Содержание
Введение
1 Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников
1.2 Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста
1.3 Организация театрализованной деятельности в условиях дошкольных учреждений
2 Исследование сформированности выразительной речи у детей дошкольного возраста
2.1 Содержание констатирующего эксперимента по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста
2.2 Условия в МДОУ для организации театрализованных игр
2.3 Сформированность выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложение А. Исследование выразительности речи по методике И.Ф. Павалаки
Введение
Одним из малоисследованных направлений можно считать использование театрализованных игр, в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, а так же педагогов – А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. И. Полозова и др. Однако в педагогических работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учета ее интегративного характера.
До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического характера:
какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками;
каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности;
на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.
Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.
Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности:
выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи;
традиционность и импровизационность;
возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.
В силу названных особенностей, театрализованная игра выступает эффективным средством формирования выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость русского языка, обогащая тем самым детскую речь.
Постановки русских народных сказок, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка
Актуальностьисследования заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования выразительности речи у старших дошкольников обусловили тему нашего исследования.
Цель исследования: изучить проблему формирования выразительности речи у старших дошкольников, посредством театрализованных игр.
Объект исследования: процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Предмет использование театрализованных игр как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Задачи:
изучить теоретические основы формирования выразительности речи у старших школьников
изучить методику формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
провести констатирующий эксперимент по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение психолого-педагогической литературы; разработку и проведение констатирующего эксперимента; проведение количественного, качественного и статистического анализа полученных данных.
База исследования: МДОУ д.с № 157 г.Твери.
1 Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст – период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, г. Г. Кравцов, Н. Н. Поддьяков и др.).
В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Б.Г.Ананьев, Л. и. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, с. л. Рубинштейн и др.)
При достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность.
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
Тембр голоса – окраска, качество звука.
Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.(10)
Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи, многие исследователи подчёркивают функциональное значение выразительности речи (В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, с. и. Ожегов, с. Л. Рубинштейн, З.В. Савкова, Е.В. Язовицкий и др.)
Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.
Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой и художественной. Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Широкое влияние, которое оказывает выразительность на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в разных видах творческой деятельности, обусловливает необходимость исследования факторов и средств формирования выразительности речи в старшем дошкольном возрасте. (10)
Л. С. Выготский подчёркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром, и являются средствами открытия для субъекта наиболее существенных сторон окружающей действительности. Кумулятивная накопительная функция родного языка, позволяет рассматривать его важным каналом духовного формирования личности.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи.
Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи старшего дошкольника.
Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм, которые сконцентрировали в себе всё красоту и богатство русского языка (1).
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.
Театрализованные игры позволяют ребёнку приобщаться к достижениям истории культуры и, осваивая их, становиться культурным человеком. Самодеятельность ребёнка служит развитию его творческих способностей в процессе освоения культуры. Театрализованная игра, имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении.Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям (5).
В отечественной дошкольной педагогике выполнен довольно широкий круг исследований по вопросам формирования выразительности речи посредством театрализованных игр (Г.И.Батурина, Н.Ф.Виноградова, Р.И.Жуковская, Г.Ф.Кузина, О.И.Соловьёва, Е. И. Радина и др.).
Исследования можно сгруппировать в соответствии с тремя основными направлениями:
общевоспитательное значение;
развивающее значение;
важное средство приобщения к культуре своей страны.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность формировать выразительную речь (8).
Развитие ребенка в театрализованной деятельности, в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности
поощрять исполнительское творчество
развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении
побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.
приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет детям старшего школьного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, организация театрализованной деятельности.
1.3 Организация театрализованной деятельности в условиях дошкольных учреждений
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; ограниченно включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром (1).
Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий «Кукольный театр», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др. Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью (2).
В работе студий могут принимать участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, которому присущи искусственная изоляция детей, ограниченный спектр их общения друг с другом и разными взрослыми (дети оказываются включенными в свою изолированную «ячейку» — возрастную группу — и общаются, как правило, с тремя-четырьмя взрослыми). Поэтому такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для формирования выразительности речи, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.
Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения и выразительной речи. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты их желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми (2).
Предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Содержание театрализованных занятий включает:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей (9).
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:
- формированию выразительности речи
- созданию атмосферы творчества;
- социально-эмоциональному развитию детей.
Содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Поэтому, необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры (6)
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
2 Исследование сформированности выразительной речи у детей дошкольного возраста
2.1 Содержание констатирующего эксперимента по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста
Анализ научной литературы по исследуемой нами проблеме, о возможности использования театрализованных игр, как средство формирования выразительности речи, мы пришли к выводу, что театрализованные игры являются важнейшим средством формирования выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание констатирующего эксперимента заключается в сравнительном анализе сформированности выразительности речи у детей старшего школьного возраста двух подготовительных групп.
Цель констатирующего эксперимента: исследовать сформированность выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной ситуации.
Задачи констатирующего эксперимента:
- изучить предметно-развивающую среду в МДОУ;
- выявить уровень сформированности выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
- провести сравнительный анализ сформированности выразительности речи у детей старшего школьного возраста
База проведения эксперимента: МДОУд\с № 157 г. Твери. В констатирующем эксперименте учувствовали дети подготовительной группы 6-7 лет, 18 человек.
Констатирующий эксперимент осуществлялся в три этапа. Каждый из этапов решал соответствующую задачу эксперимента, для чего были отобраны следующие методы: обследование предметно-развивающей среды; тестирование, обработка и интерпретация результатов.
Для выполнения первой задачи был использован метод наблюдения, в ходе которого обследовалась предметно-развивающая среда.
Для выполнения второй задачи констатирующего в основу исследования выразительности речи у старших дошкольников, были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки (Приложение А):
Обследование темпо-ритмических характеристик речи.
В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.
Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности. Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
Определяется возможность одновременной реализации движений и речи.
В соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Экспериментатор предварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм, соответствующий по метроному 1,7–2 уд/сек., так как согласно исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7 – 2 уд/сек..
Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков, фраз разного стихотворного размера при:
а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.
б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;
г) воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения;
Оценка ребенком собственного темпа речи.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за экспериментатором.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.
Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.
Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:
Экспериментатор читает ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;
При повторении ребенком стихотворного текста вслед за экспериментатором;
При произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.
Данные методики были выбраны в связи с тем, что они позволяют выявить уровень сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Третья серия констатирующего эксперимента предусматривает обработку и интерпретацию результатов.
Таким образом определившись с содержанием и методиками констатирующего эксперимента перейдем непосредственно к исследовательской работе по проблеме исследования.
2.2 Условия в МДОУ для организации театрализованных игр
Отличительной особенностью детского сада является целенаправленная работа по развитию игровой деятельности. В учреждении созданы комфортные условия для возникновения и развития разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, театрализованных, подвижных и т.д. В ДОУ ведется мониторинг по различным направлениям работы, в том числе речевому развитию.
Созданная в детском саду игровая предметно-развивающая среда соответствует современным требованиям и рекомендациям авторов методики по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.
Для занятий театрально-игровой деятельностью в дошкольном учреждении оборудовано специальное помещение – театральная гостиная, переходящая в зимний сад, что позволило создать максимально комфортные условия для творчества и детей.
Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи педагоги используют специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.
Вся указанная работа проводится на специально организованных занятиях по театроведению, в совместной деятельности педагогов и детей, а также в работе театра-студии. Занятия по театроведению включены в блок занятий познавательного цикла и проводятся регулярно: один раз в месяц. Чего в общем-то недостаточно для формирования выразительности речи.
В структуру этих занятий включены этюды и упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. Проводится пальчиковая гимнастика, которая является подготовительным этапом в подготовке руки ребенка к управлению верховыми куклами.
С учетом реализуемых в детском саду комплексных образовательных программ педагогический коллектив целенаправленно создает условия для познавательно-речевого развития детей.
2.3 Сформированность выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
Проведенное обследование групп 1 и 2 показали следующие результаты, в группе 1, где проводились чаще театрализованные игры у детей уровень выразительности речи выше, чем у детей группы 2. Результаты по проведенным методикам представлены в таблице 1.
Так, в группе 1 высокий уровень выразительности выявился у всех детей (100%), в группе 2 только у 4 детей (44,6%).
Уровни выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по группам в динамике представлены на Рисунке 1.
Таблица 1 – Результаты по проведенным методикам
Задания по методикам
Группа 1 Группа 2
Диана Б. 2 2 2 2 2 10 Олеся К. 1 2 0 1 1 5
Ксения Г. 2 1 2 2 2 9 Юлия К. 2 1 1 1 2 7
Маша Е. 2 2 2 2 2 10 Витя Ф. 1 0 2 1 2 6
Ира Ф. 2 2 1 2 2 9 Коля Г. 0 0 1 1 0 2
Тимур К. 2 2 1 2 2 9 Лариса П. 1 2 1 2 1 7
Миша Г. 2 2 2 1 2 9 Роман П. 2 2 1 2 2 9
Саша Г. 2 2 2 2 2 10 Серёжа С. 2 2 1 1 2 8
Илья П. 1 2 2 2 2 9 Дарья С. 2 1 1 1 0 5
Валя З. 2 2 2 2 2 10 Женя Т. 1 0 1 0 0 2
Театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от формирования выразительности речи до формирования элементарных математических знаний физического совершенства.
Рисунок 1 – Уровни выразительности речи по группам
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играх проявляется выразительность речи, детское творчество.
В создании театрального образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы , краски ,звуки.
Дети смеются , когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя , всегда готовы прийти к нему на помощь.
Тематика и содержание театрализованный игры, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей.
Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Таким образом проведенный констатирующий эксперимент подтверждает положение о том, что театрализованная игра является средством формирования выразительности речи.
Заключение:
В данной работе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы и констатирующий эксперимент по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников и сделаны соответствующие выводы.
Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Сформировать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста можно только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях.
Проведенный констатирующий эксперимент подтверждает положение о том, что театрализованная игра является средством формирования выразительности речи.
Таким образом, поставленные цели в исследовании достигнуты, задачи выполнены.
Список литературы
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.
Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с
Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.
Приложение А
Исследование выразительности речи по методике И.Ф. Павалаки
Обследование темпо-ритмических характеристик речи.
В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.
Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности:
а) при пересказе текста, который читал экспериментатор: «Однажды мы с папой ходили в лес. Мы зашли в лес далеко и вдруг увидели лося. Лось был большой, но не страшный. На голове у него были красивые рога».
б) при чтении стихотворения, выбранного самим ребенком.
в) при чтении хорошо знакомого стихотворения в соответствии с инструкцией: «Прочти стихотворение, которое ты хорошо знаешь:
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.»
г) при произнесении фразы, сложной в артикуляторном плане, которой ребенок предварительно обучался: «Мама Милу мылом мыла»;
д) при произнесении хорошо знакомой фразы: «Мишка косолапый по лесу идет»;
Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
Определяется возможность произнесения стихотворения в заданном темпо-ритме под удары метронома: 2,7 уд/сек., 2 уд/сек., 1,3 уд/сек., 0,6 уд/сек..
Отмечается:
- ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме – 2 балла
- ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме – 1 балл
- невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме 0 баллов
Определяется возможность одновременной реализации движений и речи в соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Экспериментатор предварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм, соответствующий по метроному 1,7 – 2 уд/сек., так как согласно исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7 – 2 уд/сек..
Отмечается:
говорит и хлопает одновременно – 2 балла
движения и речь не всегда одновременны – 1 балл
невозможность одновременной реализации движений и речи – 0 баллов
Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков, фраз разного стихотворного размера при:
а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.
б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;
г) воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения;
Отмечается:
правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла
трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл
невозможность воспроизведения ритмических рисунков – 0 баллов
Оценка ребенком собственного темпа речи.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за логопедом.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
Отмечается:
правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи – 3 балла
правильная, но с помощью экспериментатора – 2 балла
неправильная – 1 балл
отказ от оценки – 0 баллов
Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.
Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.
Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:
а) Экспериментатор читает ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;
б) При повторении ребенком стихотворного текста вслед за экспериментатором;
в) При произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.
Отмечается:
- ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности – 2 балла
- у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения – 3 балла
- невозможность самостоятельного расставления логического ударения – 0 баллов
Интерпретация результатов:
Высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 7-10 баллов
Средний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 3-6 баллов
Низкий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 0-2 балла.
Содержание
Введение
1 Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников
1.2 Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста
1.3 Организация театрализованной деятельности в условиях дошкольных учреждений
2 Исследование сформированности выразительной речи у детей дошкольного возраста
2.1 Содержание констатирующего эксперимента по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста
2.2 Условия в МДОУ для организации театрализованных игр
2.3 Сформированность выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Приложение А. Исследование выразительности речи по методике И.Ф. Павалаки
Введение
Одним из малоисследованных направлений можно считать использование театрализованных игр, в целях формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Выразительность является качественной характеристикой речи в связи с чем, она рассматривается, как важный показатель речевой культуры личности
Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, а так же педагогов – А. М. Леушина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. И. Полозова и др. Однако в педагогических работах рассматривались отдельные аспекты выразительности, без учета ее интегративного характера.
До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического характера:
какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками;
каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности;
на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.
Это позволяет утверждать необходимость дальнейшего исследования данной проблемы.
Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками театрализованных игр открывает широкие перспективы формирования выразительности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности:
выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи;
традиционность и импровизационность;
возможность творческого отношения к их исполнению, которое делает совместное действие более ярким и выразительным.
В силу названных особенностей, театрализованная игра выступает эффективным средством формирования выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость русского языка, обогащая тем самым детскую речь.
Постановки русских народных сказок, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников. Театрализованные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка
Актуальностьисследования заключается в недостаточной разработанности данной проблемы и ее несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и формирования выразительности речи у старших дошкольников обусловили тему нашего исследования.
Цель исследования: изучить проблему формирования выразительности речи у старших дошкольников, посредством театрализованных игр.
Объект исследования: процесс формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Предмет использование театрализованных игр как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников.
Задачи:
изучить теоретические основы формирования выразительности речи у старших школьников
изучить методику формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
провести констатирующий эксперимент по формированию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования: использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение психолого-педагогической литературы; разработку и проведение констатирующего эксперимента; проведение количественного, качественного и статистического анализа полученных данных.
База исследования: МДОУ д.с № 157 г.Твери.
1 Теоретические основы формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ литературных источников по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст – период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, г. Г. Кравцов, Н. Н. Поддьяков и др.).
В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Б.Г.Ананьев, Л. и. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, с. л. Рубинштейн и др.)
При достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность.
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
Тембр голоса – окраска, качество звука.
Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.(10)
Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи, многие исследователи подчёркивают функциональное значение выразительности речи (В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, с. и. Ожегов, с. Л. Рубинштейн, З.В. Савкова, Е.В. Язовицкий и др.)
Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.
Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой и художественной. Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и так далее. Широкое влияние, которое оказывает выразительность на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в разных видах творческой деятельности, обусловливает необходимость исследования факторов и средств формирования выразительности речи в старшем дошкольном возрасте. (10)
Л. С. Выготский подчёркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром, и являются средствами открытия для субъекта наиболее существенных сторон окружающей действительности. Кумулятивная накопительная функция родного языка, позволяет рассматривать его важным каналом духовного формирования личности.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи.
Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи старшего дошкольника.
Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.
1.2 Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребёнком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм, которые сконцентрировали в себе всё красоту и богатство русского языка (1).
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.
Театрализованные игры позволяют ребёнку приобщаться к достижениям истории культуры и, осваивая их, становиться культурным человеком. Самодеятельность ребёнка служит развитию его творческих способностей в процессе освоения культуры. Театрализованная игра, имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении.Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям (5).
В отечественной дошкольной педагогике выполнен довольно широкий круг исследований по вопросам формирования выразительности речи посредством театрализованных игр (Г.И.Батурина, Н.Ф.Виноградова, Р.И.Жуковская, Г.Ф.Кузина, О.И.Соловьёва, Е. И. Радина и др.).
Исследования можно сгруппировать в соответствии с тремя основными направлениями:
общевоспитательное значение;
развивающее значение;
важное средство приобщения к культуре своей страны.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность формировать выразительную речь (8).
Развитие ребенка в театрализованной деятельности, в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности
поощрять исполнительское творчество
развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении
побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.
приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет детям старшего школьного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, организация театрализованной деятельности.
1.3 Организация театрализованной деятельности в условиях дошкольных учреждений
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; ограниченно включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром (1).
Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий «Кукольный театр», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др. Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью (2).
В работе студий могут принимать участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, которому присущи искусственная изоляция детей, ограниченный спектр их общения друг с другом и разными взрослыми (дети оказываются включенными в свою изолированную «ячейку» — возрастную группу — и общаются, как правило, с тремя-четырьмя взрослыми). Поэтому такая организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для формирования выразительности речи, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.
Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения и выразительной речи. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты их желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми (2).
Предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Содержание театрализованных занятий включает:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей (9).
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:
- формированию выразительности речи
- созданию атмосферы творчества;
- социально-эмоциональному развитию детей.
Содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Поэтому, необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры (6)
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
2 Исследование сформированности выразительной речи у детей дошкольного возраста
2.1 Содержание констатирующего эксперимента по формированию выразительной речи у детей дошкольного возраста
Анализ научной литературы по исследуемой нами проблеме, о возможности использования театрализованных игр, как средство формирования выразительности речи, мы пришли к выводу, что театрализованные игры являются важнейшим средством формирования выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание констатирующего эксперимента заключается в сравнительном анализе сформированности выразительности речи у детей старшего школьного возраста двух подготовительных групп.
Цель констатирующего эксперимента: исследовать сформированность выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной ситуации.
Задачи констатирующего эксперимента:
- изучить предметно-развивающую среду в МДОУ;
- выявить уровень сформированности выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
- провести сравнительный анализ сформированности выразительности речи у детей старшего школьного возраста
База проведения эксперимента: МДОУд\с № 157 г. Твери. В констатирующем эксперименте учувствовали дети подготовительной группы 6-7 лет, 18 человек.
Констатирующий эксперимент осуществлялся в три этапа. Каждый из этапов решал соответствующую задачу эксперимента, для чего были отобраны следующие методы: обследование предметно-развивающей среды; тестирование, обработка и интерпретация результатов.
Для выполнения первой задачи был использован метод наблюдения, в ходе которого обследовалась предметно-развивающая среда.
Для выполнения второй задачи констатирующего в основу исследования выразительности речи у старших дошкольников, были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки (Приложение А):
Обследование темпо-ритмических характеристик речи.
В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.
Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности. Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
Определяется возможность одновременной реализации движений и речи.
В соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Экспериментатор предварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм, соответствующий по метроному 1,7–2 уд/сек., так как согласно исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7 – 2 уд/сек..
Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков, фраз разного стихотворного размера при:
а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.
б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;
г) воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения;
Оценка ребенком собственного темпа речи.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за экспериментатором.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.
Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.
Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:
Экспериментатор читает ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;
При повторении ребенком стихотворного текста вслед за экспериментатором;
При произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.
Данные методики были выбраны в связи с тем, что они позволяют выявить уровень сформированности выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Третья серия констатирующего эксперимента предусматривает обработку и интерпретацию результатов.
Таким образом определившись с содержанием и методиками констатирующего эксперимента перейдем непосредственно к исследовательской работе по проблеме исследования.
2.2 Условия в МДОУ для организации театрализованных игр
Отличительной особенностью детского сада является целенаправленная работа по развитию игровой деятельности. В учреждении созданы комфортные условия для возникновения и развития разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, театрализованных, подвижных и т.д. В ДОУ ведется мониторинг по различным направлениям работы, в том числе речевому развитию.
Созданная в детском саду игровая предметно-развивающая среда соответствует современным требованиям и рекомендациям авторов методики по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.
Для занятий театрально-игровой деятельностью в дошкольном учреждении оборудовано специальное помещение – театральная гостиная, переходящая в зимний сад, что позволило создать максимально комфортные условия для творчества и детей.
Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи педагоги используют специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.
Вся указанная работа проводится на специально организованных занятиях по театроведению, в совместной деятельности педагогов и детей, а также в работе театра-студии. Занятия по театроведению включены в блок занятий познавательного цикла и проводятся регулярно: один раз в месяц. Чего в общем-то недостаточно для формирования выразительности речи.
В структуру этих занятий включены этюды и упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики. Проводится пальчиковая гимнастика, которая является подготовительным этапом в подготовке руки ребенка к управлению верховыми куклами.
С учетом реализуемых в детском саду комплексных образовательных программ педагогический коллектив целенаправленно создает условия для познавательно-речевого развития детей.
2.3 Сформированность выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
Проведенное обследование групп 1 и 2 показали следующие результаты, в группе 1, где проводились чаще театрализованные игры у детей уровень выразительности речи выше, чем у детей группы 2. Результаты по проведенным методикам представлены в таблице 1.
Так, в группе 1 высокий уровень выразительности выявился у всех детей (100%), в группе 2 только у 4 детей (44,6%).
Уровни выразительности речи детей старшего дошкольного возраста по группам в динамике представлены на Рисунке 1.
Таблица 1 – Результаты по проведенным методикам
Задания по методикам
Группа 1 Группа 2
Диана Б. 2 2 2 2 2 10 Олеся К. 1 2 0 1 1 5
Ксения Г. 2 1 2 2 2 9 Юлия К. 2 1 1 1 2 7
Маша Е. 2 2 2 2 2 10 Витя Ф. 1 0 2 1 2 6
Ира Ф. 2 2 1 2 2 9 Коля Г. 0 0 1 1 0 2
Тимур К. 2 2 1 2 2 9 Лариса П. 1 2 1 2 1 7
Миша Г. 2 2 2 1 2 9 Роман П. 2 2 1 2 2 9
Саша Г. 2 2 2 2 2 10 Серёжа С. 2 2 1 1 2 8
Илья П. 1 2 2 2 2 9 Дарья С. 2 1 1 1 0 5
Валя З. 2 2 2 2 2 10 Женя Т. 1 0 1 0 0 2
Театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от формирования выразительности речи до формирования элементарных математических знаний физического совершенства.
Рисунок 1 – Уровни выразительности речи по группам
Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играх проявляется выразительность речи, детское творчество.
В создании театрального образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы , краски ,звуки.
Дети смеются , когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя , всегда готовы прийти к нему на помощь.
Тематика и содержание театрализованный игры, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей.
Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Таким образом проведенный констатирующий эксперимент подтверждает положение о том, что театрализованная игра является средством формирования выразительности речи.
Заключение:
В данной работе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы и констатирующий эксперимент по проблеме формирования выразительности речи у старших дошкольников и сделаны соответствующие выводы.
Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Сформировать выразительную речь у детей старшего дошкольного возраста можно только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях.
Проведенный констатирующий эксперимент подтверждает положение о том, что театрализованная игра является средством формирования выразительности речи.
Таким образом, поставленные цели в исследовании достигнуты, задачи выполнены.
Список литературы
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2001. –127 с.
Бородич А.М. Методика формирования речи детей. – М.: 2001 – 126 с.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с.
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с
Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С. 61-63; 2003. №2. С.129-130.
Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с.
Приложение А
Исследование выразительности речи по методике И.Ф. Павалаки
Обследование темпо-ритмических характеристик речи.
В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыслью.
