Проблема развития речи является одной из важных проблем у детей с ЗПР. Развитие мышления и речи есть непременное условие развития всех остальных человеческих способностей. Многие психологи считают, что «... в развитии речи ребёнка наиболее существенным является вопрос об усвоении им грамматического строя родного языка» (Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958). Практика работы с детьми с ЗПР показывает, что эти дети испыты- вают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Дети с ЗПР, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. По А.Н.Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, по, к, до и др. Предложно-падежные конструкции обозначают, как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляемый в различных предложно-падежных конструкциях,имеет разные значения. Предложно-падежные конструкции усваиваются детьми с ЗПР с большим трудом. Предлоги опускаются (кошка сидит стул), смешиваются, употребляются с несоответствующими им падежами существительных (дети идут на горке); наблюдаются ошибки и при образовании формы множественного числа, и при её изменении по падежам. Коррекционная работа логопеда с детьми старшего возраста строится с учётом програмных требований: 1. Дети учатся выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под. 2. Употребление предлогов на, под, в сочетании с соответствующими падежными формами. 3. Умение выделять предлог, как отдельное служебное слово. Планируя занятия, необходимо провести работу над развитием пространственных представлений, лежащих в основе данных конструкций. Положительный результат даёт использование следующих приёмов: - узнавание геометрических фигур; - сличение двух геометричаских узоров; - воспроизведение узора по образцу; - работа с мозаикой; - изготовление аппликаций. Эти приёмы способствуют осознанию пространственных отношений между предметами и их частями. Для концентрации внимания на смысловой стороне грамматических конструкций, необходимо постоянно тренировать детей с ЗПР в выполнении инструкций, основанных на понимании пространственных отношений ( « Положи ручку слева от тетради» ). Дети у которых не сформированы пространственные прдставления не используют предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных ( «над», «под» ). Работу над правильным употреблением предлогов следует начинать с развития пространственно-временных отношений. Так, ребёнок выполняет ряд инструкций: подними руки вверх, опусти вниз, вытяни руки вперёд и т.д. Затем проводится работа над пространственным размещением предметов и их частей. Упражнения - найди и назови предмет, нарисованный в центре ( в правом верхнем углу, в левом нижнем углу). Обведи его и раскрась. - назови последовательно слева на право изображённые в первом столбике предметы, во втором столбике и т.д - назови все машины по порядку. Скажи в какую сторону едет автобус? Посчитай, сколько машин едет направо. Назови их. - что делает ребёнок в правом нижнем углу? - найди одинаковые мячики. Чем нижний левый мячик отличается от нижнего правого? - соедини линией нарисованные предметы. Дальнейшая работа над предлогами проводится в двух направлениях: над уточнением их конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым они употребляются. Эта работа начинается с выявления понимания значения предлога. Для этого даётся инструкция, например: положи ложку на стакан, ручку в пенал, мяч под стул. Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи детям предлагается: - назвать, где расположен предмет на картинке (мяч в коробке, мяч на коробке, мяч под коробкой, мяч за коробкой ); - назвать действия с предметами, которые выполняет логопед; - придумать предложение на основе выполненного действия или сюжетной картинки. По ходу упражнений необходимо обращать внимание детей на то, что слова предметы, употребляемые с одним и тем же предлогом, могут иметь разное окончание. Например: из коробки, из банки; из окна, из шкафа. Список используемой и рекомендуемой литературы Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. М., 1961. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб., 1999. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Союз, 2001. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. Мн.:Нар. асвета, 1989.
Большое влияние на развитие детей оказывает театрально - игровая деятельность. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует их нравственно-эстетическому воспитанию. Театрализованные игры дошкольников можно разделить в зависимости от художественного оформления на следующие группы • Игры- драматизации • Театр на фланелеграфе • Теневой театр • Театр бибабо • Пальчиковый и варежковый театры • Театр марионеток Настольный театр: -плоскостные фигурки, -объемные фигурки. Игры—драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем проводить игры- драматизации, дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку , но и эмоционально им воспринято. Фланелеграф - картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются из старых книг, журналов или создаются самостоятельно. Теневой театр - для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием. Пальчиковый и варежковый театр - атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате. Театр бибабо – на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. Настольный театр игрушек - используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т.к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки. Для того, чтобы добиться определенных успехов в обучении детей приемам театрализованной деятельности педагоги должны четко представлять этапы работы по этой проблеме. В условиях работы в доме ребенка, учитывая возрастные и психофизические особенности наших воспитанников, можно выделить 3 этапа. 1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда воспитатель показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь воспитателя должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. (Миша идет по дорожке: топ- топ- топ. Волк топ – топ- топ. Лисичка топ- топ- топ и т.д. ) На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия. 2 этап можно выделить как этап работы с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Например, для инсценировки потешки «Киска» игрушечную кошку положить на дорожку. Воспитатель рассказывает потешку а дети поочередно идут по дорожке и, перешагивая через кошку, изображают падение одновременно со словом «упадет». Чтение потешки «Катя, Катя маленькая»- лучше сочетать с показом. Используя прием сравнения, провести практическое сопоставление инсценированного текста с реальной ситуацией, т.е. как дети умеют ходить, топать ножкой и т.д. В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т.п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…» 3 этап - проведение игр – драматизаций. Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Т.е., проведению игры- драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру- драматизацию «Колобок», можно организовать дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, научить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение. Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Однако для детей необходимо неоднократное повторение, чтобы они смогли усвоить содержание сказки. Поэтому повторение знакомой сказки в кукольном театре оказывается необходимым элементом в подготовке к игре- драматизации. И только когда дети хорошо усвоят содержание сказки, у них сформируется эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки и тогда можно проводить игру- драматизацию. В процессе воспитательно-образовательной работы игра- драматизация может включаться как в занятие по развитию речи (на последнем этапе ознакомления с художественным произведением), так и в игры- развлечения. Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно- эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т.к. возникает в игровой обстановке потребность говорить. Рекомендации при организации театрализованной деятельности: • Создать условия в группах для проведения театрализованных игр и игровых упражнений. Пополнять и обновлять атрибуты. • Вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизировать его речь. • Ежедневно вводить на занятиях и в повседневной жизни игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал. • Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием разных видов театра. • Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу. К 3 годам знать героев и содержание сказок и литературных произведений «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Усатый-полосатый» С.Я.Маршак. Список литературы: 1. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности 2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников 3. Акулова О. Театрализованные игры. Дош. Восп. 2005 № 4