Внеклассное мероприятие день Наума - Грамотника Цель: - воспитание уважения к культурному наследию России, её традициям; - формирования интереса к родной истории; - формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе через знакомство с фольклорной культурой. Задачи: - расширение знаний обучающихся о традициях Дня Наума - Грамотника; - анализ этимологии слов старославянского происхождения; - выполнение практических заданий - развитие навыков чистописания, устного счёта; - знакомство с сельскохозяйственным календарем, народными традициями и взаимоотношением человека и природы; - знакомство с игровой культурой славян. понятия: Наум-ум, наумить, буквослагательный метод методы работы: проблемный Актуальность. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Мероприятие актуально, т.к. направленно на воспитание уважения к культурному наследию России, ее традициям и на формирование ответственного отношения к природе. Вопросы, касающиеся природоохранной деятельности человека, можно и необходимо воспитывать на народных традициях и обычаях. Ход мероприятия: 1. Наумов день на Руси 2. «Мастера грамоты» 3. Содержание обучения 1) Почтение к книгам 2) «Азбуку учат – во всю избу кричат» 3) Чистописание 4) Перемена. 5) Устный счёт 6) Сельскохозяйственный календарь 7) наказания 4. «Однокашники» Реализация мероприятия. 1. Наумов день на Руси 14 декабря в России уже много веков называют днём Наума - Грамотника. - А кто такой Наум? И почему его называют Грамотником? Наум – это один из ветхозаветных пророков, он жил в 7 веке до Рождества Христова. Подробности его жизни неизвестны, но сохранилась «Книга пророка Наума». Издревле русский народ почитал Святого Наума помощником во всякого рода умственных занятий. Люди верили, что он помогает постичь грамоту. - Ребята, а как вы думаете, почему именно Наума русский народ выбрал покровителем грамотеев? (Ответы учеников) 1. Правильно, из-за созвучия слов – ум и Наум. Считалось что, «Святой Наум вострит ум». В доме, где был хоть маломальский достаток должны были «наумить», т.е. научить сына грамоте. 2. Но есть и ещё одна причина. Именно с дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте. - А почему так поздно дети в школу шли? - Когда заканчивались сельскохозяйственные работы, каким праздником? (юрьев день 28 ноября) Осенью крестьяне урожай собирали, а дети помогали и в поле, и в доме. А зимой работы было поменьше, а времени для освоения грамоты – больше. Вот пророк Наум и обрёл второе имя – Грамотник. А Наумов день с тал праздником грамоты и днем посвящения в ученики отроков. «Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословения на учение отрока. А днём разыгрывался самый настоящий спектакль. С поклонами и радушными приветствиями встречали родители «учителя», усаживали его в передний угол, а затем отец подводил к нему отрока и, положив на скамью возле учителя плетку, почтительно отходил в сторону. Будущий ученик трижды кланялся наставнику до самой земли, а тот ударял его три раза плеткой по спине. Потом вступала в «игру» мать. Усаживалась она за стол вместе с сыном и учителем, а тот доставал букварь. Начиналось ученье, и пока разучивали «аз» — первую букву алфавита,— матушка, причитая и обливаясь слезами, уговаривала наставника «очень уж сильно сына грамотой не морить». Учитель, якобы вняв мольбам матери, тут же прерывал обучение. Затем, получив в подарок шматок сала, яйца, гуся, а чаще всего сытный пирог, завернутый в расшитое полотенце, выходил из дома в сопровождении родителей и уже у ворот наказывал им, чтобы отрок теперь ходил к нему сам ». Немногие в те времена могли отдать в ученье подростка, как раньше говорили «недоросля». Однако понимали, что человеку грамотному «в люди» из вечной нужды выбиться гораздо легче. И все-таки понимая важность грамоты (грамотности) на практике грамотных людей в русском обществе было очень мало. Проблема: почему на протяжении многих веков Россия оставалась безграмотной (глухой) страной? 2. «Мастера грамоты» Уже в Киевском государстве в XII в. появились «мастера грамоты" (учителя) которые за плату у себя «в жилье» или «на стороне» в домах родителей обучали детей чтению, письму, молитвам. «Мастерами грамоты» были дьячки и «мирские» люди, занимав¬шиеся обучением детей в качестве дополнительной (например, к какому-либо ремеслу) или даже основной профессии. У некоторых «мастеров грамоты» профессией было, как сказано в одном «житии» — «книги писати и учити ученики грамотные хитрости». 3. Содержание обучения 1) Почтение к книгам - Чему же такому самому первому должны были научить «мастера грамоты» своих учеников, ваши предположения? Древняя Русь отличалась своим глубоким почтением к книге. В ле¬тописях книги сравниваются с реками, «напояющими вселенную». Или значение книг для образования опре¬деляется так: «Ум без книг, аки птица опешена, якожь она взлетети не мо¬жет, также и ум не домыслится разума без книг. Свет днев¬ной слово книжное». 2) «Азбуку учат – во всю избу кричат» Сначала заучивали азбуку со славянскими названиями букв: аз, буки, веди, глагол и т. д.; затем заучивались «двоеписьмении» слоги: буки-аз — ба, буки-есть — бе. После этого заучивались «троеписьмении» слоги (буки-веди-аз — бва, буки-веди-есть — бве ), состоящие из двух согласных и одной гласной. После усвоения слогов учились «по складам» читать отдельные слова, называя каждую букву, слог и все слово; ма ма, мыслете аз мыслете аз. Далее читались сразу слова без называ¬ния отдельных букв и слогов — это называлось чтением «по верхам». Трудный, вследствие буквослагательного метода, процесс усвоения грамоты осложнялся еще тем, что начертание букв в рукописях у различных писцов было неоди-наковым, каждую букву приходилось заучивать иногда в 5—6 наиболее часто встречающихся начертаниях. 3) Чистописание Письму обучались параллельно с чтением. Выучиться писать гусиным пером на шероховатой бумаге того времени было трудно. Даже «чинка перьев» требовала большой сноровки. «Мастер грамоты» занимался с каждым учеником отдельно, каждый ученик, продвигаясь своим темпом, учил свое: один не усвоил еще букв, другой учил слоги, третий уже читал Часослов и т.д. Вызванный ученик кланялся учителю в ноги и, стоя, отвечал свой урок. Занятия продолжались до полудня. Затем наступал перерыв на два часа для обеда и отдыха, после чего занятия продолжались еще два часа. Определенного срока обучения не было. 4) Перемена. 1. Игра «Петушиные бои». Два мальчика встают у черты напротив друг друга, правую ногу держат правой рукой. В такой позе пытаются выбить противника плечом за черту. 2. девочки если учились, что было редкостью водили хороводы, да пели частушки. 5) Устный счёт Счет ограничивался самыми элементар¬ными сведениями (в пределах сотни или в лучшем случае тысячи); дети учились порядковому счету и обозначению чисел славянскими буквами и обязательно счёту денег - Давайте и мы с вами посчитаем. Решите такую задачку: Три мальчика Коля, Петя и Ваня отправились в лавочку. По дороге у лавочки они нашли 3 копейки. Сколько бы денег нашёл один Ваня, если бы он отправился в лавочку? - А теперь задания посложнее. Вам даны задания, сосчитайте устно, и ответьте на вопросы, используя таблицу на экране. Задача: Две бочки белуги стоят 6 рублей 15 алтын, зипун – 6 рублей 20 гривен, холодная шуба – 20 алтын, воск для свечи – 2 алтына 5 денег. Переведите эти суммы в копейки. Учили и мерам веса, длины и т.д.? Вспомнить как можно больше пословиц, поговорок, в которых используются такие меры. (Слышно за версту. Мерить на свой аршин. Косая сажень в плечах.) Задания на меры веса и длины 1) измерьте ткань локтями и остаток пядями 2) измерьте тесьму маховыми саженями а остаток более мелкими длинами 3) взвесьте мешок и определите его вес Последнее задание у нас будет сказочное. «Что ж он видит? - Прекрасивых Двух коней золотогривых Да игрушечку конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами». Укажите размеры конька-горбунка. 6) Сельскохозяйственный календарь «Мастера грамоты» обязательно учили и сельскохозяйственному календарю. Природа, великая и неповторимая, ласковая и непредсказуемая, была главным божеством славян, даже после принятия христианства. Поэтому учили не только сам сельскохозяйственный календарь и приметы, но и традиции принятые во взаимоотношении с природой. Например 1-14 мая Еремей запрягальник и если сев яровых по погоде не начинался, то поля обходили босыми ногами с караваями или варили майскую кашу на кострах всем селом. «Мастер грамоты» должен был научить общаться с природой так, чтобы получить от нее все необходимое, но и не нанести ей при этом непоправимый ущерб. Каждый день в русском народном календаре имеет свои народные традиции, обряды и приметы, с каждым днем связаны определенные пословицы и истории. Неудивительно, что народные праздники стали настоящей энциклопедией крестьянского опыта. Ещё более интересно то, что весь этот опыт передавался в основном устно, из поколения в поколение. Любой крестьянин знал, в какой день сеять лен, какой день предназначен для починки инструмента, когда нужно начинать метать сено в скирды или заготавливать капусту. 7) наказания Дисциплина была суровая, учитель мог применять и применял нака¬зания (розги, стояние на коленях, в углу, оставление без обеда и т. д.). ОБЕД 4. «Однокашники» На стол выставляется чугун с кашей и каждому участнику выдается ложка. До того, как вы пришли сюда вас называли ОДНОКЛАССНИКАМИ. Теперь же вы ОДНОКАШНИКИ. Проблемное задание. Рефлексия 1. Что вы ждали от данного мероприятия? 2. Как менялось ваше настроение во время выполнения заданий? 3. Лучше всего у вас получилось…? 4. Труднее всего было…? 5. Замечания и предложение на будущее (себе, организаторам).
Материал для линейки, посвящённой Дню поэзии. В нём рассказывается о молодых поэтах-фронтовиках