Играет музыка. За столом сидят бабушка и внучка. Внучка берет со стола баурсак, крутит его в руках. Фоновая музыка. Внучка: Бабушка, бабушка, а из чего делают баурсаки? Бабушка: Из муки, воды и соли внученька. Внучка: А где берут эту самую муку? Бабушка: Из зерен пшеницы, которые растут на поле. И сейчас я расскажу тебе сказку. Это сказка о маленьком зернышке. Это было самое простое зернышко на земле, ничем не отличающееся от других. Выходят дети (стих о зернышке) Бабушка: Оно лежало в туго завязанном мешке среди своих сородичей и тихо-тихо думало. Зернышко думало о том, что когда-нибудь мешок развяжут, а его подхватят две теплых руки, вместе с другими зернами и рассеют по полю. Но у зернышка была мечта ---- маленькое зернышко хотело увидеть теплое яркое солнце и голубое небо, почувствовать на себе капельки дождя. И вот в один из дней за мешком раздался шум, кто-то шуршал, перегрызая грубую ткань. (музыка хруста) Бабушка: Тогда-то зернышко и вывалилось на холодную плиту рядом с мешком со стайкой своих братьев... перед ним на четырех лапах стояло чудовище покрытое шерстью…… из-за мешка, стоящего в углу выходит мышь (музыка , танец мыши) Бабушка: У серого чудища были большие белые зубы и когтистые лапы... это всё что увидело зернышко всем своим маленьким телом. (шумовая заставка) Бабушка: Зернышки пропадали и пропадали в пасти чудища и, наконец, когтистые лапы оказались рядом с нашим зернышком... Зернышко: Не надо! Не надо! Мышь: Ты говоришь?! Зернышко: Говорю, не ешь меня... пожалуйста. Бабушка: Чудовище задумалось, но вскоре ответило: Мышь: Странно... впервые слышу, чтобы зерна разговаривали. Я — мышь, ты — зерно. Я должна что-то есть, а то тебя все равно съедят... и если не в хлеб пустят, то на поле посеют...... лучше я съем тебя сейчас... ведь ничего другого, как в хлеб или на поле ты не можешь. (мышь задумчиво обходит зернышко) Мышь: Но ты я смотрю необычное зерно. Это ясно... — Ладно, я наелась, и теперь ухожу. Зерно: (тихим голосом) Постой, а ты не могла бы так сделать, чтобы меня не съели, а посеяли. Я очень хочу принести пользу людям, и еще увидеть солнце и небо и капельки дождя? Мышь: Достойное занятие, что ж... я помогу тебе. (музыка для пробежки мыши и зернышка) Бабушка: И схватив зернышко, мышь понеслась через птичий двор. Мышь так спешила, что не заметила на пути преграду в виде большой, мохнатой кошки (крик кошки) Бабушка: Перепугавшись до смерти, мышь выронила зерно. Зернышко падает на землю Зерно: Ой, как больно. Бабушка: Зерно поднялось на ноги, чтобы оглядеться, но вдруг на него налетела стая воробьев. (танец птиц) Бабушка: На птичьем дворе было много корма и разные птицы часто прилетали полакомиться зерном и отрубями. И птички уже были готовы склевать «крошки», когда вдруг зернышко отчаянно прокричало: Зерно: Не надо! Не ешьте меня, слышите? … Я хочу принести пользу людям! Если вы меня склюете, то я не когда не смогу им помочь! Бабушка: Воробьи переглянулись и что-то зашептали друг другу, а потом еще раз внимательно посмотрели на свою «еду» … Воробьи: Ты говоришь, это странно. Зерно: Воробьи, воробьи , а вы мне не поможете? Воробьи: Да, Да, Да Бабушка: А уже через несколько минут вся команда птичек летела высоко в небе, летела навстречу мечте – прямо на поле, где их с нетерпением ждали люди. (муыкальная заставка) Бабушка: Долго летела стайка воробьев, пролетая над городами, деревнями, лесами и реками. И наконец, путешественники достигли совхозных полей. Опустившись на одном из них, воробьи положили зернышко в землю и попрощались с ним, пожелав ему удачи. Но ,что это……(звук дождя). Бабушка: Вдруг стало мокро, это начался дождик. (песня о дожде) Бабушка: Но Маленькому зернышку очень хотело увидеть яркое солнышко, и оно стало расти-расти-расти, пока не вылезло из земли маленьким зеленым ростком. ... оно колыхалось на ветру, слушало своих братьев по полю... теперь, правда, уже не зернышко, а колосок на котором выросли другие маленькие зернышки. (танец колосьев и комбайнеров) Комбайнеры увозят сноп, но колосок выпадает. И встречает уже постаревшую ,с палочкой, мышь. Мышь: С возращением, ты довольно? Зерно: Да, я видело много. И я счастливо. Мышь: А что ты будешь делать теперь? Зерно: Я буду рассказывать другим зернам о своих путешествиях... я расскажу им о ярком солнышке, о дождике, о больших машинах, собирающих хлебные колосья, о пекаре, пекущем хлеб и о многом другом…. Мышь: Но зачем? Зерно: Чтобы им захотелось это увидеть. Мышь: Достойное занятие, учти, если я или мои дети понадобятся для твоего дела, ты зови нас... мы обязательно поможем. Мышь положила зернышко возле мешка Зерно: Спасибо! Зернышко машет мыши рукой на прощание Бабушка: Потом оно стало рассказывать новому поколению о том, что никогда не видели ни они, ни зерна до них... И маленькие зернышки внимательно слушали, загораясь новой идеей, ловя себя на незнакомых доселе ощущениях. (песня о хлебе) Выносим баурсаки и разные хлебные изделия.
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Музыкально-пластические импровизации в игре и танце. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития. Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Игры-этюды с элементами импровизации «Петушок расплясался» Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений. «Замри» Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека. «Веночек» Дети стоят в кругу и поют: Уж ты зелен, мой веночек, Мне куда тебя, веночек, положить? Мне кому тебя, веночек, подарить? Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… ) Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют. «Лесной концерт» Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру.. Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д. «Поэтический образ» Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания. «Водяной» По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют: _ Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова. «Гномы» Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню. Подворье В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д. Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д. Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука. Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д. По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть. В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве. Использована литература: 1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г. 2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г. Методическую разработку подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» Медникова Р.М. г.Бологое, Тверская область. Музыкально-пластические импровизации в игре и танце. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития. Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Игры-этюды с элементами импровизации «Петушок расплясался» Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений. «Замри» Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека. «Веночек» Дети стоят в кругу и поют: Уж ты зелен, мой веночек, Мне куда тебя, веночек, положить? Мне кому тебя, веночек, подарить? Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… ) Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют. «Лесной концерт» Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру.. Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д. «Поэтический образ» Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания. «Водяной» По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют: _ Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова. «Гномы» Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню. Подворье В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д. Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д. Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука. Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д. По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть. В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве. Использована литература: 1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г. 2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г. Методическую разработку подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» Медникова Р.М. г.Бологое, Тверская область. Музыкально-пластические импровизации в игре и танце. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития. Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Игры-этюды с элементами импровизации «Петушок расплясался» Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений. «Замри» Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека. «Веночек» Дети стоят в кругу и поют: Уж ты зелен, мой веночек, Мне куда тебя, веночек, положить? Мне кому тебя, веночек, подарить? Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… ) Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют. «Лесной концерт» Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру.. Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д. «Поэтический образ» Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания. «Водяной» По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют: _ Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова. «Гномы» Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню. Подворье В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д. Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д. Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука. Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д. По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть. В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве. Использована литература: 1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г. 2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г. Методическую разработку подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» Медникова Р.М. г.Бологое, Тверская область.
развитие песенных навыков у детей дошкольного возраста
Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы, проводится в спортивном зале.
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее