Конспект интегрированного занятия по «Художественно - эстетическому развитию» в средней группе «Ёлочка».

07 декабря 2021
Сформировать у детей представление о характерных особенностях ёлочки на основе изобразительно-выразительных средств поэтического слова, музыки и изобразительного искусства
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №94 «Солнышко» г. Твери. -------------------------------------------------------------------------------------- КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: «ЦВЕТ И МУЗЫКА». Составитель : КузнецоваО.Н. музыкальный руководитель г. Тверь 2013 Цели: Образовательные: формирование представлений о связи музыкальных звуков с цветами радуги; расширение знаний детей о фольклоре; обогащение словарного запаса. Развивающие: формирование у детей различных психических процессов: внимание, память, мышление, восприятие; развитие коммуникативных навыков, музыкально – ритмической деятельности, интереса к продуктивной деятельности. Воспитательные: совершенствование коммуникативных навыков, воспитание любви к музыке и желание участвовать в музыкальном творчестве. Задачи: Образовательные: совершенствовать способности к творческому воображению; продолжать учить играть на музыкальных инструментах; учить согласовывать свои действия с действиями других; учить определять характер музыкального произведения. Воспитательные: воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в творческом процессе, воспитывать любовь к прекрасному, воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательные отношения между детьми. Развивающие: развивать музыкальные способности; формировать способность самостоятельно определять настроение, характер музыкального произведения, расширять словарный запас. ОБОРУДОВАНИЕ: фея Музыки – кукла; цветные бумажные колокольчики; плоскостная фигура радуги; металлофоны; магнитная доска; музыкальный центр; диск «Классика малышам»; диск «Звуки природы». Формы работы: 1. Рассказ феи Музыки. 2. Рассматривание картины. 3. Слушание и определение характера музыкального произведения. 4. Продуктивная деятельность: составление музыкального цветового произведения. 5. Игра на музыкальном инструменте. ХОД ЗАНЯТИЯ. ФЕЯ Музыки встречает детей и отправляется с ними в музыкальную разноцветную страну. Фея Музыки (музыкальный руководитель с куклой в руках): Муз. рук.Мы находимся с вами в разноцветной музыкальной стране. С давних – давних времен существует легенда о радужном мосте, соединяющим небо и землю (демонстрируется картина радуги). Мост этот был поистине волшебным, потому что по нему спускались на землю боги. Каждая дуга этого моста ( выставляется плоскостная радуга) горела своим светом, отличным от других и могла спеть свою песню. Да, да, да светящиеся дуги пели. Вопрос детям: Как вы думаете, что это за мост и как он называется? (ответы детей) Муз. рук. Совершенно верно – это радуга. Посмотрите, как она прекрасна! Красная – самая широка и длинная дуга радуги – пела низким голосом и звучала как нота ДО (сыграть). Оранжевая – звучала как нота ре и пела более тонким голосом (сыграть). Чем короче была дуга, тем тоньше и звонче была ее песня. Желтая - звучала как нота МИ, зеленая – ФА, голубая – СОЛЬ, синяя – ЛЯ, фиолетовая – СИ. А теперь давайте послушаем как звучит радуга. А теперь споем вместе с ней. Дети поют гамму. Муз.рук. Это легенда. Ребята, а как вы думаете, может ли быть музыка цветной? (Ответы детей) Муз.рук. А что же отвечают нам ученые о том, может ли быть музыка цветной? «Да! Музыку можно раскрасить» - говорят нам ученые. Каждый музыкальный звук или нота окрашены в зависимости от высоты в цвета радужного спектра. Ведь звук и свет расходятся от своего источника волнами, которые могут быть разной величины. Чем ниже звук, тем длиннее световая волна. Чем выше нота, тем короче звуковая волна. Вот и получается, что низкая нота ДО – КРАСНАЯ, а самая высокая СИ – ФИОЛЕТОВАЯ. (показывает на плоскостной фигуре радуги) А теперь давайте сами поиграем все семь нот на металлофоне, следя за тем, как от ноты к ноте звук становится выше. Несколько детей идут играть, остальные показывают рукой высоту звуков и поют ноты. Муз. рук. Ребята, музыка по разному влияет на человека. Например, пьеса Чайковского «Баба Яга». В ней преобладают низкие звуки и красный цвет, она приводит к сильному возбуждению (звучит пьеса). После прослушивания, дети пытаются охарактеризовать прослушанное произведение. Муз.рук. Чем прекраснее, возвышеннее мелодия, тем больше в ней будет преобладать зеленых, голубых, синих, фиолетовых цветов. (Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Дети сравнивают прослушанные музыкальные произведения). Муз.рук. На знании взаимодействия цветовых и звуковых волн была создана цветовая музыка. Русским композитором Скрябиным впервые была написана цветовая симфония, когда на каждую музыкальную ноту зажигалась лампочка соответствующего цвета. А у нас сегодня вместо лампочек есть разноцветные колокольчики. Давайте каждый из вас попробует на время стать композитором и создаст свою цветную мелодию. Дети из цветных колокольчиков создают свое произведение. Некоторые из произведений проигрываются на металлофоне. Музыкальный руководитель хвалит детей за творчество. Муз.рук. Ребята, то, что звук влияет на человека и его здоровье, знали еще очень давно. Поэтому не зря во время эпидемий в церквях постоянно звонили колокола. Прошли века и современным ученым удалось доказать, что звуки колокола, то есть их звуковые волны способны разрушать многие болезнетворные микробы. Давайте и мы послушаем колокола (низкие – тревожные набатный, высокий – малиновый). Звуки воссоздаются с помощью синтезатора. Муз.рук. Музыка влияет не только на человека, но и на растения, животных. Весь окружающий мир вокруг нас звучит: и солнечные лучи, и плеск ручейка, и горные хребты, и каждый город имеет свой неповторимый звук (в записи звучат небольшие отрывки с диска «Звуки природы»). Фея музыки вместе с музыкальным руководителем благодарит детей за их творчество, внимание и прощается с ними до следующей встречи. Литература. 1. Большая энциклопедия дошкольника. Издание РООССА, 2010г. 2. Из цикла история России «Колокола русских монастырей», 2010г. 3. Курс физики. Т.И.Трофимова, изд. «Высшая школа», 1997г., раздел «Световые волны».

Музыкально-пластические импровизации в игре и танце. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития. Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Игры-этюды с элементами импровизации «Петушок расплясался» Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений. «Замри» Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека. «Веночек» Дети стоят в кругу и поют: Уж ты зелен, мой веночек, Мне куда тебя, веночек, положить? Мне кому тебя, веночек, подарить? Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… ) Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют. «Лесной концерт» Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру.. Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д. «Поэтический образ» Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания. «Водяной» По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют: _ Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова. «Гномы» Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню. Подворье В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д. Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д. Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука. Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д. По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть. В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве. Использована литература: 1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г. 2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г. Методическую разработку подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» Медникова Р.М. г.Бологое, Тверская область. Музыкально-пластические импровизации в игре и танце. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития. Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Игры-этюды с элементами импровизации «Петушок расплясался» Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений. «Замри» Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека. «Веночек» Дети стоят в кругу и поют: Уж ты зелен, мой веночек, Мне куда тебя, веночек, положить? Мне кому тебя, веночек, подарить? Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… ) Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют. «Лесной концерт» Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру.. Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д. «Поэтический образ» Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания. «Водяной» По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют: _ Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова. «Гномы» Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню. Подворье В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д. Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д. Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука. Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д. По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть. В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве. Использована литература: 1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г. 2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г. Методическую разработку подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» Медникова Р.М. г.Бологое, Тверская область. Музыкально-пластические импровизации в игре и танце. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития. Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Игры-этюды с элементами импровизации «Петушок расплясался» Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений. «Замри» Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека. «Веночек» Дети стоят в кругу и поют: Уж ты зелен, мой веночек, Мне куда тебя, веночек, положить? Мне кому тебя, веночек, подарить? Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… ) Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют. «Лесной концерт» Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру.. Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д. «Поэтический образ» Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания. «Водяной» По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют: _ Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова. «Гномы» Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню. Подворье В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д. Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д. Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука. Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д. По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть. В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве. Использована литература: 1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г. 2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г. Методическую разработку подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» Медникова Р.М. г.Бологое, Тверская область.
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее