Мировая культура
в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«Хоровод друзей»
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад№2»
Медникова Р.М.
г.Бологое Тверской области
«ХОРОВОД ДРУЖБЫ»
Сценарий праздника для детей старшего возраста.
Россия (звучит голос в записи):
Я слышу музыку повсюду:
Среди ветров, в бурленье вод.
С восходом солнца меня будит,
А на закате спать кладет.
Она идет со мной по лесу
И через поле, где цветы.
Она, то радужным навесом
Мелькнет, то спрячется в пути.
Она, как верная подруга,
Меня не бросит, не предаст.
Она и в дождь со мной, и в вьюгу,
И в праздник, и в тревожный час.
Под музыку песни «Я рисую этот мир» забегают дети и встают в шахматном порядке.
Дети (поочередно):
1. Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
2. Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
3. Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки!
4. Хорошо, что непохожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной!
Ведущий: Наша Земля огромна и просторы ее необьятны. Они восхищают нас красотой бескрайних полей, лесов, рек, озер и гор. И всей жизни не хватит, чтобы объездить все страны мира, в которых живут люди разных национальностей. Они говорят на разных языках, различны по цвету кожи, но всех их объединяет музыка. Все люди Земли любят петь песни, танцевать, играть, а в своих стихах прославляют свою страну. Мы приглашаем всех вас в интересное, увлекательное путешествие по странам нашей большой планеты под названием Земля.
И начнем мы его с нашей родины – России. ( на экране демонстрируются пейзажи русской природы) Наша страна славится своими широкими полями, зелеными лесами, полноводными реками и озерами, а еще она гордится своим народом – трудолюбивым, героическим и хлебосольным.
Ребенок:
Простор небесный сизокрыл.
И тишина кругом
Мне уголок России мил
Мой добрый отчий дом.
Встаю, не глядя на часы,
Берёзкам шлю привет.
Такой задумчивой красы
Нигде на свете нет!
Исполняется музыкальная композиция «Варенька»
Италия
Ведущий:
Слышите звуки музыки? Они раздаются из солнечной Италии. (демонстрируется картинка танца, пейзажи)
Это звуки народного итальянского танца Тарантеллы - одного из самых древнейших, загадочных и интересных танцев эпохи средневековья. Древнее предание гласит, что человек, укушенный ядовитым пауком тарантулом, заболевает безумием (тарантизмом), и излечиться он может, только танцуя этот стремительный, великолепный и красивый танец в течение нескольких часов. В эту легенду в Италии верили более двух столетий, начиная с 15 века. По улицам итальянских городов бродили оркестры, которые состояли из барабанов, флейт, кастаньет и бубнов, и, исполняя зажигательную музыку, помогали гражданам исцелиться от «страшной» болезни.
Исполняется танец «Тарантелла»
Америка.
Ведущий: А сейчас смотрите, это американские степи – прерии. (Демонстрируется американские прерии) И вот в одной такой степи случилось небольшое приключение с неким господином.
Давайте послушаем об этом шуточную
песню «Дело было в Каролине»
Ведущий: Ребята, а вы знаете, американский народ очень трудолюбивый. Многие из них, как и у нас в России, занимаются сельским хозяйством: выращивают овощи, сеют хлеб, кукурузу и разводят различный скот и птицу. Но и у них бывают минуты для отдыха и праздников, на которых они танцуют, поют свои песни и весело играют. Вот и сейчас предлагаю вам поиграть в американскую игру
«Нету печенья»
(из песенно-танцевальной коллекции мира).
Стульчики (на один меньше количества детей) стоят произвольно или по кругу. Дети двигаются по кругу или в свободном порядке по залу.
Все (хором): Нет печенья в вазе на столе,
Сейчас мы узнаем, кто взял его себе.
Быстро садятся на стульчики. Кому не хватило места, на того и показывают.
Все: Таня (любое имя) взяла его из вазы на столе.
Таня: Кто, я?
Все: Да, да!
Таня6 Я не брала!
Все: А кто тогда?
Дети встают. Игра повторяется несколько раз.
Франция
Ведущий: А сейчас я предлагаю всем переместиться в страну любви и алых роз. (Пейзажи Франции, города Парижа) К нам в гости Франция спешит!
На середину зала выходит Кот в сапогах и торжественно объявляет:
Я всемирно известный Кот в сапогах, торжественно заявляю, что на моей родине во Франции приближается весна, и по этому случаю я открываю бал на городской площади! (замечает зрителей) А вот и гости города собрались! Тогда начинаем!
Исполняется «Мазурка»
Ведущий: А ты знаешь, дорогой Кот, что танец Мазурка – это польский народный танец? За названием «мазурка» скрывается сразу три национальных польских танца – мазур, оберек и куявяк.
Кот: Вот это новость! Но его у нас всегда танцуют на балах!. Я помню, мой маркиз на этих самых балах ох, как зажигал!
Ведущий: Все правильно. Этот танец в 19 веке получил распространение как бальный танец в странах Европы, в том числе и во Франции.
Кот: А где же мои друзья из Франции-
Трубадуры с музыкантами?
Пусть покажут нам уменье,
Я горю от нетерпенья!
Игра в оркестре «Тамбурин»
Ф.Рамо под фортепианный аккомпанемент. («Палитра»№ 3.09, с.8)
Кот: А скажите мне, есть ли среди девочек и мальчишек талантливые лгунишки и врунишки?
Ведущая: Ну, что ты, Кот. Наши дети очень правдивы! А вот смешные стишки могут тебе рассказать.
Дети:
1.- Я вижу, вижу солнце,
На солнце три улитки,
У каждой из улиток –
По шоколадной плитке.
2.- Я вижу, вижу месяц,
Двурогий месяц вижу:
Сидят на нем зайчата, Мороженое лижут.
3.- Я вижу, вижу звезды:
Сидят на них сосиски,
И каждая сосиска
Варенье варит в миске.
Кот: А я здесь вижу мышек,
И мне сказали мышки:
«Таких, как вы, лгунишек
Не встретишь даже в книжке!» (Перевод с французского М.Карем).
Германия.
Появляется Лиса с гусем в руках и начинает говорить:
Веселитесь тут, резвитесь и не знаете, что в другой стране творится…
Ведущий и Кот: А в какой стране -то?
Лиса: А вы догадайтесь!
Я сейчас скажу, я вам не совру:
Три жареных гуся сидят на лугу.
Встаю я под вечер, а утром ложусь,
Гогочет петух, кукарекает гусь.
Летучие мыши кота полюбили
И к празднику крылья ему подарили!
Не верите мне? А я вам не вру!
Ведущий: Ну, если речь идет о жареных гусях, которые подают в этой стране к Рождеству вместе с яблочным пирогом…
Кот: Который, между прочем, называется штрудель.
Ведущий: то это…
Дети: Германия! (демонстрируется пейзаж Германии)
Ведущий: В этой стране живет очень трудолюбивый народ, любящий точность и аккуратность во всем. А еще немцы любят песни петь.
Немецкая народная песня «У матушки было четверо детей»
Ведущий: А еще немцы – очень хорошие кулинары, и у них есть много разных вкусных блюд, такие, как немецкие сосиски, булочки, пирожные.
Лиса: Булочки и пирожочки – зто хорошо, да где ж их взять?
(замечает детей): О, кого я вижу! Это же то, что мне надо!
Кот: Что ты имеешь ввиду?
Лиса: (заговорчески) Я должна этих мальчишек и девчонок обменять на вторую гусочку. Или отдать Снежной королеве – пусть всех заморозит, иначе все эти сказки не кончатся никогда. Или сама их съем. Так кушать хочется. Поможешь мне? Вот, к примеру, этого мальчишечку? (показывает на любого мальчика)
Кот: Фатер-муттер-бетерброд!
Не тащи его ты в рот –
Он не вкусный и костлявый,
Обломаешь зубы, право!
Хочешь, дам тебе баранку, (показывает)
Бублик, пряник, запеканку?
Хочешь, клюковки нарву,
И наварим киселю?
Лиса: (облизывается) Конечно, хочу! А ты меня, котик, не обманешь? Тогда бежим скорее! (убегают).
Польша, Чехия.
Ведущий: Посмотрите, ребята, на экран. На нем вы видите пейзажи Беларуссии, Украины, Чехии, Польши. На территории этих стран проживает спокойный, дружелюбный народ. Песни у них певучие, а сказки похожие на русские. Но их всех объединяет общий танец. Как вы думаете, какой? Правильно, полька. Название произошло от чешского слова Полька, означающего полячку, жительницу Польши. А танцуют его «половинками» - полушагами. По-чешски половинка «пулька», «полька». Давайте его исполним.
Исполняется полька «Добрый жук»
Россия
Ведущий:
Русское танцевальное искусство многолико и разнообразно. Кадрили, хороводы, ручейки, игровые танцы, хороводы, приседания – всё это русский танец.
Танцы сопровождались песнями. На весь мир известны песни Калинка, «Во поле береза стояла» и многие другие.(демонстрируются русские народные танцы)
Русские танцы – отражение многоликой русской души, в них она разворачивается и сворачивается. Они очень хорошо помогают понять русскую национальную культуру.
Проходят дни, бегут года,
И где-то там и тут
Шумят большие города,
Дороги вдаль бегут.
Но сколько б ни было дорог
И беспокойных дней
Всегда России уголок
Живёт в душе моей.
Танец «Валенки»
Дети (поочередно):
1.Мы разные, конечно, все снаружи,
Но в наших жилах кровь одна течет,
И в самые холодные вновь стужи,
Цвет кожи будет уж не в счет.
2.У нас, у всех одни и те же чувства,
И сердце одинаково стучит,
В душе должно быть все-таки не пусто,
Когда о помощи народ другой кричит.
3.Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь на главное для нас.
Должна создаться в мире счастья сфера.
Чтоб на лице улыбка родилась.
Исполняется танцевальная композиция «Я, ты, он, она!»
Мировая культура
в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«Хоровод друзей»
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад№2»
Медникова Р.М.
г.Бологое Тверской области
«ХОРОВОД ДРУЖБЫ»
Сценарий праздника для детей старшего возраста.
Россия (звучит голос в записи):
Я слышу музыку повсюду:
Среди ветров, в бурленье вод.
С восходом солнца меня будит,
А на закате спать кладет.
Она идет со мной по лесу
И через поле, где цветы.
Она, то радужным навесом
Мелькнет, то спрячется в пути.
Она, как верная подруга,
Меня не бросит, не предаст.
Она и в дождь со мной, и в вьюгу,
И в праздник, и в тревожный час.
Под музыку песни «Я рисую этот мир» забегают дети и встают в шахматном порядке.
Дети (поочередно):
1. Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
2. Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
3. Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки!
4. Хорошо, что непохожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной!
Ведущий: Наша Земля огромна и просторы ее необьятны. Они восхищают нас красотой бескрайних полей, лесов, рек, озер и гор. И всей жизни не хватит, чтобы объездить все страны мира, в которых живут люди разных национальностей. Они говорят на разных языках, различны по цвету кожи, но всех их объединяет музыка. Все люди Земли любят петь песни, танцевать, играть, а в своих стихах прославляют свою страну. Мы приглашаем всех вас в интересное, увлекательное путешествие по странам нашей большой планеты под названием Земля.
И начнем мы его с нашей родины – России. ( на экране демонстрируются пейзажи русской природы) Наша страна славится своими широкими полями, зелеными лесами, полноводными реками и озерами, а еще она гордится своим народом – трудолюбивым, героическим и хлебосольным.
Ребенок:
Простор небесный сизокрыл.
И тишина кругом
Мне уголок России мил
Мой добрый отчий дом.
Встаю, не глядя на часы,
Берёзкам шлю привет.
Такой задумчивой красы
Нигде на свете нет!
Исполняется музыкальная композиция «Варенька»
Италия
Ведущий:
Слышите звуки музыки? Они раздаются из солнечной Италии. (демонстрируется картинка танца, пейзажи)
Это звуки народного итальянского танца Тарантеллы - одного из самых древнейших, загадочных и интересных танцев эпохи средневековья. Древнее предание гласит, что человек, укушенный ядовитым пауком тарантулом, заболевает безумием (тарантизмом), и излечиться он может, только танцуя этот стремительный, великолепный и красивый танец в течение нескольких часов. В эту легенду в Италии верили более двух столетий, начиная с 15 века. По улицам итальянских городов бродили оркестры, которые состояли из барабанов, флейт, кастаньет и бубнов, и, исполняя зажигательную музыку, помогали гражданам исцелиться от «страшной» болезни.
Исполняется танец «Тарантелла»
Америка.
Ведущий: А сейчас смотрите, это американские степи – прерии. (Демонстрируется американские прерии) И вот в одной такой степи случилось небольшое приключение с неким господином.
Давайте послушаем об этом шуточную
песню «Дело было в Каролине»
Ведущий: Ребята, а вы знаете, американский народ очень трудолюбивый. Многие из них, как и у нас в России, занимаются сельским хозяйством: выращивают овощи, сеют хлеб, кукурузу и разводят различный скот и птицу. Но и у них бывают минуты для отдыха и праздников, на которых они танцуют, поют свои песни и весело играют. Вот и сейчас предлагаю вам поиграть в американскую игру
«Нету печенья»
(из песенно-танцевальной коллекции мира).
Стульчики (на один меньше количества детей) стоят произвольно или по кругу. Дети двигаются по кругу или в свободном порядке по залу.
Все (хором): Нет печенья в вазе на столе,
Сейчас мы узнаем, кто взял его себе.
Быстро садятся на стульчики. Кому не хватило места, на того и показывают.
Все: Таня (любое имя) взяла его из вазы на столе.
Таня: Кто, я?
Все: Да, да!
Таня6 Я не брала!
Все: А кто тогда?
Дети встают. Игра повторяется несколько раз.
Франция
Ведущий: А сейчас я предлагаю всем переместиться в страну любви и алых роз. (Пейзажи Франции, города Парижа) К нам в гости Франция спешит!
На середину зала выходит Кот в сапогах и торжественно объявляет:
Я всемирно известный Кот в сапогах, торжественно заявляю, что на моей родине во Франции приближается весна, и по этому случаю я открываю бал на городской площади! (замечает зрителей) А вот и гости города собрались! Тогда начинаем!
Исполняется «Мазурка»
Ведущий: А ты знаешь, дорогой Кот, что танец Мазурка – это польский народный танец? За названием «мазурка» скрывается сразу три национальных польских танца – мазур, оберек и куявяк.
Кот: Вот это новость! Но его у нас всегда танцуют на балах!. Я помню, мой маркиз на этих самых балах ох, как зажигал!
Ведущий: Все правильно. Этот танец в 19 веке получил распространение как бальный танец в странах Европы, в том числе и во Франции.
Кот: А где же мои друзья из Франции-
Трубадуры с музыкантами?
Пусть покажут нам уменье,
Я горю от нетерпенья!
Игра в оркестре «Тамбурин»
Ф.Рамо под фортепианный аккомпанемент. («Палитра»№ 3.09, с.8)
Кот: А скажите мне, есть ли среди девочек и мальчишек талантливые лгунишки и врунишки?
Ведущая: Ну, что ты, Кот. Наши дети очень правдивы! А вот смешные стишки могут тебе рассказать.
Дети:
1.- Я вижу, вижу солнце,
На солнце три улитки,
У каждой из улиток –
По шоколадной плитке.
2.- Я вижу, вижу месяц,
Двурогий месяц вижу:
Сидят на нем зайчата, Мороженое лижут.
3.- Я вижу, вижу звезды:
Сидят на них сосиски,
И каждая сосиска
Варенье варит в миске.
Кот: А я здесь вижу мышек,
И мне сказали мышки:
«Таких, как вы, лгунишек
Не встретишь даже в книжке!» (Перевод с французского М.Карем).
Германия.
Появляется Лиса с гусем в руках и начинает говорить:
Веселитесь тут, резвитесь и не знаете, что в другой стране творится…
Ведущий и Кот: А в какой стране -то?
Лиса: А вы догадайтесь!
Я сейчас скажу, я вам не совру:
Три жареных гуся сидят на лугу.
Встаю я под вечер, а утром ложусь,
Гогочет петух, кукарекает гусь.
Летучие мыши кота полюбили
И к празднику крылья ему подарили!
Не верите мне? А я вам не вру!
Ведущий: Ну, если речь идет о жареных гусях, которые подают в этой стране к Рождеству вместе с яблочным пирогом…
Кот: Который, между прочем, называется штрудель.
Ведущий: то это…
Дети: Германия! (демонстрируется пейзаж Германии)
Ведущий: В этой стране живет очень трудолюбивый народ, любящий точность и аккуратность во всем. А еще немцы любят песни петь.
Немецкая народная песня «У матушки было четверо детей»
Ведущий: А еще немцы – очень хорошие кулинары, и у них есть много разных вкусных блюд, такие, как немецкие сосиски, булочки, пирожные.
Лиса: Булочки и пирожочки – зто хорошо, да где ж их взять?
(замечает детей): О, кого я вижу! Это же то, что мне надо!
Кот: Что ты имеешь ввиду?
Лиса: (заговорчески) Я должна этих мальчишек и девчонок обменять на вторую гусочку. Или отдать Снежной королеве – пусть всех заморозит, иначе все эти сказки не кончатся никогда. Или сама их съем. Так кушать хочется. Поможешь мне? Вот, к примеру, этого мальчишечку? (показывает на любого мальчика)
Кот: Фатер-муттер-бетерброд!
Не тащи его ты в рот –
Он не вкусный и костлявый,
Обломаешь зубы, право!
Хочешь, дам тебе баранку, (показывает)
Бублик, пряник, запеканку?
Хочешь, клюковки нарву,
И наварим киселю?
Лиса: (облизывается) Конечно, хочу! А ты меня, котик, не обманешь? Тогда бежим скорее! (убегают).
Польша, Чехия.
Ведущий: Посмотрите, ребята, на экран. На нем вы видите пейзажи Беларуссии, Украины, Чехии, Польши. На территории этих стран проживает спокойный, дружелюбный народ. Песни у них певучие, а сказки похожие на русские. Но их всех объединяет общий танец. Как вы думаете, какой? Правильно, полька. Название произошло от чешского слова Полька, означающего полячку, жительницу Польши. А танцуют его «половинками» - полушагами. По-чешски половинка «пулька», «полька». Давайте его исполним.
Исполняется полька «Добрый жук»
Россия
Ведущий:
Русское танцевальное искусство многолико и разнообразно. Кадрили, хороводы, ручейки, игровые танцы, хороводы, приседания – всё это русский танец.
Танцы сопровождались песнями. На весь мир известны песни Калинка, «Во поле береза стояла» и многие другие.(демонстрируются русские народные танцы)
Русские танцы – отражение многоликой русской души, в них она разворачивается и сворачивается. Они очень хорошо помогают понять русскую национальную культуру.
Проходят дни, бегут года,
И где-то там и тут
Шумят большие города,
Дороги вдаль бегут.
Но сколько б ни было дорог
И беспокойных дней
Всегда России уголок
Живёт в душе моей.
Танец «Валенки»
Дети (поочередно):
1.Мы разные, конечно, все снаружи,
Но в наших жилах кровь одна течет,
И в самые холодные вновь стужи,
Цвет кожи будет уж не в счет.
2.У нас, у всех одни и те же чувства,
И сердце одинаково стучит,
В душе должно быть все-таки не пусто,
Когда о помощи народ другой кричит.
3.Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь на главное для нас.
Должна создаться в мире счастья сфера.
Чтоб на лице улыбка родилась.
Исполняется танцевальная композиция «Я, ты, он, она!»
Мировая культура
в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«Хоровод друзей»
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад№2»
Медникова Р.М.
г.Бологое Тверской области
«ХОРОВОД ДРУЖБЫ»
Сценарий праздника для детей старшего возраста.
Россия (звучит голос в записи):
Я слышу музыку повсюду:
Среди ветров, в бурленье вод.
С восходом солнца меня будит,
А на закате спать кладет.
Она идет со мной по лесу
И через поле, где цветы.
Она, то радужным навесом
Мелькнет, то спрячется в пути.
Она, как верная подруга,
Меня не бросит, не предаст.
Она и в дождь со мной, и в вьюгу,
И в праздник, и в тревожный час.
Под музыку песни «Я рисую этот мир» забегают дети и встают в шахматном порядке.
Дети (поочередно):
1. Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
2. Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты.
3. Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки!
4. Хорошо, что непохожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный шар земной!
Ведущий: Наша Земля огромна и просторы ее необьятны. Они восхищают нас красотой бескрайних полей, лесов, рек, озер и гор. И всей жизни не хватит, чтобы объездить все страны мира, в которых живут люди разных национальностей. Они говорят на разных языках, различны по цвету кожи, но всех их объединяет музыка. Все люди Земли любят петь песни, танцевать, играть, а в своих стихах прославляют свою страну. Мы приглашаем всех вас в интересное, увлекательное путешествие по странам нашей большой планеты под названием Земля.
И начнем мы его с нашей родины – России. ( на экране демонстрируются пейзажи русской природы) Наша страна славится своими широкими полями, зелеными лесами, полноводными реками и озерами, а еще она гордится своим народом – трудолюбивым, героическим и хлебосольным.
Ребенок:
Простор небесный сизокрыл.
И тишина кругом
Мне уголок России мил
Мой добрый отчий дом.
Встаю, не глядя на часы,
Берёзкам шлю привет.
Такой задумчивой красы
Нигде на свете нет!
Исполняется музыкальная композиция «Варенька»
Италия
Ведущий:
Слышите звуки музыки? Они раздаются из солнечной Италии. (демонстрируется картинка танца, пейзажи)
Это звуки народного итальянского танца Тарантеллы - одного из самых древнейших, загадочных и интересных танцев эпохи средневековья. Древнее предание гласит, что человек, укушенный ядовитым пауком тарантулом, заболевает безумием (тарантизмом), и излечиться он может, только танцуя этот стремительный, великолепный и красивый танец в течение нескольких часов. В эту легенду в Италии верили более двух столетий, начиная с 15 века. По улицам итальянских городов бродили оркестры, которые состояли из барабанов, флейт, кастаньет и бубнов, и, исполняя зажигательную музыку, помогали гражданам исцелиться от «страшной» болезни.
Исполняется танец «Тарантелла»
Америка.
Ведущий: А сейчас смотрите, это американские степи – прерии. (Демонстрируется американские прерии) И вот в одной такой степи случилось небольшое приключение с неким господином.
Давайте послушаем об этом шуточную
песню «Дело было в Каролине»
Ведущий: Ребята, а вы знаете, американский народ очень трудолюбивый. Многие из них, как и у нас в России, занимаются сельским хозяйством: выращивают овощи, сеют хлеб, кукурузу и разводят различный скот и птицу. Но и у них бывают минуты для отдыха и праздников, на которых они танцуют, поют свои песни и весело играют. Вот и сейчас предлагаю вам поиграть в американскую игру
«Нету печенья»
(из песенно-танцевальной коллекции мира).
Стульчики (на один меньше количества детей) стоят произвольно или по кругу. Дети двигаются по кругу или в свободном порядке по залу.
Все (хором): Нет печенья в вазе на столе,
Сейчас мы узнаем, кто взял его себе.
Быстро садятся на стульчики. Кому не хватило места, на того и показывают.
Все: Таня (любое имя) взяла его из вазы на столе.
Таня: Кто, я?
Все: Да, да!
Таня6 Я не брала!
Все: А кто тогда?
Дети встают. Игра повторяется несколько раз.
Франция
Ведущий: А сейчас я предлагаю всем переместиться в страну любви и алых роз. (Пейзажи Франции, города Парижа) К нам в гости Франция спешит!
