Голос - богатство педагога. Голос – это не только уникальный индивидуальный инструмент, это способ убеждения, эффективность которого зависит от тембровой и звуковой силы речевого звука. Ему подвластна передача информации и интонационная окраска, без которой невозможно общение. Постоянная «настройка» и тренировка нужны голосу для укрепления и повышения голосовых возможностей, формирования правильного дыхания и необходимого набора выразительных средств, без которых не может состояться грамотная, красивая, ясная речь. Все это помогут педагогу научиться владеть своей речью и поддерживать свой речевой аппарат в форме. Стремление к профессиональному совершенству, к обретению внутренней свободы и легкости – вот те чувства, которые должны стимулировать работу над совершенствованием своего речевого аппарата. И здесь подразумевается не только накопление информационного материала, но и способ его подачи, грамотное донесение до слушателя, логическое и эмоциональное соответствие теме занятия. Гигиенический самомассаж – прекрасная разминка для выступающего. Она придает телу чувство легкости и раскованности. А лицу – выражение спокойной уверенности. Для ощущения плавной ритмичности эффективно использование негромкой музыки. Когда весь комплекс будет освоен. Можно добавить к нему легкое подпевание музыке, что способствует развитию голосовой мелодичности. Гигиенический (поглаживающий) самомассаж  Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев от середины лба к ушам.  Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев поглаживать лицо от спинки носа к ушам.  Массаж средней части лица. Кончиками пальцев поглаживать от середины верхней губы к ушам.  Массаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам рта.  Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка.  Массаж слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сомкнуты. Кончиком языка, энергично нажимая на десны, облизывать справа налево и слева направо верхние и нижние десны с наружной стороны.  Массаж твердого нёба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому нёбу от передних зубов по направлению к глотке и обратно.  Массаж шеи. а) Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок. б) Поглаживать обеими руками затылочную область шеи от середины до подмышечных впадин. в) Поглаживать боковую поверхность шеи, поворачивая голову то влево, то вправо.  Массаж живота. Поглаживать живот круговыми движениями обеих рук, начиная с нижней части, затем вверх по часовой стрелке.  Массаж межреберных мышц. Поглаживать обеими руками грудную клетку движениями от поясницы вперед, затем вверх и кругом.  Массаж спины. Поглаживать руками область спины: по пояснице вверх к лопаткам и обратно. Наш речевой аппарат часто сравнивают с органом или гармонью. Подобно этим инструментам он имеет «меха» - легкие. Если педагог правильно использует возможности дыхания, силу голоса с длиной произносимой фразы, то у него редко возникают сложности с дыханием. Постоянные тренировки дыхательного аппарата позволяют не только свободно излагать материал, но и обогащать свою речь новыми тембровыми красками, логическими и эмоциональными паузами, но и помогают избежать хронический бронхит и не смыкание связок. Звуки речи образуются при выдохе. Длина выдоха непосредственно связана с увеличением объема легких. На это должны быть направлены регулярные тренировки. Без правильного дыхания невозможно создание выразительного художественного образа при исполнении литературного произведения. При тренировке дыхания можно использовать специальный комплекс упражнений, для выполнения которого необходимо усвоить ряд правил6 1.Звук произносится спокойно, одновременно с выдыхаемой струей воздуха. 2.Вдох совпадает во время речи с паузой, обусловленной смыслом речи, при длинной фразе необходима люфтпауза (короткая пауза) для добора воздуха. При чтении, как и во время упражнений, набирать дыхание надо через нос, т.к. дыхание через рот ведет к сиплости голоса и сухости во рту. Упражнения для тренировки дыхательного аппарата  Положите кисти рук на бедра указательными пальцами вперед, касаясь ими нижних ребер грудной клетки. Набирать воздух с избытком не следует. Если набрать слишком много воздуха, будет трудно удержать его в дыхательных путях: возникает резкая атака звука, а этого следует избегать. Дышите по расчету времени. Вдох: раз, два, три, четыре, пять. Задержите дыхание: раз, два, три. Выдох: раз, два, три, четыре, пять.  Упражнение на быстрое дыхание и быстрое выдыхание после длительной задержки воздуха. На счет раз – два делаем вдох, затем задерживаем дыхание на счет раз-два-три-четыре-пять и на счет раз-два-три делаем выдох. С каждым разом счет на задержку дыхания увеличиваем. После того как основные принципы дыхания будут освоены, необходимо начать «озвучивать» дыхательную гимнастику, то есть насыщать ее речевыми комбинациями, скороговорками, долгоговорками, стихотворениями. Предлагаемый литературный материал рассчитан на чисто техническое произнесение, без поиска глубокого смысла. Прибаутки Кот на печи сухари толчет, Кошка в окошке ширинку шьет, Свинья в огороде овес толчет, Курочка в сапожках избу метет; Вымела избушку, положила голичок под порожечок. Пошел полковник погулять, Поймал птичку-перепелочку, Птичка-перепелочка пить хотела, поднялась-полетела, Пала-пропала, под лед пропала, Попа поймала, попа поповича, Петра Петровича. В прибаутках каждая новая шутка требует предварительного вдоха и нового голосоведения. Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка, и от бурка, И от вещего каурка. Козы на море ушли; Горы лесом поросли; Конь с златой узды срывался, Прямо к солнцу поднимался; Лес стоячий под ногой, Сбоку облак громовой; Ходит облак и сверкает, Гром по небу рассыпает. П.Ершов «Конек-Горбунок» При работе над прибаутками следует обратить внимание на неравномерность распределения текста на каждый выдох. Вдох делается произвольно. Считалки Голос в считалке звучит легко, на форсированном выдохе. Обычно считалка проговаривается на одном дыхании, но при необходимости ее можно делить на части. Лиса по лесу ходила, Громким голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела: Мужу двое, себе трое И детишкам по лаптишкам! Берем-берем ягодки: черную чернику, Красную бруснику, землянику спелую! Собираем в кузовки белые грибочки, Крепкие груздочки, подосиновички! Дедушке – ягоды, Бабушке – грибочки, А медведю лохматому – Листа гнилого, моху сухого! Список литературы. 1.Методика выразительного чтения. Под редакцией Т.Завадской – М., 1997. 2.Рыбникова М. Очерки по методике выразительного чтения. – М., 1963. 3.Куревина О.А. Синтез искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. Подготовила Медникова Р.М., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» г. Бологое Тверской области.
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Использование пособия «Чудастик» возможно в качестве сюрпризного игрового момента, во время проведения артикуляционной гимнастики, на индивидуальных занятиях с ребенком.
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе. Воспитатель: Кузнецова Елена Андреевна. Тема: «Дома у Бараша». Цели: добиваться правильного произношения звука [б] в словах и фразах; развивать фонематический слух на базе звука [б]; упражнять в употреблении предлога за в простой фразе; развивать мелкую моторику рук; обогащать словарь детей. Задачи: 1) продолжать учить произносить звук [б]; 2) развивать фонематический слух; 3) продолжать учить строить фразы с предлогом за; 4) обогащать знания по обобщенным понятиям «посуда», «крупы»; 5) развивать мелкую моторику рук. Оборудование: игрушка Бараш, посуда(тарелка, кружка, кастрюля, чайник), баночки с крупами(рис, греча, пшено, манка), поднос с крупой: рис с горохом; две тарелочки, кастрюля, картинки со звуком [б]: бант, бабочка, башня, бусы, бочка, собака, забор, арбуз, грибы, белка, абрикос, автобус, верблюд, воробей, барабан, баран, голуби, батон. Ход занятия. 1. Звучит музыка из мультфильма «Смешарики». - Ребята, а вы знаете этот мультфильм? А каких героев вы знаете из этого мультфильма? Сегодня к нам в гости пришел… (Воспитатель показывает игрушку.) Кто это? (Бараш) Он приглашает вас к себе в гости. Давайте отправимся вместе с Барашем к нему домой. 2.- Вот мы и пришли к Барашу домой. Он извиняется перед вами за то, что у него на столе беспорядок. Ребята, скажите, а что у Бараша на столе стоит? (дети называют посуду) А каким одним словом можно все назвать? (посуда) (Бараш просит двух детей убрать посуду со стола.) 3.-Бараш любит есть кашу. А вы любите? А из чего можно сварить кашу? (ответы детей) А рис, греча, манка – это что одним словом? (крупа) У Бараша в баночках есть крупы. Какие здесь у него крупы? (рассматриваются баночки с крупами) Бараш хотел сварить рисовую кашу, только нечаянно просыпал в рис горох. Он попытался выбрать горох, только у него ни чего не получилось. Он просит вас ему помочь. Поможем? Нам нужно рис оставить в подносе, а горох положить вот в эти тарелочки. (Дети выбирают горох.) 4.-Вот мы и очистили рис от гороха. Бараш предлагает вам сварить рисовую кашу. Что нам нужно? Берем кастрюлю, наливаем воду, насыпаем рис, добавляем сахар, соль, мешаем, закрываем кастрюлю крышкой, включаем газ, ставим кастрюлю. Вода в кастрюле закипела. Так как каша варится на медленном огне, крышка на кастрюле тихо прыгает: б-б-б-б. Делаем огонь сильнее, и крышка начинает прыгать громко: Б-Б-Б-Б. (упражнение выполняется 3-4 раза) 5.-Каша сварилась, выключаем газ. Пусть теперь наша каша стынет. Бараш предлагает вам пройти в комнату и проиграть. Бараш любит играть в прятки с картинками. Посмотрите, сколько у него картинок на столе. Что здесь изображено? (Дети называют, что изображено на картинках.) 6.- Я вам уже сказала, что Бараш любит играть в прятки с картинками. Я вам раздам по две картинки, только одна спряталась за другую. Бараш хочет вам показать, кто у него за кем спрятался. (Бараш показывает образец построения фразы с предлогом за. Затем дети самостоятельно строят фразы.) 7.-Барашу очень понравилось играть с вами. А напомните мне и Барашу, что мы сегодня делали с вами? (убирали посуду, рассматривали крупы, сортировали рис от гороха, варили кашу, играли в прятки с картинками.) Барашу было очень весело с вами. Вы сегодня все молодцы! А теперь Бараш предлагает всем вместе отправиться на кухню поесть вкусной каши!
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее