Музыкально-пластические импровизации в игре и танце

24 апреля 2016
Музыкально-пластические импровизации в игре и танце. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития. Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Игры-этюды с элементами импровизации «Петушок расплясался» Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений. «Замри» Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека. «Веночек» Дети стоят в кругу и поют: Уж ты зелен, мой веночек, Мне куда тебя, веночек, положить? Мне кому тебя, веночек, подарить? Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… ) Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют. «Лесной концерт» Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру.. Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д. «Поэтический образ» Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания. «Водяной» По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют: _ Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова. «Гномы» Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню. Подворье В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д. Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д. Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука. Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д. По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть. В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве. Использована литература: 1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г. 2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г. Методическую разработку подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» Медникова Р.М. г.Бологое, Тверская область. Музыкально-пластические импровизации в игре и танце. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития. Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Игры-этюды с элементами импровизации «Петушок расплясался» Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений. «Замри» Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека. «Веночек» Дети стоят в кругу и поют: Уж ты зелен, мой веночек, Мне куда тебя, веночек, положить? Мне кому тебя, веночек, подарить? Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… ) Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют. «Лесной концерт» Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру.. Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д. «Поэтический образ» Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания. «Водяной» По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют: _ Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова. «Гномы» Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню. Подворье В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д. Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д. Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука. Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д. По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть. В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве. Использована литература: 1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г. 2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г. Методическую разработку подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» Медникова Р.М. г.Бологое, Тверская область. Музыкально-пластические импровизации в игре и танце. Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти. Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества. Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития. Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Игры-этюды с элементами импровизации «Петушок расплясался» Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений. «Замри» Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека. «Веночек» Дети стоят в кругу и поют: Уж ты зелен, мой веночек, Мне куда тебя, веночек, положить? Мне кому тебя, веночек, подарить? Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… ) Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется. Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют. «Лесной концерт» Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру.. Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д. «Поэтический образ» Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое: Наши нежные цветки Распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания. «Водяной» По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют: _ Водяной, водяной, Что сидишь ты под водой? Выходи на бережок, Поиграй со мной, дружок! Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова. «Гномы» Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню. Подворье В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д. Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д. Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука. Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д. По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть. В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве. Использована литература: 1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г. 2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г. Методическую разработку подготовила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №2» Медникова Р.М. г.Бологое, Тверская область.
