Большое влияние на развитие детей оказывает театрально - игровая деятельность. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует их нравственно-эстетическому воспитанию. Театрализованные игры дошкольников можно разделить в зависимости от художественного оформления на следующие группы • Игры- драматизации • Театр на фланелеграфе • Теневой театр • Театр бибабо • Пальчиковый и варежковый театры • Театр марионеток Настольный театр: -плоскостные фигурки, -объемные фигурки. Игры—драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем проводить игры- драматизации, дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку , но и эмоционально им воспринято. Фланелеграф - картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются из старых книг, журналов или создаются самостоятельно. Теневой театр - для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием. Пальчиковый и варежковый театр - атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате. Театр бибабо – на пальцы надевают куклы. Они обычно действуют на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. Настольный театр игрушек - используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Нельзя давать их детям для самостоятельных игр, т.к. в этом случае они не будут восприниматься детьми как герои той или иной постановки. Для того, чтобы добиться определенных успехов в обучении детей приемам театрализованной деятельности педагоги должны четко представлять этапы работы по этой проблеме. В условиях работы в доме ребенка, учитывая возрастные и психофизические особенности наших воспитанников, можно выделить 3 этапа. 1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда воспитатель показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь воспитателя должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. (Миша идет по дорожке: топ- топ- топ. Волк топ – топ- топ. Лисичка топ- топ- топ и т.д. ) На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия. 2 этап можно выделить как этап работы с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Например, для инсценировки потешки «Киска» игрушечную кошку положить на дорожку. Воспитатель рассказывает потешку а дети поочередно идут по дорожке и, перешагивая через кошку, изображают падение одновременно со словом «упадет». Чтение потешки «Катя, Катя маленькая»- лучше сочетать с показом. Используя прием сравнения, провести практическое сопоставление инсценированного текста с реальной ситуацией, т.е. как дети умеют ходить, топать ножкой и т.д. В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т.п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…» 3 этап - проведение игр – драматизаций. Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Т.е., проведению игры- драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру- драматизацию «Колобок», можно организовать дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, научить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение. Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Однако для детей необходимо неоднократное повторение, чтобы они смогли усвоить содержание сказки. Поэтому повторение знакомой сказки в кукольном театре оказывается необходимым элементом в подготовке к игре- драматизации. И только когда дети хорошо усвоят содержание сказки, у них сформируется эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки и тогда можно проводить игру- драматизацию. В процессе воспитательно-образовательной работы игра- драматизация может включаться как в занятие по развитию речи (на последнем этапе ознакомления с художественным произведением), так и в игры- развлечения. Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно- эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т.к. возникает в игровой обстановке потребность говорить. Рекомендации при организации театрализованной деятельности: • Создать условия в группах для проведения театрализованных игр и игровых упражнений. Пополнять и обновлять атрибуты. • Вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизировать его речь. • Ежедневно вводить на занятиях и в повседневной жизни игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал. • Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием разных видов театра. • Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу. К 3 годам знать героев и содержание сказок и литературных произведений «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Усатый-полосатый» С.Я.Маршак. Список литературы: 1. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности 2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников 3. Акулова О. Театрализованные игры. Дош. Восп. 2005 № 4
Конспект СНОД по реализации образовательных областей "Здоровье", "Коммуникация", "Социализация"
Темасы: «Халкым чишмәсеннән су эчәм» Максат: төрле фольклор элементлары кулланып балаларның бәйләнешле сөйләмен үстерү; Бурычлар: Белем бирү бурычы: фольклор аша балаларны туган телебезнең матурлыгын, байлыгын күрә белергә өйрәтү, сөйләмнәрен үстерү; Үстерешле бурычлар: сүз байлыгын арттыру, уйлау-фикерләү сәләтен үстерү; Тәрбияви бурычлар: балаларда туган телгә, туган илгә мәхәббәт уяту, кешелеклелек, әдәплелек күнекмәләре тәрбияләү. Җиһаз: Күрсәтү өчен материал: магнитофон, “Туган тел”, “Дустым бар” җырлары, туп, түбәтәй, әкият рәсемнәре, өй макеты, кулъяулык, самовар. Тарату өчен материал: балаларга күчтәнәч Балалар белән алдагы эш: балалар белән табышмаклар, җырлы-биюле уеннар өйрәнү, татар халык әкиятләре белән танышу. Тәрбияче әзерлеге: шөгыль өчен кирәкле җырлар табу, уеннар сайлау, төрле әкиятләргә рәсемнәр ясау. Шөгыль барышы - Балалар, килегез минем яныма, түгәрәккә басабыз. Психогимнастика: Кояш чыкты, күзен кысты, Йоклап ятма, ялкау булма, Тор, - диде. Мин кояшка сәлам бирдем Әйдә, бергә уйныйк, - дидем. - Хәзер бездә, балалар, учыбызга җылыны җыйдык, бер-беребезгә кулыбызны, үз җылыбызны бирдек, елмаештык һәм матур итеп урыннарга утырдык. - Дөрес итеп утырдык һәм бер җыр тыңлыйбыз. (Г.Тукай “Туган тел”) - Балалар, ә бу җыр нәрсә турында иде? - Туган тел турында. - Дөрес, балалар, ә безнең туган телебез – ул татар теле. Бүгенге шөгылебездә без, балалар, туган телебезнең байлыгын, матурлыгын күрергә дип сәяхәткә чыгабыз. Бу сәяхәттә безгә бик күп белемнәребезне искә төшерергә кирәк булыр. Сез әзерме? - Әйе. - Әйтегез әле, безгә тел ни өчен кирәк? - Сөйләшер өчен. - Дөрес, бер-беребез белән аралашыр өчен безгә тел кирәк. - Ә менә безгә иң беренче булып татар телендә кем эндәште икән? - Әниләр. - Әйе, сезнең дә, балалар, иң беренче сүзегез “Әни”, я булмаса “Әннә” дигән сүз булгандыр. - Әйдәгез әле, шуның турында шигырь тыңлап үтик: Тыңлап бишек җырларыңны Елавым басылган бит. Телем дә минем иң әүвәл “Әннә” дип ачылган бит. - Ә хәзер, балалар, минем яңга түгәрәккә бастык. Карагыз әле, нинди матур туп көтеп тора безне. Әйдәгез әле, балалар, бу туп белән уйнап тылсымлы сүзләрне искә төшереп алыйк. (Исәнмесез, саубулыгыз, тыныч йокы, рәхим итегез, ашыгыз тәмле булсын, гафу ит, рәхмәт, тәмле төшләр, хәерле көн...) - Яхшы, күркәм гадәтләр, тылсымлы сүзләр безгә һәр адымда кирәк. Без аларны онытмаска, гел кулланып торырга тиеш. - Карагыз әле, балалар, монда бер тылсымлы тартма бар. Ачып карыйк әле, эчендә нәрсә бар икән? (Түбәтәй) - Бикрәк матур чиккән түбәтәй. Бу түбәтәй белән уйнап алыйк. Кемдә түбәтәй кала, шул бер табышмак әйтә. Мәсәлән: 1. Җәен дә, кышын да бер төсле. 2. Энәсе бар, тегә белми. 3. Бер агачта ике яфрак. 4. Утта янмый, суда батмый. 5. Сикерә белә, йөгерә белми... “Түбәтәй” уены: Түп-түп-түбәтәй, Түбәтәем укалы, Чиккән матур түбәтәем Кемдә икән тукталды. - Табышмакларны да бик күп беләсез икән, балалар. - Сәяхәттә йөри-йөри әкиятләр дөньясына да килеп җиткәнбез. Карагыз әле, балалар, бу рәсемнәр нинди әкитләрдән икән? (“Йомры икмәк”, “Бүре белән кәҗә”, “Төлке белән бүре”, “Шалкан”). - Булдырдыгыз, балалар, әкиятләрне дә яхшы беләсез. - Карагыз әле¸монда бер өй бар. Әнә әби үзе дә күренә түгелме? - Исәнме, әбекәй! - Исәнмесез, балакайларым! - Без, әби, татар телебезнең байлыгын күрергә дип сәяхәткә чыккан идек. Бик күп табышмаклар, тылсымлы сүзләр, әкиятләр искә төшердек. - Әй, балакайларым, яшь чагында без дә кич утырып кызык-кызык җырлы-биюле уеннар уйный идек. Әллә соң берсен сезгә өйрәтимме? - Бик теләп өйрәнәбез, әбекәй! Җырлы-биюле уен “Дустым бар” (Л. Хисмәтуллина музыкасы һәм сүзләре). - Рәхмәт сиңа, әби! Бик күңелле уен. Без аны гел бергәләп уйнарбыз. - Балалар, Мин бәхетле булыр идем, Сөйләшсәгез ана телендә. Әти-әни рәхмәт сезгә диеп Әйтәлсәгез татар телендә. - Бала: Әткәң-әнкәң телен белсәң Адашмассың кайда да, Туган телеңдә эндәш син Кояшка да, айга да. - Балалар, без бүген ниләр эшләдек? Әйдәгез бергәләп искә төшерик. - Тылсымлы сүзләр әйттек. - Табышмаклар оттык. - Әкиятләр таныдык. - Балалар, татар телебезне өйрәнергә онытмаска кирәк! - Әби: Ә хәзер, балалар, минем өемә кереп, бергәләп күчтәнәчләр белән чәй эчеп алырбыз.