра была неисчерпаемым источником радости и вдохновения. В.Г.Белинский сказал: «вам поручен ребенок: смотрите ж, что этот ребенок будет отроком, потом юношею, а там и мужем, и потому следите за развитием его дарований, и, сообразно с ним, переменяйте методу вашего ученья. Уча его, еще больше учитесь сами, а не то он перегонит вас: дети растут быстро». Ребенок 5-го года жизни становится достаточно активным, а действия его более осознанными, самостоятельными. У детей появляются собственные замыслы – желание разнообразить в играх сюжеты, возрастает интерес, понимание. Выросли физические возможности, ребенок испытывает острую потребность в движении и поэтому очень важно наладить разумный двигательный режим, насытить детей разнообразными подвижными играми, игровыми занятиями, заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки ребенка среднего дошкольного возраста. На этом этапе развития ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками и появляются новые черты в общении с педагогом. Поэтому необходимо доброжелательное, заинтересованное отношение к детским вопросам и проблемам, находить время для доверительного, материнского общения с ребенком: читать ему художественную литературу, рассказывать сказки, слушать музыку. Ребенок и музыка Ребенок пятого года жизни проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем его мире и произведениях искусства, испытывает от этого радость и удовольствие, знает многообразные эстетические и сенсорные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми. Он с удовольствием запоминает и воспроизводит стихи, активно участвует в танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Ребенок пробует себя в попытках самостоятельного исполнительства, т.к. у него в этом возрасте достаточно развито умение понимать характер и настроение музыки. Игры, забавы, развлечения доставляют детям большую радость, как и музыкальные пьесы-развлечения, например, Д.Кабалевского «Чемпион по прыжкам», А.Хачатуряна «Скакалка», В.Агафонникова «Догони-ка». И.Брамса «Петрушка». Дети этого возраста с удовольствием слушают произведения лирического, эпически-повествовательного, юмористического жанра, и совершенно безошибочно могут определить, какая из них жалобная, какая веселая, плясовая. Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в практической деятельности. Они легко узнают знакомые песни, пьесы, отмечают наиболее яркие выразительные средства, эмоционально отзываются на музыку, с интересом прислушиваются к ее звучанию, чувствуют и различают общий характер. Певческий голос в этом возрасте еще хрупок, нуждается в бережной охране и требует негромкого звукоизвлечения. Наиболее удобный диапазон – в пределах ре-си первой октавы. У ребенка складываются определенные взаимоотношения со сверстниками: возникают симпатии, привязанности. Это наблюдается в музыкальных играх, хороводах, при распределении ролей, выполнении необходимых действий. Складываются и общественные качества личности. Ребенок отличает «что такое хорошо и что такое плохо», отзывчив на доброе. И если взаимоотношения складываются благополучно, если они испытывают удовольствие от совместного пения, танцев, то их эмоциональное самочувствие повышается. И мы должны сохранять и поддерживать добрую, дружескую атмосферу, создавать все более комфортные условия, чтобы ребенок получил и испытывал эмоциональное благополучие в детском саду. Ведущие педагоги о роли музыкальной игры. По своей природе ребенок очень активен, подвижен, деятелен, прост, трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях. Поэтому во многом музыкальному воспитанию способствует такой вид деятельности, как музыкально-игровая. «Она служит делу познания ребенком окружающей действительности и в то же время является средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений, - говорит Н.А.Ветлугина, - первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-игровой деятельности, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. А творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремленности и наблюдательности». Опытный музыкальный педагог Н.Н.Доломанова, воспитанная в традициях русской дореволюционной музыкальной культуры, обращает особое внимание на необходимость развивать творческие способности детей, на важность и критериях отбора высокохудожественных произведений для музыкального развития ребенка. Она писала: «Игра является воспроизведением жизни реальной, музыка же – сколок жизни в идеале. Соединив то и другое и преподнося это детям, мы удовлетворим их потребность изображать жизнь, перевоплощаться. Пусть ребенок в игре своей будет жить красивой жизнью, тогда с младенчества в нем заложится привычка и потребность к красоте, отвлекающей от будничных переживаний, ссор. Обид, зависти и всего того, что портит жизнь. Ведь мелодия так нежно, красиво звучит, а гармония рисует нам ту гармонию, то согласие, которое должно быть в человечестве». Болгарский ученый М.Анчева делает акцент на том, что музыкальная игра должна использоваться не только как средство формирования и развития музыкального вкуса, памяти, творческой инициативы, но и обогащать внутренний мир ребенка, давать духовную закалку на всю жизнь и, таким образом, служить незаменимым средством «гигиены души». Методы и приемы. Тематика и содержание игр. Проводимых нами, отражают понятия. Близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы животных, птиц. И их действия. Мы обращаем внимание на то. Чтобы у детей возникало стремление сделать игру интересной, красивой, а движения персонажей разнообразными. Например, пред разучиванием сюжетной музыкальной игры «Козлята и волк» (музыка Т.Ломовой), мы показываем примерные образы движений волка, козы и козлят, и некоторым детям предлагаем показать, как они представляют себе движения этих персонажей, а других детей спросить. Кто из ребят исполнял движения точнее. В начале игры дети не сразу почувствовали, а следовательно, и не все передали в движении характер, форму и средства выразительности музыкального произведения. Но на следующих занятиях постепенно исчезло напряжение, дети начали двигаться непринужденно, свободно и мы больше обращали внимания свое и детей на эмоциональность передачи образов. Эту игру мы проводили как спектакль. Часть детей играет – артисты, а другая часть – зрители, которые оценивают их исполнение. А потом менялись ролями. При исполнении игры подгруппами дети-зрители отмечали, что все «артисты» внимательно слушали музыку и поэтому двигались красиво, выразительно. Для того, чтобы действия детей под музыку были свободными, легкими, четкими, я использую в своей работе такой метод, как выполнение образных движений. Это, во-первых, позволяет совершенствовать основный виды движений (ходьба, бег, подскоки); во-вторых, для предварительного разучивания движений к играм. Пляскам; в-третьих, для композиционной завершенности музыкально-ритмичных движений (эти упражнения большей частью проводим с предметами: обручами, лентами, цветами и т.д.). Что собой представляют образные упражнения? Это сочетание основных движений с имитацией разнообразных трудовых действий и поведения животного мира. Они развивают воображение и творческую активность детей. Перед детьми ставятся творческие задания, которые позволяют самостоятельно избирать движения, выражающие повадки поведения того или иного персонажа, движения, имитирующие езду транспорта, полет самолета и т.д. Используются также упражнения с воображаемыми предметами: сбор грибов, рубка дров, плетение венков, катание на коньках, лыжах… К примеру, в упражнениях «Угадай, что мы показывали?» дети по подгруппам изображают то или иное действие: «Мы поливаем цветы», «Мы летим, как бабочки». И, что важно, детям предлагается самим оценить исполнение, а это развивает самостоятельность и в действиях, и в оценочных суждениях. Постепенно мы стали замечать, что дети исполняют образы более эмоционально-выразительнее, и качественнее выполняют движения. Кроме сюжетных и несюжетных игр дети с удовольствием играют в хороводные игры. Которые включают в себя различные перестроения, плясовые движения и инсценирование текста. К примеру, в песне «Огородная-хороводная» Б.Можжевелова, коллективное перестроение сменяется танцем солистов: то «морковь» пляшет, то «капуста» и т.д. Или игра «Заинька, попляши» Н.Римского-Корсакова. Выбираем заиньку и включаем в круг; он старается выскочить из круга. Чтобы это сделать, он должен плясать, кружась и все бочком, кА ему велят. Здесь мы обращаем внимание на характерные жесты зайки и на то, что музыка звучит красиво, нежно, значит, и зайчик должен приплясывать и кружиться должен также. И так, мы пришли к выводу, что проводя правильно и интересно музыкальные игры, у детей развивается творческая активность, музыкальность, эмоциональность. Игры доставляют огромную радость. И посредством их закладывается фундамент к развитию эстетических чувств, к проявлению заинтересованности к природным явлениям, к предметному окружению, к эстетике быта. А наша задача – сделать ребенка добрее, умнее, ласковее, музыкально развитым, и чтобы игра была неисчерпаемым источником радости. Литература. 1. А.Н.Зимина «Музыкальные игры и этюды в детском саду». Просвещение. 1971г. 2. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду2 Москва. Просвещение. 1981г. 3. И.Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду» М.. «Айрис-пресс, 2009г. 4. Н.михайленко, Н.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду». Линка-пресс, 2009г. Материал подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» г.Бологое Медникова Раиса Михайловна.
Раздел: Иное
Познавательные беседы по лексической теме "Цирк"
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее