Задачи:
Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на социальную значимость исполняемых ролей;
Продолжить обучать умению развивать игровой сюжет, опираясь на имеющийся опыт, используя ранее полученные знания;
Формировать нравственные отношения через игру, повышать культуру поведения её участников, сотрудничество, взаимопомощь;
Развивать ролевое, диалогическое общение;
Развивать творческое воображение детей, самостоятельность, инициативу в подборе игрушек, формировании игрового пространства;
Способствовать созданию радостного эмоционального настроения детей.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы: С. Козлов «В порту», В. Сутеев «Кораблик», В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?», «Энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «В мире животных».
2. Рассматривание иллюстрации с изображениями кораблей, атласа мира, репродукции картин И. Айвазовского «Среди волн», «Черноморский флот в Феодосии», «Смотр Черноморского флота в 1849 году», И. Левитана «Свежий ветер. Волга»
3. Рисование на тему: «Плывет кораблик по волнам», «На морском берегу», «По морям по волнам»
4. Аппликация на тему «Корабль»
5. Конструирование корабликов из геометрических плоскостных фигур
6. Просмотр мультфильмов «Большое морское путешествие», «Морская бригада»
7. Беседы с детьми на тему: «Кем быть», «На чем можно путешествовать», «Если бы я был капитаном», «Морские обитатели», «Море волнуется …».
8. Дидактические игры: «Найди лишнее», «Кому что нужно для работы»
9. Экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет.
10. Взаимодействие с родителями: привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре.
Атрибуты :
Элементы костюмов (фуражка капитана, бескозырка, матросские воротники, медицинские халаты, фартук, колпак);акваланги - кислородные баллоны (полиэтиленовые бутылки), строительный материал, радионаушники, компьютер, якорь, штурвал, компас, бинокли, микроскоп, пробирки, фотоаппарат, швабра, медицинский набор, кухонный набор, набор овощей и фруктов, лупа, иллюстрации насекомых, блокноты с ручкой, бейджи, пульт управления, навигационная карта, карта острова.
Оборудование: магнитофонная запись «шум моря».
Активизация словаря: радиограмма, кок, маршрут, флот, якорь, капитан, корабль.
Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой:
Ребята, идите ко мне.
Сегодня я узнала, что найден необитаемый остров.
Нас пригласили его исследовать. Посмотрите, у нас здесь есть карта. Давайте рассмотрим карту. Как же нам попасть на остров? ( ответы детей: на самолете, корабле, поезде) (Рассматриваем карту на доске) (Решают отправиться на корабле, т.к. остров находится посреди океана, и неизвестно, может ли там приземлиться самолёт)
Но чтобы отправиться в путешествие, нам нужна команда.
А кто на корабле самый главный? КАПИТАН
Какими качествами должен обладать КАПИТАН? (ответы детей: сильным, отважным, смелым, храбрым)
Ребята, людей каких профессий нам необходимо взять с собой.
ШТУРМАН- помощник капитана корабля
РАДИСТ - сообщает и держит связь с берегом
МАТРОСЫ - чтоб было чисто на корабле
УЧЕНЫЙ - который будет изучать остров
ЖУРНАЛИСТ - снимет фильм про остров
ФОТОГРАФ - который все это сфотографирует
ПОВАР - он будет кормить экипаж; а как называют повара на корабле? - КОК
Мы не знаем, какие опасности подстерегают нас в плавании, надо взять с собой МЕХАНИКА, который произведет ремонт корабля.
Теперь ребята, договоритесь, кто кем будет в игре и как будете играть!!
Кого выбрали КАПИТАНОМ?
Дети отвечают: « Катю.» - Почему?
(Она умеет четко отдавать приказы);
А кто ШТУРМАН? - Давид
Что он будет делать? - Помогать капитану.
А кто РАДИСТ? - Ваня
А что ты будешь делать?- Я буду сообщать и держать связь с берегом.
А кто ФОТОГРАФ? - Оля! Что ты будешь делать?
Я буду фотографировать насекомых.
А кто УЧЕНЫЙ? - Аня. Что бы будешь делать? Я буду изучать остров
А кто ЖУРНАЛИСТ? - Карина. Что ты будешь делать? - Я буду писать репортаж.
А кто ПОВАР? - Женя и Жанна. Что вы будете делать? - Мы будем кормить экипаж.
А кто ВРАЧ? Даша. Что ты будешь делать? - Буду лечить больных.
А кто МАТРОС? - Кирилл. Что ты будешь делать? - Буду выполнять команду капитана.
Можно я тоже буду играть с вами? А я буду диспетчером. Во время путешествия я буду поддерживать с вами связь. Вы можете обращаться ко мне, если вам необходимо помощь или совет.
Теперь приступим к строительству корабля.
Ребята, возьмите с собой необходимые инструменты и атрибуты для нашего путешествия.
Спросить у детей после, как все будет построено: А как назвали корабль?
Ну что же, команда наша готова!
Пора отправляться в путешествие.
Поднять трап.
ДИСПЕТЧЕР: Капитан доложите о готовности корабля к выходу в море.
КАПИТАН: ДИСПЕТЧЕР, мы все готовы.
ДИСПЕТЧЕР: Счастливого пути!.
В ходе игры активизирую игровую деятельность детей с помощью вопросов и создания проблемных ситуаций (по курсу движения корабля появилась стая дельфинов, показался айсберг, произошла поломка на корабле, как чувствует себя команда, Не надо ли обратиться к врачу и т.п. При высадке на остров – обратить внимание на необычных животных, уточнить у научных работников, что они будут исследовать, о чём будут писать журналисты, что сфотографировал фотограф, не встретили ли людей, живущих на острове и т.д.)
Диспетчер: Вызываю капитана корабля. Наше путешествие заканчивается. Прошу всех вернуться на корабль и приготовится к отплытию.
В ходе анализа спрашиваю : Что интересного видели во время путешествия? А что вам понравилось больше всего? Что интересного привезли с собой? Кто вам больше всех понравился в нашей игре? Как капитан справился с ролью? Почему вы так считаете? Какими качествами обладали механики? Учёные? И т.д. Вы хотите ещё так поиграть? А как ещё можно поиграть? Куда отправиться путешествовать? Предлагаю придумать новые сюжеты дома.