Голос - богатство педагога. Голос – это не только уникальный индивидуальный инструмент, это способ убеждения, эффективность которого зависит от тембровой и звуковой силы речевого звука. Ему подвластна передача информации и интонационная окраска, без которой невозможно общение. Постоянная «настройка» и тренировка нужны голосу для укрепления и повышения голосовых возможностей, формирования правильного дыхания и необходимого набора выразительных средств, без которых не может состояться грамотная, красивая, ясная речь. Все это помогут педагогу научиться владеть своей речью и поддерживать свой речевой аппарат в форме. Стремление к профессиональному совершенству, к обретению внутренней свободы и легкости – вот те чувства, которые должны стимулировать работу над совершенствованием своего речевого аппарата. И здесь подразумевается не только накопление информационного материала, но и способ его подачи, грамотное донесение до слушателя, логическое и эмоциональное соответствие теме занятия. Гигиенический самомассаж – прекрасная разминка для выступающего. Она придает телу чувство легкости и раскованности. А лицу – выражение спокойной уверенности. Для ощущения плавной ритмичности эффективно использование негромкой музыки. Когда весь комплекс будет освоен. Можно добавить к нему легкое подпевание музыке, что способствует развитию голосовой мелодичности. Гигиенический (поглаживающий) самомассаж  Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев от середины лба к ушам.  Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев поглаживать лицо от спинки носа к ушам.  Массаж средней части лица. Кончиками пальцев поглаживать от середины верхней губы к ушам.  Массаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам рта.  Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка.  Массаж слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сомкнуты. Кончиком языка, энергично нажимая на десны, облизывать справа налево и слева направо верхние и нижние десны с наружной стороны.  Массаж твердого нёба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому нёбу от передних зубов по направлению к глотке и обратно.  Массаж шеи. а) Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок. б) Поглаживать обеими руками затылочную область шеи от середины до подмышечных впадин. в) Поглаживать боковую поверхность шеи, поворачивая голову то влево, то вправо.  Массаж живота. Поглаживать живот круговыми движениями обеих рук, начиная с нижней части, затем вверх по часовой стрелке.  Массаж межреберных мышц. Поглаживать обеими руками грудную клетку движениями от поясницы вперед, затем вверх и кругом.  Массаж спины. Поглаживать руками область спины: по пояснице вверх к лопаткам и обратно. Наш речевой аппарат часто сравнивают с органом или гармонью. Подобно этим инструментам он имеет «меха» - легкие. Если педагог правильно использует возможности дыхания, силу голоса с длиной произносимой фразы, то у него редко возникают сложности с дыханием. Постоянные тренировки дыхательного аппарата позволяют не только свободно излагать материал, но и обогащать свою речь новыми тембровыми красками, логическими и эмоциональными паузами, но и помогают избежать хронический бронхит и не смыкание связок. Звуки речи образуются при выдохе. Длина выдоха непосредственно связана с увеличением объема легких. На это должны быть направлены регулярные тренировки. Без правильного дыхания невозможно создание выразительного художественного образа при исполнении литературного произведения. При тренировке дыхания можно использовать специальный комплекс упражнений, для выполнения которого необходимо усвоить ряд правил6 1.Звук произносится спокойно, одновременно с выдыхаемой струей воздуха. 2.Вдох совпадает во время речи с паузой, обусловленной смыслом речи, при длинной фразе необходима люфтпауза (короткая пауза) для добора воздуха. При чтении, как и во время упражнений, набирать дыхание надо через нос, т.к. дыхание через рот ведет к сиплости голоса и сухости во рту. Упражнения для тренировки дыхательного аппарата  Положите кисти рук на бедра указательными пальцами вперед, касаясь ими нижних ребер грудной клетки. Набирать воздух с избытком не следует. Если набрать слишком много воздуха, будет трудно удержать его в дыхательных путях: возникает резкая атака звука, а этого следует избегать. Дышите по расчету времени. Вдох: раз, два, три, четыре, пять. Задержите дыхание: раз, два, три. Выдох: раз, два, три, четыре, пять.  Упражнение на быстрое дыхание и быстрое выдыхание после длительной задержки воздуха. На счет раз – два делаем вдох, затем задерживаем дыхание на счет раз-два-три-четыре-пять и на счет раз-два-три делаем выдох. С каждым разом счет на задержку дыхания увеличиваем. После того как основные принципы дыхания будут освоены, необходимо начать «озвучивать» дыхательную гимнастику, то есть насыщать ее речевыми комбинациями, скороговорками, долгоговорками, стихотворениями. Предлагаемый литературный материал рассчитан на чисто техническое произнесение, без поиска глубокого смысла. Прибаутки Кот на печи сухари толчет, Кошка в окошке ширинку шьет, Свинья в огороде овес толчет, Курочка в сапожках избу метет; Вымела избушку, положила голичок под порожечок. Пошел полковник погулять, Поймал птичку-перепелочку, Птичка-перепелочка пить хотела, поднялась-полетела, Пала-пропала, под лед пропала, Попа поймала, попа поповича, Петра Петровича. В прибаутках каждая новая шутка требует предварительного вдоха и нового голосоведения. Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка, и от бурка, И от вещего каурка. Козы на море ушли; Горы лесом поросли; Конь с златой узды срывался, Прямо к солнцу поднимался; Лес стоячий под ногой, Сбоку облак громовой; Ходит облак и сверкает, Гром по небу рассыпает. П.Ершов «Конек-Горбунок» При работе над прибаутками следует обратить внимание на неравномерность распределения текста на каждый выдох. Вдох делается произвольно. Считалки Голос в считалке звучит легко, на форсированном выдохе. Обычно считалка проговаривается на одном дыхании, но при необходимости ее можно делить на части. Лиса по лесу ходила, Громким голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела: Мужу двое, себе трое И детишкам по лаптишкам! Берем-берем ягодки: черную чернику, Красную бруснику, землянику спелую! Собираем в кузовки белые грибочки, Крепкие груздочки, подосиновички! Дедушке – ягоды, Бабушке – грибочки, А медведю лохматому – Листа гнилого, моху сухого! Список литературы. 1.Методика выразительного чтения. Под редакцией Т.Завадской – М., 1997. 2.Рыбникова М. Очерки по методике выразительного чтения. – М., 1963. 3.Куревина О.А. Синтез искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. Подготовила Медникова Р.М., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» г. Бологое Тверской области.
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Познакомить детей со звуком и буквой его обозначающей. Анализ и синтез слов,деление на слоги. Выделение звука на фоне слова.
Основываясь на программу ГОСТ по коммуникации в старшем возрасте ,составлен конспект НОД.В конспекте использовались стихотворения некоторых русских писателей о весне. Цель: развитие речи ,через активизацию словарного запаса ребенка; развитие коммуникативных способностей. Задачи: -звуковая культура речи через описание предмета; -развитие речи через познание окружающего мира; -обогащение словаря и развитие речи через художественную литературу; -развитие речи через ассоциативные приемы; -развитие коммуникативности ; -развитие памяти ,внимания и воображения; -профилактика слуха, зрения ,осанки и ориентировки в пространстве. Материал: картинки (изображение сказочных персонажей),картинки для ассоциативной игры (подсказки). Ход непосредственно образовательной деятельности: I.Звучат сигнальные хлопки в ладоши (любой другой сигнал)Дети рассаживаются ,за столы-«парты». Педагог обращает внимание на гостей в группе, объяснить приход гостей - пришли посмотреть, как мы занимаемся какие знания и умения получаем. -Ребята, я еще раз приветствую вас и желаю вам сегодня быть внимательными и послушными! Предлагаю вам поздороваться со всеми разными способами, не зависимо от времени суток (доброе утро, добрый вечер и т.д.). -Молодцы! А теперь попрошу вас пожелать и себе и гостям ,что-нибудь на сегодняшний день..(счастья, удачи ,здоровья и т.д.) -Замечательно, пусть все пожелания сбудутся!!!! -Ну а теперь ребята давайте позанимаемся, будем «умнинькими и разумненькими»!Начинаем!!! II.1. Педагог предлагает обратить внимание на доску, где есть 2 картинки, а под ней «звуковые домики». -Ребята ,найдите слова в картинке, но так что бы слово поместилось в домик! В промежутках предлагать, назвать в названном слове –какой звук живет в том или ином «звуковом окошке». -Мне очень нравится, как вы работаете, молодцы! 2.Пожалуста ,назовите мне слова ,со звуком «-К-» …теперь «-С-»,при этом уточнять в каком месте слова стоит звук. 3.Здорово,умницы и умники! А теперь поиграем. Когда я назову слово со звуком «-М-» -встать возле стульчика, а когда слово в котором встречается звук «-М-»….разрешаю потянуться, но при этом поиграем с зарытыми глазами. ( Мама, жук, самурай ,телевизор, жираф ,каморка, еж, компьютер ,кожа …мороженное.) -Молодцы, просто здорово!! III.Педагог предлагает детям подойти к окну и ответить на вопросы: -какое сейчас время года; -какой сейчас месяц (название),какой следующий.и последний; -назовите признаки весны; -назовите народные приметы о весне. IV. Педагог предлагает ребятам вернуться, и сесть на свои места, но при этом переставить стулья вокруг стола на противоположную сторону. -Ребята ,давайте вспомним ,а какие стихи о весне мы знаем и вспомните авторов этих произведений. Предлагаются подсказки-изображения на отрывки произведений. Ф.Тютчев Зима не даром злится (показать злое выражение лица и погрозить пальцем) Прошла ее пора, весна в окно стучится (изобразить стук) И гони со двора… А.Плещеев Травка зеленеет (картинка травы) Солнышко блестит (солнце-картинка) Ласточка с весною (изображение ласточки) В сени к нам летит. Похвалить ребят. V.А теперь поиграем.Вы ребята продавцы, а я покупатель… (Развитие речи через описание предмета, необходимость данного предмета, описание его назначений и его функций) VI. Педагог хвалит ребят, и предлагает послушать мнение гостей, выборочно, после чего проговорить фразы прощания (ответы детей).
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее