Конспект по музыкальной деятельности "Ходит зайка по саду". Старшая группа

02 февраля 2020
konspekt-po-muzyikalnoj-deyatelnosti-hodit-zajka-po-sadu-starshaya-gruppa.docx
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Программное содержание: 1. Обучающие задачи: учить детей понимать различия между мальчиками и девочками, определять особенности их внешнего вида, поведения, привычек и любимых занятий; формировать способность отображать средствами художественно – изобразительной деятельности внешний облик мальчика и девочки. 2. Развивающие задачи: развивать умение соотносить образы мальчиков и девочек с литературными и музыкальными произведениями. 3. Воспитательные задачи: воспитывать навыки сотрудничества при решении проблемных ситуаций, способствовать формированию положительных эмоций при общении друг с другом. 4. Речевые задачи: обогащать словарь детей понятиями, выражающими эмоциональные состояния детей и сказочных героев.
НОЯБРЬ Старшая группа Виды НОД и формы организации Программное содержание Репертуар Индивидуальная работа I.Музыкальное занятие №1 1.Музыкально-ритмические движения Учить детей менять энергичный характер движения на спокойный в соответствии с динамическими оттенками. Совершенствовать движенеие галопа. «Марш» М.Робера(28) Упр.»Всадники» В.Витлина (29. С.41) Упр.» Парад»ходьба с правильной осанкой, с соблюдением ритма: 2.Развитие чувства ритма, музицирование Учить детей петь песенку по показу педагога, расширять певческий диапазон. «Тик-так»(с.41) 3.Пальчиковая гимнастика Знакомство с упражнением. Развивать внимание. «Зайка». С.42. 4.Слушание Помочь детям услышать повторяющийся в 1-й, 2-й и 3-й частях пьесы мотив. «Сладкая греза» П.Чайковского (32). 5.Распевание, пение Отмечать отдельные запомнившиеся моменты новой песни. Закрепить понятие «солист», «хор». «От носика до хвостика» М.Парцхаладзе (31). «Бай-качи, качи». Р.н.приб. (12). «Самая хорошая» (нотн.тетрадь) 6.Игры, пляски, хороводы Развивать у детей творчество. Учить выполнять движения непринужденно! Пляска «Отвернись-повернись».карельскуая н.м. (33, с.43), игра «Ворон». Р.н.приб.(30, с.43). Кружение на подскоках: II.Самостоятельная музыкальная деятельность Развивать внимание, коммуникативные навыки. Игра «Займи место» (34) Игра со словом: Закружился надо мной дождь из листьев озорной. До чего же он хорош! Где такой еще найдешь – Без конца и без начала? Танцевать под ним яс тала. Мы плясали, как друзья, – Дождь из листиков и я. (Л.Разводова). НОЯБРЬ Старшая группа Виды НОД и формы организации Программное содержание Репертуар Индивидуальная работа I.Музыкальное занятие №2 1.Музыкально-ритмические движения Согласовывать движения с музыкой. Учить притопывать ногами поочередно. Развивать чувство ритма. Умение различать длинные и короткие звуки «марш» В.Золотарева (14) Упр.»Топотушки» (35. С.43) р.н.м. «Аист». С.44. Танц. Движение «Кружение». «Вертушки». Укр.н.м. (36, с.44) Упр. на развитие координации: 2.Развитие чувства ритма, музицирование Развивать слуховое внимание. Учить различать динамические оттенки. Проиграть ритм. Рис. На м.и. «тик-так»(с.41) 3.Пальчиковая гимнастика Выполнять упражнения по показу желающего ребенка. «Поросята (42)», «Зайка»(4). 4.Слушание Обратить внимание на легкий характер и быстрый темп пьесы. Развивать фантазию «Мышки» А.Жилинского (40). С использованием худ. слова (с.45) 5.Распевание, пение Работать над чистотой интонирования. «От носика до хвостика» М.Парцхаладзе -31. «К нам гости пришли» Ан.александрова -26. 6.Игры, пляски, хороводы Развивать у детей творчество, выразительность исполнения. Исполнять танец по показу педагога, доставить детям радость от игры. Пляска «Кошачий танец».рок-н- ролл -39, с.45. игра «Догони меня». «Кот и мыши» Т.Ломовой -37. II.Самостоятельная музыкальная деятельность Развивать быстроту реакции Игра «Хитрый кот» Мышка вылезла из норки, мышка очень хочет есть. Нет ли где засохшей корки? Может, в кухне корка есть? А на кухне возле шкафа видит мышка – чья-то лапа. Лапа пестрая, когти острые. Эй, мышка. Не зевай, поскорее убегай! Убегай из этих мест, а то кошка съест! А.Введенский. НОЯБРЬ Старшая группа Виды НОД и формы организации Программное содержание Репертуар Индивидуальная работа I.Музыкальное занятие №3 1.Музыкально-ритмические движения Продолжать учить детей четко останавливаться с окончанием музыки. Выполнять энергичные прыжки на месте. «Марш» М.Робера(28) Упр.»Всадники» В.Витлина (29. С.41) 2.Развитие чувства ритма, музицирование Учить детей прохлопывать ритм четвертными длительностями. «Тик-так»(с.41) 3.Пальчиковая гимнастика Выполнять упражнения по показу желающего ребенка. «Капуста», «Дружат в нашей группе». С.22. 4.Слушание Рассказать о характере музыкального произведения. Предложить потанцевать с шарфиками. «Сладкая греза»П.Чайковского (32). 5.Распевание, пение Развивать голос. Детское воображение. Речь. Напомнить значение терминов «солист». «хор». «Падают листья» М.Красева (18) «Мама моя»(тетр), «От носика до хвостика» Парцхаладзе -31. 6.Игры, пляски, хороводы Двигаться легко, в соответствии с характером музыки. Четко выполнять хлопки и притопы. Пляска «Отвернись-повернись» -33, игра «Воротики» р.н.м. -6. II.Самостоятельная музыкальная деятельность Закреплять слова прибаутки, доставить детям радость. Игра «Ворон»р.н.м. -30 Мышки – серые воришки. Сыр нашли в кладовке мышки. Но не спит хозяйский кот. Кот кладовку стережет. За подобные делишки Может он порвать штанишки. НОЯБРЬ Старшая группа Виды НОД и формы организации Программное содержание Репертуар Индивидуальная работа I.Музыкальное занятие №4 1.Музыкально-ритмические движения Развивать координацию, чувство ритма, умения различать длинные и короткие звуки. Упр. «Топотушки» р.н.м. – 35, «Аист» с.44. Упр. «Поскоки» Т.Ломовой – 21 Упр. «Кружение» Укр.н.м. -36. 2.Развитие чувства ритма, музицирование Проговаривать высоким голосом. Предложить детям имитировать игру на ф-но. «Тик-так» с.41. 3.Пальчиковая гимнастика Желающий ребенок показывает упр. остальным. «Капуста» (мл.с.39) «Зайка» (с.42) Работа над текстом: 4.Слушание Напомнить детям о характере пьесы. Дать возможность пофантазировать и предложить обыграть стихотворение. «Мышки» А.Жилинского ( 40) 5.Распевание, пение Четко и выразительно проговаривать текст песен. Развивать память, речь. «Снежная песенка» Д.Львова-Клмпанейца (42). Песни к Дню матери. «От носика до хвостика» М.Парцхаладзе (31). 6.Игры, пляски, хороводы Учить детей двигаться выразительно, раскрепощенно, передавая в движении темп и динамику. «Веселый танец». Еврейская н.м. (27). Игра «Займи место». Р.н.м. (34) Кружение в паре: II.Самостоятельная музыкальная деятельность Развивать навыки игры на муз. инструментах. Игра на ложках и металлофоне (3) Ритмическое упражнение со словом Мы пойдем сначала вправо – раз, два, три! А потом пойдем налево – раз, два, три! А потом все соберемся – раз, два, три! А потом все разойдемся – раз, дв, три! А потом мы все присядем – раз, два, три! А потом все дружно встанем – раз. два, три! А потом мы все станцуем – Раз, два, три! А потом еще станцуем – раз, два, три! НОЯБРЬ Старшая группа Виды НОД и формы организации Программное содержание Репертуар Индивидуальная работа I.Музыкальное занятие №5 1.Музыкально-ритмические движения Учить детей четко останавливаться с окончанием музыки. Выполнять энергичные прыжки на месте и шагат, высоко поднимая ноги. «Марш» В.Золотарева (14) Упр.»Прыжки» (16. С.36) 2.Развитие чувства ритма, музицирование Учить детей петь песенку по очереди: начинают мальчики, а девочки продолжают. «Кап-кап»(с.4) Работа с картинками. «Ритмические палочки» - работа над половинными длительностями: 3.Пальчиковая гимнастика Выполнять упражнения по показу желающего ребенка. «Капуста», «Мама» 4.Слушание Узнавать музыкальное произведение по вступлению. Развивать детское творчество. «Марш деревянных солдатиков П.Чайковского (3). «Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова (11). 5.Распевание, пение Петь желательно протяжно, не отставая друг от друга и не опережая. Активизировать застенчивых детей. «Бабулю люблю» (нотная тетр.), «Песенка для мамы» (подг.-2-24), «От носика до хвостика» М.Парцхаладзе (31). Полька и.Штрауса (2-17): 6.Игры, пляски, хороводы Учить детей самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой. Развивать внимание, чувство ритма. «Озорная полька» Н.Вересокиной. (2-6). Игра «Воротики» (6). Р.н.м. II.Самостоятельная музыкальная деятельность Продолжать развивать навыки игры в оркестре. «Веселый оркестр» НОЯБРЬ Старшая группа Виды НОД и формы организации Программное содержание Репертуар Индивидуальная работа I.Музыкальное занятие №6 1.Музыкально-ритмические движения Учить детей четко останавливаться с окончанием музыки. Выполнять энергичные прыжки на месте и шагат, высоко поднимая ноги. «марш» В.золотарева (14) Упр.»Прыжки» (16. С.36) 2.Развитие чувства ритма, музицирование Учить детей петь песенку по очереди: начинают мальчики, а девочки продолжают. «Кап-кап»(с.4) Работа с картинками. 3.Пальчиковая гимнастика Выполнять упражнения по показу желающего ребенка. «Капуста», «Мама» 4.Слушание Узнавать музыкальное произведение по вступлению. Развивать детское творчество. «Марш деревянных солдатиков П.Чайковского (3). «Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова (11). 5.Распевание, пение Петь желательно протяжно, чтобы дети услышали свои голоса и старались протягивать звуки. «Падают листья» М.Красева (18) «К нам гости пришли» Ан.Александрова (26). «Осень золотая», «Бай-качи-качи» р.н.прибаутка (12). «Урожай собирай» А.Филиппенко (10) 6.Игры, пляски, хороводы Развивать у детей творчество. Поощрять интересные находки в передаче того или иного образа. «Плетень» В.Калинникова (15) III. Праздники и развлечения НОЯБРЬ Старшая группа Виды НОД и формы организации Программное содержание Репертуар Индивидуальная работа I.Музыкальное занятие №7 1.Музыкально-ритмические движения Учить детей четко останавливаться с окончанием музыки. Выполнять энергичные прыжки на месте и шагат, высоко поднимая ноги. «марш» В.золотарева (14) Упр.»Прыжки» (16. С.36) 2.Развитие чувства ритма, музицирование Учить детей петь песенку по очереди: начинают мальчики, а девочки продолжают. «Кап-кап»(с.4) Работа с картинками. 3.Пальчиковая гимнастика Выполнять упражнения по показу желающего ребенка. «Капуста», «Мама» 4.Слушание Узнавать музыкальное произведение по вступлению. Развивать детское творчество. «Марш деревянных солдатиков П.Чайковского (3). «Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова (11). 5.Распевание, пение Петь желательно протяжно, чтобы дети услышали свои голоса и старались протягивать звуки. «Падают листья» М.Красева (18) «К нам гости пришли» Ан.Александрова (26). «Осень золотая», «Бай-качи-качи» р.н.прибаутка (12). «Урожай собирай» А.Филиппенко (10) 6.Игры, пляски, хороводы Развивать у детей творчество. Поощрять интересные находки в передаче того или иного образа. «Плетень» В.Калинникова (15) II.Самостоятельная музыкальная деятельность Доставить детям радость от игры. Игра «шел козел по лесу» III. Праздники и развлечения НОЯБРЬ Старшая группа Виды НОД и формы организации Программное содержание Репертуар Индивидуальная работа I.Музыкальное занятие №8 1.Музыкально-ритмические движения Учить детей четко останавливаться с окончанием музыки. Выполнять энергичные прыжки на месте и шагать, высоко поднимая ноги. «марш» В.Золотарева (14) Упр.»Прыжки» (16. С.36) 2.Развитие чувства ритма, музицирование Учить детей петь песенку по очереди: начинают мальчики, а девочки продолжают. «Кап-кап»(с.4) Работа с картинками. 3.Пальчиковая гимнастика Выполнять упражнения по показу желающего ребенка. «Капуста», «Мама» 4.Слушание Узнавать музыкальное произведение по вступлению. Развивать детское творчество. «Марш деревянных солдатиков П.Чайковского (3). «Голодная кошка и сытый кот» В.Салманова (11). 5.Распевание, пение Петь желательно протяжно, чтобы дети услышали свои голоса и старались протягивать звуки. «Падают листья» М.Красева (18) «К нам гости пришли» Ан.Александрова (26). «Осень золотая», «Бай-качи-качи» р.н.прибаутка (12). «Урожай собирай» А.Филиппенко (10) 6.Игры, пляски, хороводы Развивать у детей творчество. Поощрять интересные находки в передаче того или иного образа. «Плетень» В.Калинникова (15) II.Самостоятельная музыкальная деятельность Доставить детям радость от игры. Игра «Шел козел по лесу» План составлен по программе "Ладушки". И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Музыкально-пластические импровизации в игре и танце. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития. Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Игры-этюды с элементами импровизации «Петушок расплясался» Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений. «Замри» Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека. «Веночек» Дети стоят в кругу и поют: Уж ты зелен, мой веночек, Мне куда тебя, веночек, положить? Мне кому тебя, веночек, подарить? Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… ) Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют. «Лесной концерт» Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру.. Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д. «Поэтический образ» Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания. «Водяной» По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют: _ Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова. «Гномы» Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню. Подворье В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д. Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д. Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука. Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д. По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть. В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве. Использована литература: 1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г. 2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г. Методическую разработку подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» Медникова Р.М. г.Бологое, Тверская область. Музыкально-пластические импровизации в игре и танце. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития. Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Игры-этюды с элементами импровизации «Петушок расплясался» Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений. «Замри» Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека. «Веночек» Дети стоят в кругу и поют: Уж ты зелен, мой веночек, Мне куда тебя, веночек, положить? Мне кому тебя, веночек, подарить? Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… ) Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют. «Лесной концерт» Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру.. Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д. «Поэтический образ» Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания. «Водяной» По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют: _ Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова. «Гномы» Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню. Подворье В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д. Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д. Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука. Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д. По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть. В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве. Использована литература: 1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г. 2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г. Методическую разработку подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» Медникова Р.М. г.Бологое, Тверская область. Музыкально-пластические импровизации в игре и танце. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития. Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Игры-этюды с элементами импровизации «Петушок расплясался» Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений. «Замри» Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека. «Веночек» Дети стоят в кругу и поют: Уж ты зелен, мой веночек, Мне куда тебя, веночек, положить? Мне кому тебя, веночек, подарить? Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… ) Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют. «Лесной концерт» Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру.. Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д. «Поэтический образ» Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания. «Водяной» По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют: _ Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова. «Гномы» Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню. Подворье В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д. Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д. Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука. Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д. По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть. В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве. Использована литература: 1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г. 2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г. Методическую разработку подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» Медникова Р.М. г.Бологое, Тверская область.
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее