Информационно-образовательная среда лицея как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Серьезность проблемы детской игры была осознана в психологии в конце XVIII – начале XIX веков. Еще Ф.Шиллер в своих «Письмах об эстетическом воспитании» написал: «Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле слова». Идеи Ф. Шиллера в дальнейшем развили Г.Спенсер, К.Гросс, Ж..Пиаже, В.Леонтьев, Д.Эльконин, утверждая, целесообразность игры. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные развивающие, воспитательные и образовательные возможности. Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать процесс обучения интересным и занимательным, создает у учеников рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Уроки с использованием игровых технологий очень нравятся детям, но особенно актуальными они являются для 5-х классов. Пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время – сделать все, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Программа 5 класса предусматривает 2часа русского языка в неделю (не больше, чем отводится на другие дисциплины), но за пятый класс школьникам предлагается изучить обилие новых тем и орфограмм. Чтобы сделать ежедневные встречи с фонетикой, морфемикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными, на помощь учителю приходят уроки-игры. Такими уроками учитель увлекает детей и тем самым создает почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Хочу отметить, что уроки-игры являются моими любимыми уроками. Кроме учебных задач, на таких уроках решается еще и целый комплекс задач воспитательных. Уроки-игры помогают мне лучше узнать индивидуальные способности учеников, выявить среди них одаренных учащихся. Поэтому уроки-игры в 5-6 классах я провожу достаточно часто. При проведении таких уроков большое внимание уделяю сюжету, который разыгрывается в течение всего урока. Большое значение имеет театрализация, создание атмосферы таинственности. Это важный фактор, который помогает в течение всего урока поддерживать «боевой дух» учеников. Задание даю таким образом, чтобы, выполнив его, можно было разгадать какую-либо тайну. Например, на уроке-игре «Поиск слагаемых успеха», который я провожу на первых уроках русского языка в 5 классе, я предлагаю учащимся таинственное письмо с заданиями. Сообщаю, что, выполнив задания, они узнают секрет, который передал им старик Хоттабыч. Это слагаемые успеха в обучении русскому языку. На всех этапах урока использую поощрения, вручаю символические награды за правильно выполненные задания. Это могут быть звездочки, монетки, цветочки, билетики, все зависит от сюжета урока. За накопление определенного количества поощрительных знаков выставляю оценку. Такая система выставления оценок вырабатывает у учащихся стремление к победе, состязательность. Часто на уроках-играх мы отправляемся в путешествие. Такие уроки я провожу с использованием наглядных плакатов, карт, схем. Делю класс на команды, выдаю маршрутные листы, и команды начинают поэтапно выполнять задания. На доске записываю названия команд и в ходе игры отмечаю набранные очки. Наглядность учебных заданий позволяет ученикам быстро настроиться на работу, а состязательность возбуждает энергию и желание выполнить задания, принести очки своей команде и победить. В ходе урока большую роль играет заложенное в детях чувство товарищества, стремление быть первым, не подвести товарищей по игре. Обычно последний урок по теме – это урок-игра, урок-путешествие в страну с названием изученной темы. В настоящее время практическую помощь в проведении игровых уроков оказывает телевидение. Телепередачи «Кто хочет стать миллионером?», «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» стали любимыми передачами многих учащихся. Эти интеллектуальные игры легко трансформируются в игровые уроки на этапах обобщения материала и тематического контроля. В 2013 году, участвуя в школьном конкурсе, во время декады русского языка я проводила открытый урок в 5 классе по теме «Антонимы» в форме КВН. Такая игровая форма была выбрана мной не случайно. КВН уже много лет популярен среди школьников. КВН – это игра, соревнование и веселое представление. Успех команд зависел от слаженности в работе всех членов команд, что способствовало развитию таких качеств личности, как умение быстро добывать знания, быстро ориентироваться в окружающей обстановке, находить правильный ответ и облекать его в остроумную форму. Заслуживающими внимания заданиями данного урока я считаю следующие: 1. Представить одну из служебных частей речи, доказать ее значимость. Выполняя это задание, учащиеся демонстрировали не только имеющиеся знания, но и свои артистические способности: сочиняли и читали стихи, разыгрывали сценки, пели песни. 2. «Замени синонимом». Учащиеся демонстрировали знание фразеологических оборотов, в состав которых входят служебные части речи. Причем задание было построено так, что в результате правильной замены оставался лишь один фразеологический оборот, который и оказывался ключевым. 3. «Объясняй!» Команды должны были объяснить написание служебных частей речи, выполняя анимационные задания из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Конечно, не всегда учителю удается подготовить урок-игру, да, в общем-то это и не всегда целесообразно. Тем не менее, на любом уроке возможно включение игровых элементов, которые станут не только средством развития познавательной активности у школьников, но и хорошей эмоциональной разрядкой. Некоторые игровые моменты, которые я использую на уроках и которые так нравятся детям, я хочу представить. 1) Четвертый лишний. Ребята находят лишнее слово в группе и объясняют, почему оно лишнее. 2)Найти и исправить ошибки в предложении, аргументировать свой ответ. Пример такого задания. «Сова жила в великом замке «Каштаны». Да, это был не дом, а настоящий замок. На двери замка был звонок с кнопкой и колокольчик со шнурком. Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные Кристофером Робином». Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления? Исправьте ошибки, если они есть. 1 команда. Прашу ножать если незапускают. 2 команда. Прошу падергать если ниаткрывают. 3) Кто быстрее. Ответить на вопросы: Что стоит посередине земли? (м) Чем кончается день и ночь? (ь) Может быть в слове 100 одинаковых согласных? (стол, стоп, сток) Имена девочек состоят из 2-х букв А и удвоенных согласных. Как их зовут? (Анна, Алла) 4) Расставь слова так, чтобы получилось предложение. 1 команда. Дерево, хвойных, семейства, сосна. 2 команда. Ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на. 5)Составить слово из морфем, карточки с морфемами можно положить в воздушный шарик, в сундучок, можно положить карточку с лишней морфемой. 6) Разгадай шараду. 1 команда. Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали. Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка) 2 команда. В списке вы мой обнаружьте корень, Суффикс – на собрании найдете вскоре. В слове рассказ вы приставку найдете. В целом – по мне на уроки пойдете. (Расписание) 7) Кто больше? Составьте из одного большого слова ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО новые слова за 30 секунд. 8) Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки? Слово КОЛЕСО пишется по кругу. Слова, которые должны получиться: око, лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел. 9) Лото. Эту игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку. На 9 карточках записаны 9 слов. 1 набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2 набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки. Выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. 10) Шифровальщик. Шифровальщик 1 команды задумывает слово или предложение и шифрует его. 2 команда отгадывает. Например, раукжк – кружка, аалтрек – тарелка. 11) Почтальон. Почтальон раздает командам приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. Кле-ка, марты-ка, реше-ка – зоопарк. Гря-ки, реди-ка, морко-ка – огород. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова, составить предложения, используя данные слова. 12) Замени словосочетания одним словом: Промежуток времени в 60 минут – час. Военнослужащий, стоящий на посту – часовой. 13) Закончи предложение. У Ромы и Жоры есть ………….. Однажды они пошли в ………... Вдруг из кустов ………… Потом ребята долго вспоминали как …. 14) Составь рассказ по опорным словам: зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири. 15) Метаграммы, анаграммы, кроссворды, чайнворды. Кроссворды и чайнворды чаще использую для систематизации и углубления словарной работы. Используя игровые технологии в своей практике много лет, я убедилась, что на уроках, где применяются игровые технологии, ученики работают более активно, оживленно, старательно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. Ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку. После каждого подобного урока я слышу от детей фразы: «Давайте ещё поиграем!», «А завтра мы тоже отправимся в путешествие?», «Так здорово учиться играя!» Подобные фразы свидетельствует об успешности урока. Это высокая оценка деятельности учителя учениками. Конечно, использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Безусловно, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат сил и времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.
Из опыта работы учителя начальных классов Марковой Татьяны Владимировны Кадетской школы № 14 г.Чебоксары Деловые игры в начальной школе. В учебной деятельности учащихся младших классов имеет огромную роль эмоциональный настрой ребят. В ходе проведения деловых игр на уроках в начальных классах поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное напряжение, участникам игры предоставляется возможность выбора своей роли, а сама игра оказывается, проникнута духом соревнования между учащимися класса. В деловой игре рождается взаимодействие в рабочей группе, ярко проступают отношения между членами команды, в открытой форме выступают учебные, личностные, социальные отношения участников игры друг к другу. Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу. Задачи игр: • научиться планировать ответы на заданные классом вопросы, а текже вопросы учителя. • развивать проективные умения у учащихся; • воспитывать ответственное отношение ко всем заданиям определенной деловой игры. Для создания деловых игр важно знать признаки этой формы организации обучения. К ним относятся: • Имитация реальной жизненной ситуации. • Распределение ролей между участниками. • Различение интересов у участников игры. • Привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени. • Наличие системы группового и индивидуального оценивания. Любая деловая игра включает следующие этапы: I ориентировочный; II исполнительный; III итогово-оценочный. Методическая обоснованность использования этой технологии: Технология переработана – взяты за основу статья из журнала «Начальная школа + -, до и после» № 7 за 2006 год, В. А. Трайнев «Деловые игры в учебном процессе», «Деловые игры как способ диагностики и совершенствования личности ребенка» - методические рекомендации за 2015 год. В деловой игре хорошо срабатывает здоровьесберегающий фактор. Большим плюсом в применении этой технологии считаю, что дети с разным уровнем умственного развития могут активно принимать участие в этих игр, не чувствуя себя закрепощенными. Например, слабоуспевающий по русскому языку и математике ученик может оказаться хорошим организатором, может распределить роли в игре, следить за ходом игры, быть хорошим помощником руководителю группы. Дети не нервничают, чувствуют себя уверенно как сильные ученики, так и слабые. В результате проведения деловых игр я заметила, что дети, которые учатся удовлетворительно по основным предметам с большим удовольствием выполняют задания с отсроченным ответом. Составляют большое количество вопросов к темам по окружающему миру, к рассказам и стихам к урокам литературного чтения. Дети с высоким уровнем развития (высокой мотивацией) могут показать более углубленные знания по различным предметам, они могут выступать в роли маленького учителя в классе, что очень нравится самим ученикам. I. На ориентировочном этапе игры должны быть определены условия её проведения, объявлены участники, разработан план проведения, обозначены цели и задачи, распределены роли. II. Исполнительный этап включает выполнения участниками различных заданий: 1. «Разминка». Учителем предложены два утверждения, с которыми можно согласиться или не согласиться. За одну минуту следует выработать коллективное мнение и аргументировать свой ответ. Например, с утверждением «Древний человек жил в цивилизованном обществе, был вежлив, был красиво и модно одет» нельзя согласиться потому, что само слово «древний» не вяжется со словами «красиво» и «модно». 2. «Изменение планов» Здесь участники группы могут изменить своё решение (заменить человека, который был выбран на предварительном этапе, например, руководителем, а во время игры участники группы могут заменить на более активного, решительного человека). III. Итогово-оценочный этап включает в себя выставление баллов после выполнения каждого задания и объявления результатов игры после её завершения. Выполнение каждого из заданий оценивается по пятибалльной системе. Итоги групповой деятельности подводила группа детей и учителей. Которые в ходе игры выступали в роли арбитров, а командиры групп оценивали индивидуально всех участников команды. Деловые игры, используемые мной на уроках русского языка, литературного чтения, познания мира, математики. I. «Компетентность». 1. Участники – две команды. 2. Наниматели – определяющие победителя. 3. Арбитр – учитель, решающий спорные вопросы. Примечание: предыдущего победителя можно определить маленьким учителем. До игры: а) учитель знакомит с ходом игры; б) формирует команды; в) задает тему. Команды придумывают друг для друга по пять вопросов по этой теме (можно придумать две задачи, одно творческое задание и две репродуктивных карты). Команды задают друг другу задания, соперники выполняют. Если соперник не справился, то задающая вопрос команда выполняет его сама. Одновременно с этим «наниматели» оценивают по пяти- и десятибалльной системе участников. Пока «Наниматели» совещаются, принимают решения – кто принят на работу, учитель делает выводы, т. е. краткий обзор, обращает внимание на ошибки. Тема игры известна и дети могут готовиться за неделю или можно её организовать как итоговый урок по какой-то определенной теме. Можно создать третью команду, которая может искать ответы в учебниках (эта работа индивидуальная). II. Научно-исследовательская лаборатория. Участники - две команды – это изобретатели, инженеры. Задачедатель – учитель (или специально подготовленный ученик). Задания могут быть не только творческие. Желательно подать их обоснованно. Задание может быть преподнесено как мини-спектакль или доклад, реферат буквально на несколько минут. Например: Математика. Можно дать задание построить «дом» с различными расчетами (сколько квартир, дверей, окон, подъездов? и т. д.). Русский язык. Составить рассказ о нашей школе ко дню рождения школы, или, «новая школа» и т. д. Познание мира. Тема: «Выращивание лука». Что для роста нужно? Можно заранее провести опыты (выращивание лука в разном количестве воды со светом или в темноте и т. д.). III. Точка зрения. Участники – учащиеся двух команд, отстаивающих ту или иную точку зрения. Наблюдатель – учитель (можно с 1-2 учениками). Учитель объявляет тему спора. Во время игры: 1. Группы обсуждают свои аргументы. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает, кто более убедителен, эмоционален, кто допустил ошибки в споре? Например, на чтении сказка «Репка». Если бы не услышала мышка, что её зовут, как бы можно было вытянуть репку? Или «Живая шляпа» - если бы не перевернулась шляпа, как бы можно было узнать, почему она ползёт? Можно устроить экзамен по определенной теме в форме деловой игры по любому предмету. IV. Игровая учебная деятельность. 1. Проводим игры-тренинги. Схема – игровая цель, т. е. необходимо проделать большое число однообразных упражнений. Учитель включает их в игру, в которой действия выполняются для достижения определенной цели. Пример: Сложение с переходом через десяток. Вместе с детьми покоряем вершину. «Альпинисты» продвигаются на соответствующую вершину, выполняя определенное задание. Русский язык «Редактор». Ученики пишут или читают текст, исправляя ошибки. 2. Схема «Логическая цепочка». Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда последующее действие зависит от предыдущего. V. Игры в случайность. Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Игра «Что? Где? Когда?». Учащиеся играют картой со стрелкой, можно жребий, бумажный самолётик, шуточное гадание по книге или журналу. Темы на усмотрение учителя или играющих команд. VI. Театрализация. Разыгрывается сценка на учебную тему. Пример: Развитие речи. Учитель предлагает подумать, о чём дети могли бы поговорить с древним человеком. И вдруг открывается шкаф и выходит он (древний человек). Дети у него расспрашивают, что их интересует: - как они жили? чем питались? как добывали огонь и пищу? Чтение. Прочитать рассказ и вообразить себя актерами, выбрать себе роли. Каждый актер проделывает подготовительную работу, которая необходима актеру, чтобы «войти» в роль, прочувствовать. VII. «Да» и «Нет» - говорить. И «ДаНетка» - учит связывать разрозненные факты в единую картинку, систематизировать имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя), задавая вопросы. Бывает, вопрос задается из дидактических соображений не очень корректно или учитель не хочет давать ответ и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестам. После игры обязательное краткое обсуждение, какие вопросы были трудными? (Задумано – медведь. Вопросы: живет в воде? – нет; в лесу? – да; она рыжая? – нет; она серая? – нет; это он? – да; он бурый? – да). Русский язык: загадать правило. Математика: загадать геометрическую фигуру и т. д. А также прекрасно использую прием – отсроченная отгадка. Если дети не смогли загадку отгадать или решить какую – либо задачу – это задание они могут выполнить дома, используя помощь взрослых.
Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н.,составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. – с. 36-39).
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее