Дошкольное образовательное учреждение Программа «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к национальной культуре» Составители: музыкальные руководители МДОУ ЦРР детский сад №159 Богдашова Н.П., Бут М.П. г. Тверь, 2009 г. Пояснительная записка. Большое значение в нравственном воспитании детей дошкольного возраста имеет национальная культура. С помощью фольклора мы восстанавливаем связь времён, возвращаем утерянные ценности, так как фольклор это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Поэтому главной задачей работы фольклорного кружка является воспитание у дошкольников нравственных чувств и любви к русским традициям. Программа фольклорного кружка рассчитана на один год обучения. При отборе детей учитываются психологические особенности, уровень развития, склонности, музыкальные способности, интересы. Занятия проводятся с детьми 6 -7 лет, один раз в неделю по 40 минут в пятницу в 17 часов, с группой по 10-12 человек. Цель: Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста нравственные качества с помощью фольклора. Задачи: 1. Формировать эстетический вкус детей. 2. Воспитывать любовь к русскому фольклору. 3. Развивать музыкальные способности детей на фольклорном материале. К концу года дети должны уметь эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения, петь выразительно, правильно передавая мелодию и ритмический рисунок, аккомпанировать себе на простейших русских народных инструментах, инсценировать игровые песни, демонстрировать свои умения в ходе народных праздников и развлечений. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Месяц Тема Кол-во занятий Сентябрь 1. Диагностика уровня развития, склонностей, музыкальных способностей, интересов детей и формирование групп. 2 2. Знакомство с понятием «Народная культура». 1 3. Знакомство с русским бытом. 1 Октябрь 1. Знакомство с устным народным творчеством. 1 2. Знакомство с понятием «Лирическая песня». Разучивание лирических песен. 2 3. Знакомство с русскими традициями через народные праздники. (Осенины). Разучивание песен. 1 Ноябрь 1. Разновидности народных колыбельных песен. 1 2. Музыкальные и шумовые звуки. 1 3. Сила звука. 1 4. Элементы русских народных танцев. 1 Декабрь 1. Знакомство с русскими народными инструментами. 4 Январь 1. Знакомство с обрядовыми песнями-колядками и их разучивание к празднику «Рождество». 2 2. Знакомство с понятием «Хороводная песня», разучивание хороводов. 2 Февраль 1. Знакомство с длительностью звука. 2 2. Разучивание элементов русских народных танцев. 2 Март 1.Семейно-бытовые праздники. (Именины). 2 2. Использование импровизации в хороводах. 2 Апрель 1. Знакомство с понятием «Плясовая песня», разучивание плясовых песен. 2 2.Знакомство с русскими традициями через народные праздники. (Сороки). 1 3. Знакомство с русскими народными традициями через праздники. (Масленица). Разучивание масленичных песен. 1 Май 1. Знакомство с русской частушкой. Разучивание частушек. 1 2. Юмор в русских народных песнях. Разучивание шуточных песен. 1 3. Подведение итогов, диагностика. Отчётный концерт. 2 Перспективный план работы Месяц Программное содержание Репертуар Сентябрь Выявить уровень развития музыкальных способностей, знаний, умений, интересов детей. На знакомом материале. Познакомить детей с основными компонентами народной культуры, фольклора: устное народное творчество, песня, сказка, загадки, пословицы и поговорки, народные праздники. Дать понятие о том, что именно фольклор раскрывает основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла; отражает мировоззрение человека через мифологию, предания и поверья; описывает историю народа в виде эпоса и устного народного творчества. Отрывки из русских народных сказок, грамзапись русских народных песен в исполнении М. Мордасовой, загадки, пословицы и поговорки. Познакомить детей с устройством русского быта. Дать понятие о различных ремёслах: лубочных картинках, различных видах расписных игрушек (дымковской, хохломской, гжельской); расписных бытовых предметах, используемых в повседневной жизни (ложках, деревянной и глиняной посуде, жостовских подносах, резных прялках и т. д.); вышивке, вязании. Посетить уголок русского быта «У Дуняши». Октябрь Дать детям сведения о центральном компоненте устного народного творчества – сказке, о её разновидностях (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки). Рассказать о том, что сказка всегда зовёт на борьбу со злом, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм. Познакомить детей с малыми формами фольклора – пословицами, поговорками, загадками. Объяснить, что в пословицах и поговорках, как в капле воды, сконцентрировалась народная мудрость. С помощью загадок формировать основы теоретического творческого мышления, учить находить сходства различных предметов и явлений. Сказки «Теремок», «Репка», «Золушка». Пословицы, поговорки, загадки. Познакомить детей с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, её горести и радости, обратить внимание детей на эмоциональную выразительность русской лирической песни. Учить детей петь протяжно, выразительно, ласково, лёгким звуком. Упражнять в точном интонировании мелодии. Учить брать дыхание между фразами, выполнять логические ударения. «То не ветер ветку клонит» р.н.п., «Уж, вы, ветры-ветерочки» р.н.п. Воспитывать любовь к русским традициям и истории национальной культуры. Праздник «Осенины». «Песня жниц», «Урожайная» (обрядовая). Ноябрь Познакомить детей с колыбельными, различными по типу содержания. 1-ая группа колыбельных: песни, которые содержат обращение к ребёнку с пожеланием сна, благополучия в жизни, с обещанием подарков, вкусной еды. 2-ая группа колыбельных: песни, в которых фигурируют образы животных и птиц. 3-ья группа колыбельных: песни с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона. 4-ая группа колыбельных: песни, в которых содержится мотив устрашения, запугивания ребёнка (бука, старик, серенький волчок). «Баю, баю, баиньки», «Баю, баюшки, баю», «Уж как Сон ходил по лавке», «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю». Учить детей различать все окружающие нас звуки, уметь разделять их на две группы: звуки шумовые (от слова шум, шуметь) и звуки музыкальные (от слова музыка). Учить детей определять долгие и короткие звуки, удерживать интонацию на одном часто повторяющемся звуке, точно передавать голосом чередование коротких и долгих звуков. Учить передавать ритмический рисунок песен на шумовых детских музыкальных инструментах (ложки, колокольчики, барабан). Рассмотреть рисунки и определить, какие звуки издают эти предметы: музыкальные или шумовые. «Барашеньки» р.н.п. «Куда летишь, кукушечка?» р.н.п. «Во кузнице» р.н.п. Развивать умение различать разные по силе звуки. Учить детей, исполняя песню, менять её динамику. «Сказка про кота». Музыкально-дидактические игры: «Громко-тихо запоём», «Громкая и тихая музыка». Познакомить детей с элементами русских народных танцев: «ковырялочка», «гармошка», «присядка», «чайничек» и т.д. Просмотр видеозаписи. Игра «Зеркало». Декабрь Познакомить детей с русскими народными инструментами, дать понятие «оркестр русских народных инструментов». Учить детей игре на простейших народных инструментах: бубен, ложки, трещотки, дудки, свистульки. Прослушивание записей музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов. Игра на муз. инструментах: «Вдоль да по речке» р.н.п., «Тень-тень» сл. нар., муз. Калиникова. Январь Познакомить детей с праздником «Рождество» и обрядовыми песнями-колядками. Песни: «Коляда», «Пришло Рождество», Познакомить детей с русской народной хороводной песней, с её разновидностями. Познакомить детей с р.н.п. хороводного характера, обратить внимание на особенности литературного текста, народные обороты речи. Уточнить понятие о припеве. Учить детей правильно произносить гласные, петь легко без крика. Выразительно передавать шуточный характер припевки. «Ах, ты степь широкая» р.н.п. «У меня ли во садочке» р.н.п. «Украл котик клубочек» Февраль Учить детей определять долгие и короткие звуки, удерживать интонацию на одном часто повторяющемся звуке, точно передавать голосом чередование коротких и долгих звуков. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к поэтическому тексту и мелодии. «Барашеньки» р.н.п. «Вдоль да по речке» р.н.п. «Поёт, поёт соловушка» р.н.п. «Как под наши ворота» р.н.п. Упражнять детей в выполнении элементов народных танцев: «гвоздики», «козёл», «распашонка». «Калинка» р.н.м. «Из-под дуба» р.н.м. Март Побеседовать с детьми о дне рождения, именинах. Рассказать о традиционных блюдах русской кухни, о праздничном каравае. Разучить поговорки и пословицы, общий смысл которых заключался в прославлении русского гостеприимства, щедрости, доброты и умения устраивать досуг. Игра ложкарей под р.н.м. «Светит месяц, светит ясный». Игра «Жмурки». Танец «Завалинка». Игра «Каравай» Учить детей передавать весёлый характер песни. Петь умеренно, лёгким звуком, в подвижном темпе. Удерживать чистоту интонации на повторяющемся звуке «си». Брать дыхание между фразами, выполняя смысловые ударения. Совершенствовать умение передавать подвижный характер песни, распевать гласные на трёх звуках. «Ходила младёшенька по борочку» р.н.п. «В тёмном лесе» р.н.п. Апрель Познакомить детей с русской народной песней, в которой отразилась вся любовь русского человека к веселью, юмору, пляске. «Подай балалаечку» р.н.п. «Голубчик мой, Ванюша» р.н.п. Дать детям сведения о народном празднике – сороки. Развивать двигательную активность, творческие способности детей. Обогащать музыкально-слуховые впечатления детей, воспитывать бережное отношение к птицам. Закличка «Весна, приди!», «Веснянки», «кулик из-за моря» Игры «Жаворонок»,»Коршун», «Филин и пташки». Дать детям сведения о содержании народного праздника «Масленица», познакомить с названиями дней масленичной недели. Развивать умения понимать, оценивать природные явления, их влияние на настроение людей. Познакомить детей с разнообразными средствами, с помощью которых люди передают своё настроение. Воспитывать любовь к календарным обрядовым песням. «Едет Масленица» р.н.п. «Как на масленой неделе» р.н.п. «Ай, кулики» закличка. «Во деревне то было Ольховке» р.н.п. Игра «Огородник и воробей». Май Познакомить детей с русской частушкой, рассказать о её происхождении и содержании, о видах частушек. Детские частушки, дразнилки, школьные частушки, лирические, о природе. Учить детей эмоционально отзывать на шуточный характер песни, петь вначале медленно, затем постепенно ускоряя. «Патока с имбирём» р.н.п. «Где был, Иванушка?» р.н.п. «Подай балалаечку» р.н.п. Выявить уровень развития музыкальных способностей, знаний, умений, интересов детей. На знакомом материале. Литература. 1. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Под редакцией А.В. Орловой, Владимир, 1995. 2. Проведение фольклорных праздников и развлечений в детском саду. Из опыта работы д/садов г. Острова, Псков, 1994. 3. Народная педагогика в воспитании дошкольников. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф., Москва, 1995. 4. Фольклорная азбука. Науменко Г.М., Москва, 1995. 5. Не робей, воробей! Слепцова И.С., Морозов И.А., Москва, 1995. 6. Книги из серии «Тверской фольклор», выпуски 1993-1995. 7. Развитие музыкальных способностей детей. Михайлова М.А., Ярославль, 1997. 8. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Михайлова М.А., Горбина Е.В., Ярославль, 1996. 9. Баюшки-баю; Слушаем и поём колыбельные песни.- М.: ВЛАДОС 1995. 10. Сны, приметы, загадки, поговорки. И.А. Подюков, 1994г. 11. Детские музыкальные праздники Камаева Т.Ю., 1994. 12. Русская частушка. А.В. Кулагина, - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора Министерства культуры Российской Федерации, 1992. 13. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. Дошкольное образовательное учреждение Программа «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к национальной культуре» Составители: музыкальные руководители МДОУ ЦРР детский сад №159 Богдашова Н.П., Бут М.П. г. Тверь, 2009 г. Пояснительная записка. Большое значение в нравственном воспитании детей дошкольного возраста имеет национальная культура. С помощью фольклора мы восстанавливаем связь времён, возвращаем утерянные ценности, так как фольклор это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Поэтому главной задачей работы фольклорного кружка является воспитание у дошкольников нравственных чувств и любви к русским традициям. Программа фольклорного кружка рассчитана на один год обучения. При отборе детей учитываются психологические особенности, уровень развития, склонности, музыкальные способности, интересы. Занятия проводятся с детьми 6 -7 лет, один раз в неделю по 40 минут в пятницу в 17 часов, с группой по 10-12 человек. Цель: Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста нравственные качества с помощью фольклора. Задачи: 1. Формировать эстетический вкус детей. 2. Воспитывать любовь к русскому фольклору. 3. Развивать музыкальные способности детей на фольклорном материале. К концу года дети должны уметь эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения, петь выразительно, правильно передавая мелодию и ритмический рисунок, аккомпанировать себе на простейших русских народных инструментах, инсценировать игровые песни, демонстрировать свои умения в ходе народных праздников и развлечений. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Месяц Тема Кол-во занятий Сентябрь 1. Диагностика уровня развития, склонностей, музыкальных способностей, интересов детей и формирование групп. 2 2. Знакомство с понятием «Народная культура». 1 3. Знакомство с русским бытом. 1 Октябрь 1. Знакомство с устным народным творчеством. 1 2. Знакомство с понятием «Лирическая песня». Разучивание лирических песен. 2 3. Знакомство с русскими традициями через народные праздники. (Осенины). Разучивание песен. 1 Ноябрь 1. Разновидности народных колыбельных песен. 1 2. Музыкальные и шумовые звуки. 1 3. Сила звука. 1 4. Элементы русских народных танцев. 1 Декабрь 1. Знакомство с русскими народными инструментами. 4 Январь 1. Знакомство с обрядовыми песнями-колядками и их разучивание к празднику «Рождество». 2 2. Знакомство с понятием «Хороводная песня», разучивание хороводов. 2 Февраль 1. Знакомство с длительностью звука. 2 2. Разучивание элементов русских народных танцев. 2 Март 1.Семейно-бытовые праздники. (Именины). 2 2. Использование импровизации в хороводах. 2 Апрель 1. Знакомство с понятием «Плясовая песня», разучивание плясовых песен. 2 2.Знакомство с русскими традициями через народные праздники. (Сороки). 1 3. Знакомство с русскими народными традициями через праздники. (Масленица). Разучивание масленичных песен. 1 Май 1. Знакомство с русской частушкой. Разучивание частушек. 1 2. Юмор в русских народных песнях. Разучивание шуточных песен. 1 3. Подведение итогов, диагностика. Отчётный концерт. 2 Перспективный план работы Месяц Программное содержание Репертуар Сентябрь Выявить уровень развития музыкальных способностей, знаний, умений, интересов детей. На знакомом материале. Познакомить детей с основными компонентами народной культуры, фольклора: устное народное творчество, песня, сказка, загадки, пословицы и поговорки, народные праздники. Дать понятие о том, что именно фольклор раскрывает основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла; отражает мировоззрение человека через мифологию, предания и поверья; описывает историю народа в виде эпоса и устного народного творчества. Отрывки из русских народных сказок, грамзапись русских народных песен в исполнении М. Мордасовой, загадки, пословицы и поговорки. Познакомить детей с устройством русского быта. Дать понятие о различных ремёслах: лубочных картинках, различных видах расписных игрушек (дымковской, хохломской, гжельской); расписных бытовых предметах, используемых в повседневной жизни (ложках, деревянной и глиняной посуде, жостовских подносах, резных прялках и т. д.); вышивке, вязании. Посетить уголок русского быта «У Дуняши». Октябрь Дать детям сведения о центральном компоненте устного народного творчества – сказке, о её разновидностях (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки). Рассказать о том, что сказка всегда зовёт на борьбу со злом, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм. Познакомить детей с малыми формами фольклора – пословицами, поговорками, загадками. Объяснить, что в пословицах и поговорках, как в капле воды, сконцентрировалась народная мудрость. С помощью загадок формировать основы теоретического творческого мышления, учить находить сходства различных предметов и явлений. Сказки «Теремок», «Репка», «Золушка». Пословицы, поговорки, загадки. Познакомить детей с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, её горести и радости, обратить внимание детей на эмоциональную выразительность русской лирической песни. Учить детей петь протяжно, выразительно, ласково, лёгким звуком. Упражнять в точном интонировании мелодии. Учить брать дыхание между фразами, выполнять логические ударения. «То не ветер ветку клонит» р.н.п., «Уж, вы, ветры-ветерочки» р.н.п. Воспитывать любовь к русским традициям и истории национальной культуры. Праздник «Осенины». «Песня жниц», «Урожайная» (обрядовая). Ноябрь Познакомить детей с колыбельными, различными по типу содержания. 1-ая группа колыбельных: песни, которые содержат обращение к ребёнку с пожеланием сна, благополучия в жизни, с обещанием подарков, вкусной еды. 2-ая группа колыбельных: песни, в которых фигурируют образы животных и птиц. 3-ья группа колыбельных: песни с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона. 4-ая группа колыбельных: песни, в которых содержится мотив устрашения, запугивания ребёнка (бука, старик, серенький волчок). «Баю, баю, баиньки», «Баю, баюшки, баю», «Уж как Сон ходил по лавке», «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю». Учить детей различать все окружающие нас звуки, уметь разделять их на две группы: звуки шумовые (от слова шум, шуметь) и звуки музыкальные (от слова музыка). Учить детей определять долгие и короткие звуки, удерживать интонацию на одном часто повторяющемся звуке, точно передавать голосом чередование коротких и долгих звуков. Учить передавать ритмический рисунок песен на шумовых детских музыкальных инструментах (ложки, колокольчики, барабан). Рассмотреть рисунки и определить, какие звуки издают эти предметы: музыкальные или шумовые. «Барашеньки» р.н.п. «Куда летишь, кукушечка?» р.н.п. «Во кузнице» р.н.п. Развивать умение различать разные по силе звуки. Учить детей, исполняя песню, менять её динамику. «Сказка про кота». Музыкально-дидактические игры: «Громко-тихо запоём», «Громкая и тихая музыка». Познакомить детей с элементами русских народных танцев: «ковырялочка», «гармошка», «присядка», «чайничек» и т.д. Просмотр видеозаписи. Игра «Зеркало». Декабрь Познакомить детей с русскими народными инструментами, дать понятие «оркестр русских народных инструментов». Учить детей игре на простейших народных инструментах: бубен, ложки, трещотки, дудки, свистульки. Прослушивание записей музыки в исполнении оркестра русских народных инструментов. Игра на муз. инструментах: «Вдоль да по речке» р.н.п., «Тень-тень» сл. нар., муз. Калиникова. Январь Познакомить детей с праздником «Рождество» и обрядовыми песнями-колядками. Песни: «Коляда», «Пришло Рождество», Познакомить детей с русской народной хороводной песней, с её разновидностями. Познакомить детей с р.н.п. хороводного характера, обратить внимание на особенности литературного текста, народные обороты речи. Уточнить понятие о припеве. Учить детей правильно произносить гласные, петь легко без крика. Выразительно передавать шуточный характер припевки. «Ах, ты степь широкая» р.н.п. «У меня ли во садочке» р.н.п. «Украл котик клубочек» Февраль Учить детей определять долгие и короткие звуки, удерживать интонацию на одном часто повторяющемся звуке, точно передавать голосом чередование коротких и долгих звуков. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к поэтическому тексту и мелодии. «Барашеньки» р.н.п. «Вдоль да по речке» р.н.п. «Поёт, поёт соловушка» р.н.п. «Как под наши ворота» р.н.п. Упражнять детей в выполнении элементов народных танцев: «гвоздики», «козёл», «распашонка». «Калинка» р.н.м. «Из-под дуба» р.н.м. Март Побеседовать с детьми о дне рождения, именинах. Рассказать о традиционных блюдах русской кухни, о праздничном каравае. Разучить поговорки и пословицы, общий смысл которых заключался в прославлении русского гостеприимства, щедрости, доброты и умения устраивать досуг. Игра ложкарей под р.н.м. «Светит месяц, светит ясный». Игра «Жмурки». Танец «Завалинка». Игра «Каравай» Учить детей передавать весёлый характер песни. Петь умеренно, лёгким звуком, в подвижном темпе. Удерживать чистоту интонации на повторяющемся звуке «си». Брать дыхание между фразами, выполняя смысловые ударения. Совершенствовать умение передавать подвижный характер песни, распевать гласные на трёх звуках. «Ходила младёшенька по борочку» р.н.п. «В тёмном лесе» р.н.п. Апрель Познакомить детей с русской народной песней, в которой отразилась вся любовь русского человека к веселью, юмору, пляске. «Подай балалаечку» р.н.п. «Голубчик мой, Ванюша» р.н.п. Дать детям сведения о народном празднике – сороки. Развивать двигательную активность, творческие способности детей. Обогащать музыкально-слуховые впечатления детей, воспитывать бережное отношение к птицам. Закличка «Весна, приди!», «Веснянки», «кулик из-за моря» Игры «Жаворонок»,»Коршун», «Филин и пташки». Дать детям сведения о содержании народного праздника «Масленица», познакомить с названиями дней масленичной недели. Развивать умения понимать, оценивать природные явления, их влияние на настроение людей. Познакомить детей с разнообразными средствами, с помощью которых люди передают своё настроение. Воспитывать любовь к календарным обрядовым песням. «Едет Масленица» р.н.п. «Как на масленой неделе» р.н.п. «Ай, кулики» закличка. «Во деревне то было Ольховке» р.н.п. Игра «Огородник и воробей». Май Познакомить детей с русской частушкой, рассказать о её происхождении и содержании, о видах частушек. Детские частушки, дразнилки, школьные частушки, лирические, о природе. Учить детей эмоционально отзывать на шуточный характер песни, петь вначале медленно, затем постепенно ускоряя. «Патока с имбирём» р.н.п. «Где был, Иванушка?» р.н.п. «Подай балалаечку» р.н.п. Выявить уровень развития музыкальных способностей, знаний, умений, интересов детей. На знакомом материале. Литература. 1. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Под редакцией А.В. Орловой, Владимир, 1995. 2. Проведение фольклорных праздников и развлечений в детском саду. Из опыта работы д/садов г. Острова, Псков, 1994. 3. Народная педагогика в воспитании дошкольников. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф., Москва, 1995. 4. Фольклорная азбука. Науменко Г.М., Москва, 1995. 5. Не робей, воробей! Слепцова И.С., Морозов И.А., Москва, 1995. 6. Книги из серии «Тверской фольклор», выпуски 1993-1995. 7. Развитие музыкальных способностей детей. Михайлова М.А., Ярославль, 1997. 8. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Михайлова М.А., Горбина Е.В., Ярославль, 1996. 9. Баюшки-баю; Слушаем и поём колыбельные песни.- М.: ВЛАДОС 1995. 10. Сны, приметы, загадки, поговорки. И.А. Подюков, 1994г. 11. Детские музыкальные праздники Камаева Т.Ю., 1994. 12. Русская частушка. А.В. Кулагина, - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора Министерства культуры Российской Федерации, 1992. 13. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Музыкально-пластические импровизации в игре и танце.
Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит.
Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.
Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти.
Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.
У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать.
Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества.
Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.
Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития.
Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу.
Игры-этюды с элементами импровизации
«Петушок расплясался»
Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений.
«Замри»
Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека.
«Веночек»
Дети стоят в кругу и поют:
Уж ты зелен, мой веночек,
Мне куда тебя, веночек, положить?
Мне кому тебя, веночек, подарить?
Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… )
Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется.
Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют.
«Лесной концерт»
Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру..
Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д.
«Поэтический образ»
Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания.
«Водяной»
По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют:
_ Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выходи на бережок,
Поиграй со мной, дружок!
Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова.
«Гномы»
Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню.
Подворье
В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д.
Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д.
Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука.
Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д.
По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть.
В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве.
Использована литература:
1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г.
2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г.
Методическую разработку подготовила:
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №2»
Медникова Р.М.
г.Бологое, Тверская область.
Музыкально-пластические импровизации в игре и танце.
Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит.
Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.
Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти.
Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.
У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать.
Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества.
Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.
Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития.
Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу.
Игры-этюды с элементами импровизации
«Петушок расплясался»
Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений.
«Замри»
Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека.
«Веночек»
Дети стоят в кругу и поют:
Уж ты зелен, мой веночек,
Мне куда тебя, веночек, положить?
Мне кому тебя, веночек, подарить?
Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… )
Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется.
Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют.
«Лесной концерт»
Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру..
Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д.
«Поэтический образ»
Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания.
«Водяной»
По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют:
_ Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выходи на бережок,
Поиграй со мной, дружок!
Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова.
«Гномы»
Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню.
Подворье
В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д.
Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д.
Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука.
Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д.
По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть.
В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве.
Использована литература:
1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г.
2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г.
Методическую разработку подготовила:
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №2»
Медникова Р.М.
г.Бологое, Тверская область.
Музыкально-пластические импровизации в игре и танце.
Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит.
Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.
Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти.
Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.
У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать.
Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества.
Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.
Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития.
Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу.
Игры-этюды с элементами импровизации
«Петушок расплясался»
Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений.
«Замри»
Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека.
«Веночек»
Дети стоят в кругу и поют:
Уж ты зелен, мой веночек,
Мне куда тебя, веночек, положить?
Мне кому тебя, веночек, подарить?
Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… )
Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется.
Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют.
«Лесной концерт»
Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру..
Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д.
«Поэтический образ»
Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания.
«Водяной»
По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют:
_ Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выходи на бережок,
Поиграй со мной, дружок!
Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова.
«Гномы»
Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню.
Подворье
В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д.
Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д.
Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука.
Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д.
По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть.
В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве.
Использована литература:
1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г.
2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г.
Методическую разработку подготовила:
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №2»
Медникова Р.М.
г.Бологое, Тверская область.