На середину зала выходит Кот в сапогах и торжественно объявляет:
Я всемирно известный Кот в сапогах, торжественно заявляю, что на моей родине во Франции приближается весна, и по этому случаю я открываю бал на городской площади! (замечает зрителей) А вот и гости города собрались! Тогда начинаем!
Исполняется «Мазурка»
Ведущий: А ты знаешь, дорогой Кот, что танец Мазурка – это польский народный танец? За названием «мазурка» скрывается сразу три национальных польских танца – мазур, оберек и куявяк.
Кот: Вот это новость! Но его у нас всегда танцуют на балах!. Я помню, мой маркиз на этих самых балах ох, как зажигал!
Ведущий: Все правильно. Этот танец в 19 веке получил распространение как бальный танец в странах Европы, в том числе и во Франции.
Кот: А где же мои друзья из Франции-
Трубадуры с музыкантами?
Пусть покажут нам уменье,
Я горю от нетерпенья!
Игра в оркестре «Тамбурин»
Ф.Рамо под фортепианный аккомпанемент. («Палитра»№ 3.09, с.8)
Кот: А скажите мне, есть ли среди девочек и мальчишек талантливые лгунишки и врунишки?
Ведущая: Ну, что ты, Кот. Наши дети очень правдивы! А вот смешные стишки могут тебе рассказать.
Дети:
1.- Я вижу, вижу солнце,
На солнце три улитки,
У каждой из улиток –
По шоколадной плитке.
2.- Я вижу, вижу месяц,
Двурогий месяц вижу:
Сидят на нем зайчата, Мороженое лижут.
3.- Я вижу, вижу звезды:
Сидят на них сосиски,
И каждая сосиска
Варенье варит в миске.
Кот: А я здесь вижу мышек,
И мне сказали мышки:
«Таких, как вы, лгунишек
Не встретишь даже в книжке!» (Перевод с французского М.Карем).
Германия.
Появляется Лиса с гусем в руках и начинает говорить:
Веселитесь тут, резвитесь и не знаете, что в другой стране творится…
Ведущий и Кот: А в какой стране -то?
Лиса: А вы догадайтесь!
Я сейчас скажу, я вам не совру:
Три жареных гуся сидят на лугу.
Встаю я под вечер, а утром ложусь,
Гогочет петух, кукарекает гусь.
Летучие мыши кота полюбили
И к празднику крылья ему подарили!
Не верите мне? А я вам не вру!
Ведущий: Ну, если речь идет о жареных гусях, которые подают в этой стране к Рождеству вместе с яблочным пирогом…
Кот: Который, между прочем, называется штрудель.
Ведущий: то это…
Дети: Германия! (демонстрируется пейзаж Германии)
Ведущий: В этой стране живет очень трудолюбивый народ, любящий точность и аккуратность во всем. А еще немцы любят песни петь.
Немецкая народная песня «У матушки было четверо детей»
Ведущий: А еще немцы – очень хорошие кулинары, и у них есть много разных вкусных блюд, такие, как немецкие сосиски, булочки, пирожные.
Лиса: Булочки и пирожочки – зто хорошо, да где ж их взять?
(замечает детей): О, кого я вижу! Это же то, что мне надо!
Кот: Что ты имеешь ввиду?
Лиса: (заговорчески) Я должна этих мальчишек и девчонок обменять на вторую гусочку. Или отдать Снежной королеве – пусть всех заморозит, иначе все эти сказки не кончатся никогда. Или сама их съем. Так кушать хочется. Поможешь мне? Вот, к примеру, этого мальчишечку? (показывает на любого мальчика)
Кот: Фатер-муттер-бетерброд!
Не тащи его ты в рот –
Он не вкусный и костлявый,
Обломаешь зубы, право!
Хочешь, дам тебе баранку, (показывает)
Бублик, пряник, запеканку?
Хочешь, клюковки нарву,
И наварим киселю?
Лиса: (облизывается) Конечно, хочу! А ты меня, котик, не обманешь? Тогда бежим скорее! (убегают).
Польша, Чехия.
Ведущий: Посмотрите, ребята, на экран. На нем вы видите пейзажи Беларуссии, Украины, Чехии, Польши. На территории этих стран проживает спокойный, дружелюбный народ. Песни у них певучие, а сказки похожие на русские. Но их всех объединяет общий танец. Как вы думаете, какой? Правильно, полька. Название произошло от чешского слова Полька, означающего полячку, жительницу Польши. А танцуют его «половинками» - полушагами. По-чешски половинка «пулька», «полька». Давайте его исполним.
Исполняется полька «Добрый жук»
Россия
Ведущий:
Русское танцевальное искусство многолико и разнообразно. Кадрили, хороводы, ручейки, игровые танцы, хороводы, приседания – всё это русский танец.
Танцы сопровождались песнями. На весь мир известны песни Калинка, «Во поле береза стояла» и многие другие.(демонстрируются русские народные танцы)
Русские танцы – отражение многоликой русской души, в них она разворачивается и сворачивается. Они очень хорошо помогают понять русскую национальную культуру.
Проходят дни, бегут года,
И где-то там и тут
Шумят большие города,
Дороги вдаль бегут.
Но сколько б ни было дорог
И беспокойных дней
Всегда России уголок
Живёт в душе моей.
Танец «Валенки»
Дети (поочередно):
1.Мы разные, конечно, все снаружи,
Но в наших жилах кровь одна течет,
И в самые холодные вновь стужи,
Цвет кожи будет уж не в счет.
2.У нас, у всех одни и те же чувства,
И сердце одинаково стучит,
В душе должно быть все-таки не пусто,
Когда о помощи народ другой кричит.
3.Да, разные у нас традиции и вера,
Но это ведь на главное для нас.
Должна создаться в мире счастья сфера.
Чтоб на лице улыбка родилась.
Исполняется танцевальная композиция «Я, ты, он, она!»
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
«Игра развивает индивидуальность;
играя, ребёнок учится воспроизводить
свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления
способностей мыслить и для развития
сознания»
(Э. Жак-Далькроз).
Музыкально-пластические импровизации в игре и танце.
Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит.
Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.
Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти.
Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.
У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать.
Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества.
Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.
Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития.
Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу.
Игры-этюды с элементами импровизации
«Петушок расплясался»
Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений.
«Замри»
Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека.
«Веночек»
Дети стоят в кругу и поют:
Уж ты зелен, мой веночек,
Мне куда тебя, веночек, положить?
Мне кому тебя, веночек, подарить?
Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… )
Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется.
Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют.
«Лесной концерт»
Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру..
Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д.
«Поэтический образ»
Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания.
«Водяной»
По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют:
_ Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выходи на бережок,
Поиграй со мной, дружок!
Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова.
«Гномы»
Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню.
Подворье
В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д.
Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д.
Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука.
Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д.
По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть.
В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве.
Использована литература:
1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г.
2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г.
Методическую разработку подготовила:
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №2»
Медникова Р.М.
г.Бологое, Тверская область.
Музыкально-пластические импровизации в игре и танце.
Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит.
Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.
Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти.
Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.
У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать.
Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества.
Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.
Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития.
Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу.
Игры-этюды с элементами импровизации
«Петушок расплясался»
Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений.
«Замри»
Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека.
«Веночек»
Дети стоят в кругу и поют:
Уж ты зелен, мой веночек,
Мне куда тебя, веночек, положить?
Мне кому тебя, веночек, подарить?
Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… )
Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется.
Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют.
«Лесной концерт»
Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру..
Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д.
«Поэтический образ»
Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания.
«Водяной»
По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют:
_ Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выходи на бережок,
Поиграй со мной, дружок!
Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова.
«Гномы»
Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню.
Подворье
В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д.
Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д.
Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука.
Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д.
По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть.
В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве.
Использована литература:
1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г.
2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г.
Методическую разработку подготовила:
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №2»
Медникова Р.М.
г.Бологое, Тверская область.
Музыкально-пластические импровизации в игре и танце.
Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит.
Отсюда наша задача развивать не столько воображение ребенка, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.
Можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существующих приемов обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти.
Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Ибо все мы, в том числе и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.
У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать.
Дети по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники игры или танца увлеклись ощущением «сиюминутности» процесса творчества.
Игру и танец объединяет легкость, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Именно в игре формируется у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.
Музыкально-пластические импровизации выполняются в соответствии с определенным музыкальным образом. В данном случае детям стоит представить свободу творческой импровизации и предложить им «идти» за музыкой, за ее характером, ритмическим и мелодическим рисунком, за динамикой развития.
Задача данных этюдов – создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу.
Игры-этюды с элементами импровизации
«Петушок расплясался»
Оно активизирует воображение ребенка, и он легко идет на импровизацию. Предварительно с детьми разучиваются отдельные элементы танца, несложные комбинации, иллюстрирующие танец Петушка. Затем ребятам предлагается потанцевать, кто как хочет. Но при этом необходимо следить, чтобы дети именно танцевали – выполняли под музыку танцевальные движения в соответствующем темпе и ритме, не изображали петушка мимикой, пантомимой. Затем упражнение усложняется за счет изменения темпа (например, быстро – медленно – быстро). Это позволяет непринужденно изменять выразительность движений.
«Замри»
Дети свободно располагаются по залу. Как только зазвучит музыка. Они начинают двигаться в любом направлении, движения выбирают сами в соответствии с характером музыкального фрагмента. Неожиданно музыка прекращается, ребята должны замереть в той позе, в которой их застала музыкальная пауза. Дается немного времени на обдумывание своей позы: почему она выбрана и что бы это значило? Педагог обходит всех участников игры, выслушивает каждого ребенка, как тот сам характеризует, выбранную им позу. Взрослый должен увидеть, а может, и угадать то, что ребенок хотел бы показать, но, вероятнее всего, пока еще не умеет пластически выразить. И все же поза ребенка в такой игре – это уже творчество маленького человека.
«Веночек»
Дети стоят в кругу и поют:
Уж ты зелен, мой веночек,
Мне куда тебя, веночек, положить?
Мне кому тебя, веночек, подарить?
Подарю-ка я веночек… (Танюше, Ванюшеньке… )
Надевает венок на голову названного ребенка, а тот выходит и исполняет пляску. Затем игра повторяется.
Пока у детей мал запас движений, педагог может выучить с ними несколько комбинаций. Когда же движения будут освоены, не потребуются указания – пусть дети сами догадаются, как применять уже знакомые движения в новой для них обстановке, пусть импровизируют.
«Лесной концерт»
Предварительно с детьми разучиваются этюды зайца, козлят, медведя, петуха и т.д. Количество мелодий соответствует количеству выбранных персонажей плюс одна, объединяющая всю игру..
Пред началом игры дети выбирают любые маски, надевают их и встают на указанное педагогом место. Позднее задание усложняется за счет увеличения музыкального отрывка для каждого персонажа. Причем на этот дополнительный отрезок музыки педагог не предлагает каких-то определенных движений. Поэтому детям приходится импровизировать. Звучит первая тема (например, тема зайцев), выбегают дети в масках зайцев и исполняют этюд, то же повторяют медведи, козлята и т.д.
«Поэтический образ»
Прочитайте детям выбранное вами стихотворение. Например, такое:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Дети стоят по разным сторонам зала. Предложите представить себе летнюю поляну с различными цветами – алыми, темными и светло-голубыми. Каждый ребенок должен изобразить свой, не похожий на другие цветок. Выделите лучших импровизаторов, но очень осторожно, чтобы не вызвать копирования, подражания.
«Водяной»
По считалке выбирается «Водяной». Ему завязываются глаза, вокруг него водят хоровод и поют:
_ Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выходи на бережок,
Поиграй со мной, дружок!
Дети разбегаются. Водяной кричит: «Стоп!» Все игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает: «Кто вокруг меня?» Тот, кого коснулись, отвечает: «Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи.) Все играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную характеристику). Затем называет лучшую, на его взгляд. Тот и будет водяным. Игра начинается снова.
«Гномы»
Пред началом игры вспомните сказку «Белоснежка и семь гномов» Педагог помогает детям вспомнить всех гномов по именам и дает им характеристику. Ворчун, Чихун, Соня и т.д. Затем разучивается небольшой танцевальный эпизод – «Марш гномов», который будет объединяющим в танце-игре. После «Марша» педагог «превращает» всех детей, например, в гномов Ворчунов. Звучит музыкальная тема Ворчуна. Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. Игру можно повторить, дав для импровизации другой характер, например, гнома Соню.
Подворье
В игре участвуют несколько групп детей: курица с цыплятами, свинка с поросятами, коза с козлятами и т.д. На голове у курицы белая шапочка с красным хохолком; у свинки – розовая с маленькими ушками, у козы – серенькая с рожками и т.д.
Звучит 1-ая часть музыкального произведения – все ходят группами под музыку: курица с цыплятами, свинка с поросятами и т.д.
Звучит «2-ая часть. Поднявшийся ветер перепутывает всех. Дети произвольно бегают по залу. А «мамы» собираются в тесный кружок и быстро меняются шапочками, но не надевают их, а прячут в кармашек фартука.
Ветер стих. Вновь звучит 1-ая музыкальная тема. «Мамы» выстраиваются в ряд. «Дети» подходят к первой «маме» - она исполняет, стоя на месте, свою танцевальную комбинацию (импровизацию) в характере того персонажа, чья шапочка спрятана у нее в кармане фартука. «Дети» повторяют, затем переходят к другой «маме». Она тоже перед ними исполняет свою импровизацию и т.д.
По знаку педагога ребятишки окружают свою «маму», она достает шапочку, и тут выясняется, правильно ли дети нашли кого нужно. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Другие продолжают играть.
В этих играх самое главное – что чувствует ребенок, когда танцует: он открывает для себя танец, в котором может выразиться с максимальной глубиной, яркостью и удовольствием. Поскольку многие задания выполняются так, что «кто-то делает, кто-то смотрит», постепенно исчезает страх публичного выступления и оценки своих действий. Таким образом, решается очень важная проблема – внешнее и внутреннее раскрепощение ребенка, столь необходимое для импровизации. А импровизация, в свою очередь, способствует развитию ассоциативного мышления, выходящего как на явления действительности, так и на формы ее отражения в искусстве.
Использована литература:
1.О.А.Куревина «Ситнез искусств». Линка-Пресс. Москва, 2003г.
2.С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Линка-Пресс. Москва, 2006г.
Методическую разработку подготовила:
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №2»
Медникова Р.М.
г.Бологое, Тверская область.
Комментарии