Определяется присущий ребенку темп речи при выполнении речевых заданий разной сложности:
а) при пересказе текста, который читал экспериментатор: «Однажды мы с папой ходили в лес. Мы зашли в лес далеко и вдруг увидели лося. Лось был большой, но не страшный. На голове у него были красивые рога».
б) при чтении стихотворения, выбранного самим ребенком.
в) при чтении хорошо знакомого стихотворения в соответствии с инструкцией: «Прочти стихотворение, которое ты хорошо знаешь:
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.»
г) при произнесении фразы, сложной в артикуляторном плане, которой ребенок предварительно обучался: «Мама Милу мылом мыла»;
д) при произнесении хорошо знакомой фразы: «Мишка косолапый по лесу идет»;
Все речевые задания записываются на магнитопленке. Подсчитывается количество слогов в секунду. Отмечается, в каком темпе говорил ребенок: в медленном, в нормальном, в быстром.
Определяется возможность произнесения стихотворения в заданном темпо-ритме под удары метронома: 2,7 уд/сек., 2 уд/сек., 1,3 уд/сек., 0,6 уд/сек..
Отмечается:
- ребенок свободно читает стихотворение в заданном темпо-ритме – 2 балла
- ребенок затрудняется самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме – 1 балл
- невозможность чтения стихотворения в заданном темпо-ритме 0 баллов
Определяется возможность одновременной реализации движений и речи в соответствии с инструкцией «Произносить фразу «Дует ветер, сильный ветер» и хлопать одновременно в ладоши». Экспериментатор предварительно демонстрирует образец, детям предлагается темпо-ритм, соответствующий по метроному 1,7 – 2 уд/сек., так как согласно исследованиям Б.М.Теплова (1985г.) наиболее благоприятная скорость для субъективной ритмизации является ритм, соответствующий 1,7 – 2 уд/сек..
Отмечается:
говорит и хлопает одновременно – 2 балла
движения и речь не всегда одновременны – 1 балл
невозможность одновременной реализации движений и речи – 0 баллов
Определяется возможность воспроизведения ритмических рисунков, фраз разного стихотворного размера при:
а) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением и под удары метронома.
б) воспроизведение ритмического рисунка с одновременным речевым сопровождением;
г) воспроизведении ритмического рисунка без речевого сопровождения;
Отмечается:
правильное и самостоятельное воспроизведение ритмического рисунка – 2 балла
трудности при самостоятельном воспроизведении – 1 балл
невозможность воспроизведения ритмических рисунков – 0 баллов
Оценка ребенком собственного темпа речи.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при пересказе текста вслед за логопедом.
Определяется возможность оценки ребенком собственного темпа речи при чтении стихотворения «Мишка косолапый».
Отмечается:
правильная и самостоятельная оценка собственного темпа речи – 3 балла
правильная, но с помощью экспериментатора – 2 балла
неправильная – 1 балл
отказ от оценки – 0 баллов
Обследование мелодико-интонационных характеристик речи.
Определяется способность ребенка к понижению и повышению собственного голоса при произнесении различного речевого материала.
Определяется способность ребенка правильно расставлять логическое ударение при произнесении различного речевого материала:
а) Экспериментатор читает ребенку фразу без соблюдения логических ударений. Ребенок должен повторить ее, правильно расставив все логические ударения;
б) При повторении ребенком стихотворного текста вслед за экспериментатором;
в) При произнесении ребенком знакомого ему стихотворения.
Отмечается:
- ребенок правильно расставляет логическое ударение в речевом материале любой сложности – 2 балла
- у ребенка возникают затруднения при расстановке логического ударения – 3 балла
- невозможность самостоятельного расставления логического ударения – 0 баллов
Интерпретация результатов:
Высокий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 7-10 баллов
Средний уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 3-6 баллов
Низкий уровень, если ребенок по проведенным методикам набрал 0-2 балла.
referat-teatralnaya-deyat-t.docx
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть звуки по порядку, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
Данный конспект разработан с учётом ФГТ. Составлен в виде игровой форме.
Комментарии