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы

В статье представлен опыт работы по содействию укрепления психического и физического здоровья, выявления и развития музыкальных и творческих способностей, формирования привычки к здоровому образу жизни.

Цель: приобщение детей к культурному наследию русского народа Задачи: Образовательные: • содействовать расширению знаний детей о культурно-бытовых объектах Вотчины Деда Мороза; • формировать первоначальные навыки исполнения народных песен, плясок, танцев, игр, драматизации; • обогащать речевую культуру детей использованием пословиц, поговорок, устаревших речевых оборотов; • стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора; • способствовать формированию представлений о праздничной и бытовой культуре русского народа; Воспитательные: • способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников и детей дошкольного возраста; • формировать представления детей о семейных ценностях; • прививать любовь к родной природе, к Родине и ее людям через исполнение произведений фольклора Развивающие: • совершенствовать эстетический вкус и творческие способности детей; • развивать стремление к самостоятельной художественной деятельности; Интеграция образовательных областей: Области Интеграция Познание рассказ о празднике Физическая культура Народные игры с движением Коммуникация Музицирование, совместная игра, разыгрывание обрядовых сцен, диалоги Чтение художественной литературы Пословицы, поговорки Художественное творчество участие в изготовлении куклы Кузьма-Демьян, выставка рукоделия Социализация Общение с детьми старшего возраста, родителями, персонажами Виды детской деятельности: Игровая, театрализованная, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская. Оборудование: Фольклорный праздник проводится в специальном помещении, оформленном под деревенскую горницу; чучело Кузьмы-Демьяна, народные музыкальные инструменты (ложки, трещотки, рубель); выставка кованных изделий; выставка изделий для ярмарки (шитьё, вязание, вышивка, плетение); каша из разных круп для угощения; тряпичная кукла Кузьма-Демьян Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы, костюм кузнеца, маска старушки Действующие лица: Хозяюшка, племянница Дарьюшка, её мать с детьми; гости (дети старшей группы, школьники), кузнец, ряженая старушка Ход праздника Выходит хозяйка, кланяется гостям. Хозяйка: - Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть я вас в своей горенке. Приглашаю вас Кузьминки встречать, По-старинному, по-русски, осень провожать. Вбегает девочка Дарьюшка. Дарьюшка: - Тётушка, тётушка! Здравствуй! А я у Дедушки Мороза была, на его вотчине. День рождения он свой отмечал, гостей привечал. Хозяйка: - Много ли гостей было? Дарьюшка: - Много, видимо-невидимо! Понаехало гостей со всех волостей. Все его поздравляли да одаривали. Кто песней звонкой, кто пляской русской, кто пирогами, а кто поделками, своими руками сделанными. Хозяйка: - Любят у нас Дедушку Мороза! Дарьюшка: - Тётушка, я подаркам дивилась, а как вышли два молодца, да цветочки Морозу поднесли – так все и ахнули! Хозяйка: - Что за цветочки-то были, заморские какие? Дарьюшка: - Нет, самые что ни на есть наши, свои! Только не на лугу они выросли, а руками мастера сделаны. Хозяйка: - Хоть бы одним глазком на них взглянуть! Дарьюшка: - Вот цветок волшебный! Даша показывает цветок – изделие кузнечного мастера. Хозяйка: - Ну и красота! Где ж такие мастера-то живут? Дарьюшка: - Да там, на вотчине. Для них кузница построена, в ней мастера и работают, железо куют, как в старину, по наковальне молотом бьют. Ой, да мне ведь там фотографии подарили, вот посмотри. Входит мать Даши с двумя детьми в праздничной русской одежде. Мать Даши: - Здравствуй, доченька! А я ребят подняла да нарядила, тётушка просила одежду из сундука бабушкиного достать. Тётушка, а какой нынче праздник? Хозяйка: - Праздник кузнецов-мастеров Кузьмы и Демьяна. Дарьюшка: - А кто они были? Хозяйка: - Они кузнецами были, а за работу свою денег с людей не брали, вот и прозвали их бессеребренниками. Ещё про них говорили, что лёд на реках умеют ковать. Как придут Кузьминки – справляй по осени поминки. Кузнецы-умельцы льдом реки покрывают, зиму приближают. Бабушка моя рассказывала, что в этот день готовят кузьминскую кашу и носят её в кузницу, угощают кузнеца. Мать Даши несёт на ухвате чугунок. Мать Даши: - А у меня каша уже готова! Садитесь за стол. Щи да каша – пища наша. Тётушка: - Каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной. Угоститесь, гости дорогие, кашей, уважьте Кузьму-Демьяна! Но сначала я вас проверю! Из чего кашу варят? (из крупы) А из какой? Гости называют: овсяная, манная, пшённая, рисовая, гречневая, ячневая, кукурузная. Тётушка: - Глаза закрывай, на вкус кашу угадай! Проводится дегустация каши с отгадыванием. Мать Даши: - Кушайте, гости дорогие! Хозяйка: - Да не забывайте слова заветные сказать: «Кузьма-Демьян, приходи к нам кашу хлебать". Дети, попробовав каши, начинают стучать ложками. Хозяйка: - Будем праздник продолжать, веселиться и играть! Исполняется плясовой наигрыш на домре, дети играют на ложках, трещотках, рубеле. Слышится стук в дверь, на пороге ватага детей с чучелом Кузьмы-Демьяна. Дети: - Здравствуйте, хозяева! Кузьма-Демьян с мостом, Никола с гвоздём! Хозяйка: - И вас с праздником! Проходите, гости дорогие, у порога не стойте! Гости в дом – хозяевам радость! Дарьюшка: - У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко! Хозяйка: - Милости просим кузьминской каши отведать! Дети: - Не крутую ли кашу сварила, хозяюшка? Хозяйка: - В самый раз! Дети исполняют песню «Уж ты, тётушка-тотуля» Хозяйка: - На доброе вам здоровье! Гость взрослый: - На Кузьму, на Демьяна курица и та фурится. Куриный день сегодня, вот тебе, хозяюшка, чтобы курочки неслись! Раскидывают перышки. Хозяйка: - Ну и гости пожаловали весёлые! А играть с нами будете? Девочка заводит игру «Тетёра шла» Хозяйка: - Праздник – это не безделье, А искусных мастериц рукоделье. Раньше на Кузьминки устраивали ярмарки, где девушки-рукодельницы продавали свои изделия, а деньги за них раздавали больным, одиноким и бедным. А у нас сегодня тоже ярмарка! Дети исполняют песню «Ой, тари-тари-тари» Под песню девочки проходят с подносами, демонстрируя гостям изделия, встают в ряд. 1-я девочка: - -Тары-бары-растобары, Есть хорошие товары! 2-я девочка: - Привезли сюда товары самые модные, Русские народные, Для наших гостей Со всех волостей! 3-я девочка: - Полотенца, кружева, Тут всего найдёшь сполна! Есть плетёный поясок, А тут вязаный носок. 4-я девочка: - Для молодушек – шали, Сами вышивали! Шелк,атлас Весь девичий припас! Хозяйка: - Сколько приданого наготовили мастерицы, в сундук не вместится! Дарьюшка: - Помнишь, тётушка, ты мне рассказывала, что девушкой мечтала о женихе и просила о нём Кузьму-Демьяна? Батюшка Кузьма – Демьян, Скуй нам свадебку Крепко – накрепко, До седой головушки, До долгой бородушки. Хозяйка: - Кто о свадьбе мечтает? Давайте я вам погадаю на колечках. Проводится гадание с зерном и колечками. Хозяйка: - Хороших женихов я вам нагадала, а вы меня за это похвалите! Дети исполняют пеню «Тётушка-деленка» Хозяйка:- Пожалуйте на игрище! Играть не устать, не ушло бы дело! Проводится игра «Я на бочке сижу». За дверью слышен звон колокольчика, громкий голос. Входит кузнец с молотом и наковальней. Кузнец: - Я – кузнец, добрый молодец. Могу делать всё, что угодно: ножи, топоры, ухваты, подковы, для дома и для души, все изделия хороши! Ещё я могу старых на молодых перековывать! Вот ты, старушка древняя, полезай-ка под наковальню! Я тебя в молодую превращу. Кузнец выводит ряженую старушку, накрывает её пологом, «перековывает». Дети и кузнец исполняют песню «Эй, кузнец, молодец!» Из-под полога выходит девочка. Гости удивляются, хозяйка хвалит кузнеца: Хозяйка: - Ну и мастер ты, кузнец! Кузнец: - Я-то мастер на все руки, да вот мастерство своё надо молодым передавать, чтобы кузнечное дело на русской земле продолжалось. Хозяйка: - А у нас ребята мастеровые, работники удалые! Мальчики исполняют песню «В мастерской», обыгрывая содержание. В конце песни чучело Кузьмы падает. Хозяйка: - Ох, упал, родимый! Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с собой унес, дорогу зиме вымостил. Попрощайтесь, гости дорогие, с Кузьмой-Демьяном, поклонитесь ему. Дети и гости: - Кузьма-Демьян молодец, Кузьма- Демьян удалец. Тебе мы песню поем. Тебе мы честь отдаем. Исполняется песня «А тпру-тпру-тпру, вари кашу круту» Кланяются чучелу. Хозяйка показывает куколку Кузьма-Демьян. Хозяйка: - Ой, хорошо мне да радостно, все гости довольны да веселы. Спасибо, что зашли в горенку, хозяюшку уважили. Я вам за это подарочек изготовила, это Кузьма и Демьян-неразлучники. Раньше этих куколок считали обрядовыми, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника. Дарит куколок кузнецу. Все участники фотографируются, чтобы послать фото Деду Морозу. Хозяйка: - Дед Мороз получит нашу фотографию и обрадуется тому, что детушки малые русские праздники по старинному отмечают, вотчину изучают, кузнецов чествуют.
Методическое объединение музыкальных руководителей города Вышнего Волочка на тему "Роль музыки в формировании коммуникативных качеств дошкольников".
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее