Опыт работы: "Формирование фонематического процесса у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя."

Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Ф,И,О. Хохлова Екатерина Сергеевна. Должность: воспитатель. Образовательная область: развитие речи Программное содержание: 1. Образовательные: Помочь детям понять содержание картины, осмыслить взаимоотношения между персонажами. Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже (курочка клюет – два цыпленка клюют. Учить самостоятельно, делать выводы. Развивать мышление и наблюдательность у детей 2. Развивающие: Развивать умение потреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей (курица – цыплёнок – цыплята). Развивать мышление и наблюдательность у детей. 3. Воспитательные: Воспитывать интонационную выразительность речи, умение слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, при повторном рассказывании добавлять отдельные и фразы. Воспитывать доброжелательное отношение к персонажам картины, желание ухаживать за домашними птицами. 4. Речевые задачи: обогащать словарный запас слов, продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже (курочка клюет – два цыпленка клюют. Структура занятия. 1. часть. Организационная. 2. часть Сюрпризный момент. 3 часть. Основная. 4 часть Составление рассказа. 5 часть. Анализ и итог занятия. Общее время занятие: 13 мин. Резервное время: 2 мин. Обогащение словаря: миска, на корточках. Демонстрационный материал: картина «Дети кормят курицу и цыплят», «лучик солнышка», фланелеграф. Раздаточный материал: маски цыплят по количеству детей, маска курицы, гнездо, разборное яйцо, игрушка цыплёнка, косынка, миска. Содержание Методы и приемы. 1 часть. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое весёлое солнышко заглянуло к нам в окошко! Нравится? Светит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнатку Мы захлопали в ладошки, Очень рады солнышку! 2.часть. Сюрпризный момент. - Солнышко такое довольное, что мы ему так обрадовались, что подарило нам свой лучик! Лучик этот не простой, а волшебный! Закройте все глазки, а лучик вас приласкает и вы увидите, что будет. - Откройте глаза. Ой, да вы уже не ребятки, а цыплятки! Давайте поиграем! Эля у нас будет хозяйка, будет кормить нас, заботиться о нас. Пошла мама курица во двор, и зовёт своих цыплят «квох – квох». Цыплятки прибежали к маме, а хозяйка зовёт « цып – цып», курица с цыплятками клюют зернышки. Но тут вдруг внезапно потемнело, загремело. Дождик скачет по дорожке… все цыплятки к маме – курице побежали Воробей живет под крышей, В тёплой норке – домик мыши. У лягушки дом – в пруду, Домик пеночки в саду. - Эй, цыпленок, где твой дом? - Он у мамы под крылом! - Где дом цыплёнка! (у мамы под крылом) - Кончился дождик, никого не намочил? Пошли цыплятки вместе с мамой гулять, подошли к «курице», закрыли глазки (воспитатель снимает маски). - Вы теперь не цыплятки, а ребятки! (Дети садятся на стульчики). 3 часть: Основная. Воспитатель: Ребята, чтобы курочка и цыплятки прибежали клевать зернышки, как их надо позвать? (цып – цып – цып). - Вот так и позвала курочку с цыплятками девочка Таня. Как вы думаете, прибежали они? - Сейчас мы проверим. - Прибежали цыплятки? ( прибежали) -Посмотрите внимательно на картину, что делают дети? (ответы детей) -Дети кормят курицу и цыплят. Картина так и называется «Дети кормят курицу и цыплят». Посмотрите на картину и скажите, что у Тани в руках? (блюдо, чашка, в них зернышки). - А по-другому можно сказать миска. Что у Тани в руках? (хоровые и индивидуальные ответы). - Что можно сказать про курочку? Какая она? (большая, пестрая). - А про цыплят, что можно сказать? Какие они? (маленькие, желтенькие, пушистые комочки, так и хочется потрогать). - Чем заняты цыплята? (два цыплёнка клюют, а остальные не едят, смотрят). - А вот мальчик в белой рубашке, что он делает? (присел на корточки, смотрит на цыплят). -Покажите, как присел мальчик (дети показывают). - Мне кажется, мальчик не только смотрит, но и что-то говорит цыпляткам. Как вы думаете, что он говорит? (выслушав и уточнив высказывания детей, вос - ль предлагает свой вариант ответа). - Мальчик говорит: «Клюйте, клюйте зернышки, они очень вкусные!» - Что говорит мальчик, повторите, (дети повторяют). - Ребята, посмотрите внимательно на картину, и скажите, о чём ещё можно рассказать, глядя на картину? О чём мы ещё не говорили? Что не заметили? (выслушивает и обобщает ответы детей). - Подумайте и скажите, чем еще кроме зернышек можно кормить цыплят? (крошками, червяками, кашей, свежей травкой, кусочками яйца …) - А что пьют цыплятки? (водичку, чай) - Давайте покажем, как цыплятки пьют водичку? (дети показывают). - А как вы думаете, кто ухаживает за цыплятами и курицей? (люди, хозяйка…). - Хозяйка ухаживает, кормит, наливает воду, потому что курицы - домашние птицы, они живут у людей, и люди о них заботятся. - Ребята скажите, глядя на картину, что можно сказать, холодно ребятам здесь или тепло? (тепло, лето, раздеты). - Послушайте рассказ по этой картине. (Воспитатель рассказывает). 4 часть. Составление рассказ. -Был теплый летний день. Взяла Таня миску с зернышками и вышла во двор. «Цып-цып-цып» позвала девочка, и к ней сразу же прибежали курочка с цыплятками. Таня насыпала зернышек в большое блюдо. Курочка клюёт, и два цыплёнка клюют. Им Таня зернышки на землю сыплет, чтобы клевать было удобнее. А остальные цыплятки почему – то не едят, а смотрят по сторонам. Мальчик в белой рубашке присел на корточки и уговаривает цыплят: « Клюйте, клюйте зернышки, они вкусные!» (воспитатель дважды повторяет рассказ, дети помогают ему, добавляя отдельные слова и фразы). - Ребята, а может кто – то сам расскажет рассказ по картине? (воспитатель помогает вопросами, фразами). 5 часть: Анализ и итог занятия. - Сегодня мы рассматривали картину, которая называется «Дети кормят курицу и цыплят». Воспитатель хвалит всех ребят, что они хорошо повторяли и отвечали на вопросы. Познакомились с новыми словами. Были сами цыплятами. Дети хлопают в ладошки. Дети закрывают глаза, воспитатель надевает на головы детей маски цыплят и одному ребёнку завязывает косынку, даёт миску в руки, называя при этом детей каждого по имени Артикуляционное. Словесное Вопросы детям. Ответы детей Воспитатель снимает салфетку с фланелеграфа и показывает картину «Курица с цыплятами» Вопросы детям. Ответы детей Словесный, наглядный Вопросы детям. Ответы детей Словесный Наглядный, словесный Словесный Наглядный, Словесный
Русский фольклор - одно из действенных и ярких средств таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Голос - богатство педагога. Голос – это не только уникальный индивидуальный инструмент, это способ убеждения, эффективность которого зависит от тембровой и звуковой силы речевого звука. Ему подвластна передача информации и интонационная окраска, без которой невозможно общение. Постоянная «настройка» и тренировка нужны голосу для укрепления и повышения голосовых возможностей, формирования правильного дыхания и необходимого набора выразительных средств, без которых не может состояться грамотная, красивая, ясная речь. Все это помогут педагогу научиться владеть своей речью и поддерживать свой речевой аппарат в форме. Стремление к профессиональному совершенству, к обретению внутренней свободы и легкости – вот те чувства, которые должны стимулировать работу над совершенствованием своего речевого аппарата. И здесь подразумевается не только накопление информационного материала, но и способ его подачи, грамотное донесение до слушателя, логическое и эмоциональное соответствие теме занятия. Гигиенический самомассаж – прекрасная разминка для выступающего. Она придает телу чувство легкости и раскованности. А лицу – выражение спокойной уверенности. Для ощущения плавной ритмичности эффективно использование негромкой музыки. Когда весь комплекс будет освоен. Можно добавить к нему легкое подпевание музыке, что способствует развитию голосовой мелодичности. Гигиенический (поглаживающий) самомассаж  Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев от середины лба к ушам.  Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев поглаживать лицо от спинки носа к ушам.  Массаж средней части лица. Кончиками пальцев поглаживать от середины верхней губы к ушам.  Массаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам рта.  Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка.  Массаж слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сомкнуты. Кончиком языка, энергично нажимая на десны, облизывать справа налево и слева направо верхние и нижние десны с наружной стороны.  Массаж твердого нёба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому нёбу от передних зубов по направлению к глотке и обратно.  Массаж шеи. а) Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок. б) Поглаживать обеими руками затылочную область шеи от середины до подмышечных впадин. в) Поглаживать боковую поверхность шеи, поворачивая голову то влево, то вправо.  Массаж живота. Поглаживать живот круговыми движениями обеих рук, начиная с нижней части, затем вверх по часовой стрелке.  Массаж межреберных мышц. Поглаживать обеими руками грудную клетку движениями от поясницы вперед, затем вверх и кругом.  Массаж спины. Поглаживать руками область спины: по пояснице вверх к лопаткам и обратно. Наш речевой аппарат часто сравнивают с органом или гармонью. Подобно этим инструментам он имеет «меха» - легкие. Если педагог правильно использует возможности дыхания, силу голоса с длиной произносимой фразы, то у него редко возникают сложности с дыханием. Постоянные тренировки дыхательного аппарата позволяют не только свободно излагать материал, но и обогащать свою речь новыми тембровыми красками, логическими и эмоциональными паузами, но и помогают избежать хронический бронхит и не смыкание связок. Звуки речи образуются при выдохе. Длина выдоха непосредственно связана с увеличением объема легких. На это должны быть направлены регулярные тренировки. Без правильного дыхания невозможно создание выразительного художественного образа при исполнении литературного произведения. При тренировке дыхания можно использовать специальный комплекс упражнений, для выполнения которого необходимо усвоить ряд правил6 1.Звук произносится спокойно, одновременно с выдыхаемой струей воздуха. 2.Вдох совпадает во время речи с паузой, обусловленной смыслом речи, при длинной фразе необходима люфтпауза (короткая пауза) для добора воздуха. При чтении, как и во время упражнений, набирать дыхание надо через нос, т.к. дыхание через рот ведет к сиплости голоса и сухости во рту. Упражнения для тренировки дыхательного аппарата  Положите кисти рук на бедра указательными пальцами вперед, касаясь ими нижних ребер грудной клетки. Набирать воздух с избытком не следует. Если набрать слишком много воздуха, будет трудно удержать его в дыхательных путях: возникает резкая атака звука, а этого следует избегать. Дышите по расчету времени. Вдох: раз, два, три, четыре, пять. Задержите дыхание: раз, два, три. Выдох: раз, два, три, четыре, пять.  Упражнение на быстрое дыхание и быстрое выдыхание после длительной задержки воздуха. На счет раз – два делаем вдох, затем задерживаем дыхание на счет раз-два-три-четыре-пять и на счет раз-два-три делаем выдох. С каждым разом счет на задержку дыхания увеличиваем. После того как основные принципы дыхания будут освоены, необходимо начать «озвучивать» дыхательную гимнастику, то есть насыщать ее речевыми комбинациями, скороговорками, долгоговорками, стихотворениями. Предлагаемый литературный материал рассчитан на чисто техническое произнесение, без поиска глубокого смысла. Прибаутки Кот на печи сухари толчет, Кошка в окошке ширинку шьет, Свинья в огороде овес толчет, Курочка в сапожках избу метет; Вымела избушку, положила голичок под порожечок. Пошел полковник погулять, Поймал птичку-перепелочку, Птичка-перепелочка пить хотела, поднялась-полетела, Пала-пропала, под лед пропала, Попа поймала, попа поповича, Петра Петровича. В прибаутках каждая новая шутка требует предварительного вдоха и нового голосоведения. Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка, и от бурка, И от вещего каурка. Козы на море ушли; Горы лесом поросли; Конь с златой узды срывался, Прямо к солнцу поднимался; Лес стоячий под ногой, Сбоку облак громовой; Ходит облак и сверкает, Гром по небу рассыпает. П.Ершов «Конек-Горбунок» При работе над прибаутками следует обратить внимание на неравномерность распределения текста на каждый выдох. Вдох делается произвольно. Считалки Голос в считалке звучит легко, на форсированном выдохе. Обычно считалка проговаривается на одном дыхании, но при необходимости ее можно делить на части. Лиса по лесу ходила, Громким голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела: Мужу двое, себе трое И детишкам по лаптишкам! Берем-берем ягодки: черную чернику, Красную бруснику, землянику спелую! Собираем в кузовки белые грибочки, Крепкие груздочки, подосиновички! Дедушке – ягоды, Бабушке – грибочки, А медведю лохматому – Листа гнилого, моху сухого! Список литературы. 1.Методика выразительного чтения. Под редакцией Т.Завадской – М., 1997. 2.Рыбникова М. Очерки по методике выразительного чтения. – М., 1963. 3.Куревина О.А. Синтез искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. Подготовила Медникова Р.М., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» г. Бологое Тверской области.
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее