В данном сборнике представлены материлы из опыты пятидесятилетней работы высшей категории учителя физики школы 286 г. СПб Майбороды И.А. по формированию положительных мотивов обучения и активной жизненной позиции с использованием интеллектуально - познавательной деятельности учащихся,которые делают уроки интереснее, придают мотвационно - эмоциональную окраску изучаемому материалу. В настоящее время в педагогическом процессе становится особенно актуальным использование методов и приемов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Учащиеся легче запоминают и дольше хранят те знания,которые они, как бы добывают сами, "переживая прелесть открытия на кончике пера".Кроме того, умение самостоятельно приоретать знания является одним из важнейших универсальных учебных действий (УУД),на формирование которых нацеливают Федеральные образовательные стандарты нового поколения.
Основные компоненты работы - внедрение и разработка деловой игры на уроках основ потребительских знаний и предпринимательской деятельности при знакомстве с новым материалом, проверке знаний, умений и навыков. Актуальность опыта в том, что деловые игры повышают заинтересованность учащихся в изучении теоретического материала, побуждает к активной учебно-поисковой деятельности, приближенной к реальной действительности. Использование деловой игры более эффективно обеспечивает запоминание материала, повышает познавательную активность, поскольку новое дается через непосредственный опыт. Деловая игра является эффективным инструментом повышения мотивации к решению творческих и исследовательских задач урока. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они будут решать в ежедневной профессиональной деятельности.
Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы в истории, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, что немаловажно, он позволяет оживить эту истории образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам.
Представленные в данной работе компетентностно-ориентированные задания направлены на выявление уровня сформированности у учащихся различных ключевых компетенций. Универсальность предлагаемых заданий заключается в том, что одним вопросом или задачей у учащегося можно проверить уровень сформированности не одной, а несколько компетенций одновременно.