Цель: Распространение и внедрение инновационного педагогического опыта в практическую деятельность преподавателей детских школ искусств. Задачи: Обобщить и продемонстрировать опыт творческой работы с детьми разного возраста на уроках музыки в сельской Детской школе искусств. Учебно-методический комплекс: нотные пособия, карточки, детские рисунки, презентации, видеофрагменты уроков. Использованное оборудование: Медиапроектор, экран, ноутбук, синтезатор, фортепиано. “Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития”. (Борис Владимирович Асафьев - советский музыковед и композитор) Главная задача преподавателя дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Мастер-класс – это обобщение моей работы, и я хочу рассказать о нескольких фрагментах моей творческой работы с учениками младшего, среднего и старшего возраста в течение учебного года. Это воспитанники не только отделения «Специального фортепиано», но и «Общего фортепиано». Детское творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтом на уроках мы слушаем музыку, поём, играем на фортепиано и синтезаторе, танцуем. Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы "Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания" Н.И. Жинкин. Свободное владение языком является необходимым компонентом общей культуры человека, способствует успешной реализации личности в современном обществе. Фраза Д. Оруэлла «Кто контролирует язык, тот контролирует сознание» - является как никогда актуальной. К сожалению, в последнее время все большее количество детей младшего школьного возраста испытывают трудности при обучении чтению и письму. Частично это может быть связано с преобладанием в школе аудиального способа преподнесения информации. Каждый человек имеет свой стиль восприятия, кодирования и хранения информации – так называемую репрезентативную систему. Согласно этому, все люди делятся по способу восприятия информации на аудиалов (слуховое восприятие), визуалов (зрительное восприятие), кинестетиков (чувственное, двигательное восприятие) и два промежуточных типа: аудиально-визуальный и визуально-кинестетический. Одной из особенностей детей младшего школьного возраста является преобладание кинестетического канала восприятия информации. Кинестетик лучше запоминает через двигательную активность, поэтому младшие школьники испытывают трудности в усвоении школьной программы, которая построена в основном на аудиальном и визуальном способе передачи информации. Если форма подачи информации не соответствует репрезентативной системе ребенка, он просто ничего не воспринимает и не понимает, так как у детей слабо развита способность перевода информации из одной модальности в другую. Хроническая неуспешность отрицательно сказывается на здоровье ребенка: возрастает тревожность, могут формироваться разного рода фобии, неврозы. Учителю необходимо излагать материал в трех модальностях, чтобы научить детей транслировать кинестетическую память в аудиальную и визуальную. Кроме того, особенностью русского языка является расхождение между звучанием слова и его написанием, что делает невозможным правильное написание слова только на основе слухового восприятия. В русском языке много словарных слов, написание которых не подчиняется никаким правилам, поэтому их написание нужно просто зрительно запомнить. Способность к визуализации и способность создавать внутренние образы является источником продуктивного мышления, а иногда и основой творческих процессов. Что такое «нейролингвистическое программирование»? "Нейро" в названии показы¬вает, что восприятие любой информации происходит через наши зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные анализа¬торы с помощью сети нейронов, располагающихся по всему телу человека. Любой внешний стимул переходит во внутренний, проходя нейронный путь от объекта до главного "компьютера" человека — мозга. В зависимости от предпочтения какой-либо из "тропинок" этого пути, все люди могут быть условно разделены на тех, у кого ведущая система восприятия и переработки информации визуальная, аудиальная или кинестетическая. "Лингвистическое" в названии указывает на роль языка в процессе "кодирования-декодирования" информации. "Программирование" в на¬звании указывает на систематичность большинства нейрофизиологических процессов. Т.о., программа данного курса направлена на развитие у детей способности переводить информацию из одной модальности в другую. Особое внимание направлено на развитие визуального восприятия, так как качество чтения и грамотность во многом зависит от способности ребенка к визуализации. Обучение детей стратегиям «грамотного письма» и «осмысленного чтения» поможет детям развить свои способности, повысить грамотность письма, скорость чтения и переработки информации, что в конечном итоге положительно скажется на эмоциональном состоянии ребенка.
Доклад о критериях профессиональной компетентности учителя