Организация учебно-методической среды кабинета физики современной гуманитарной гимназии Предметная область "Естествознание" играет первостепенную роль в формировании в мировоззрении учащихся естественнонаучной картины мира. Изучение предметов этой образовательной области и физики в том числе, составляет неотъемлемую часть полноценного образования, подразумевающего не только получение определенной суммы знаний в некоторой области, но и всестороннее развитие творческой личности. Значение физики в формировании научного мировоззрения определяется ее непреходящей ролью лидера современного естествознания. Анализ гуманитарных и естественных наук выявил противоречие: гуманитарные науки связаны с познанием человеческих отношений к миру, к себе, к другим людям, в основе же естественных наук лежат наблюдение, измерение, опыт. Это говорит о том, что приоритетной компетентностью в этой области является информационная компетентность. Существует необходимость определения предметных ключевых компетентностей для каждого предмета или предметной области в целом, потому что существует своя специфика у каждого из предметов учебной области, которая отражена в задачах конкретного предмета, которые и необходимо учитывать при определении ключевых компетентностей. Что касается преподавания физики, то выделю четыре основных предметных ключевых компетентности: 1. освоение методов научного познания; 2. овладение определенной системой физических законов и понятий; 3. умение воспринимать, перерабатывать и представлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической); 4. овладение понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека. В условиях профильного обучения необходимо не только пересмотреть задачи обучения физике, но и перечень предметных ключевых компетентностей согласно профилю класса. Начать этот процесс нужно, конечно, с отбора содержания, и, безусловно, создания особой образовательной среды кабинета физики. Развитие творческих способностей учащихся является одной из центральных целей образовательного процесса в гуманитарных классах. Изучение физики в гуманитарной гимназии не только формирует естественнонаучное мировоззрение, расширяет кругозор, но и развивает творческие способности учащихся. Таким образом, обнаруживается возможность приоритета развития личностной и коммуникативной компетентностей. Физика, как наука о природе, связана со многими областями знаний, и процесс творческого поиска может занимать при изучении физических законов центральное место. Таким образом, именно при изучении физики учащиеся могут получать навыки творческого самовыражения посредством решения творческих заданий, постановка которых должна иметь системный характер. Исследования ученых показывают, что творческие искания протекают в форме образов, а умение мыслить образно можно развивать в процессе обучения физике. При использовании методов эмпатии, свободных ассоциаций, ролевых игр, воображение и фантазия учащихся обогащаются и совершенствуются. Для осуществления этого процесса необходимы новые комплекты заданий, дидактический и наглядный материал должны быть модернизированы. На основе сказанного, предполагаю, что построение курса физики в опоре на культурологический стержень является главным условием реализации идей гуманитарного образовательного профиля. Основным средством может стать использование технологии конструирования культуротворческих ситуаций (КТС). В силу сказанного ясно, что содержание образовательной среды кабинета физики должно опираться на образы, знаки, модели, идеальные конструкции, а также культурологические ориентиры.
Цель работы по учебно-методическому обеспечению образовательной среды кабинета физики – создание инновационной системы методического сопровождения процесса обучения физике, посредством которой реализуется развитие компетентностей обучающихся на основе принципов практико-ориентированного подхода в рамках личностно-ориентированного обучения. Методическая среда кабинета физики в современной гуманитарной гимназии должна соответствовать следующей модели (см. рисунок в файле Описание опыта): 1. ТСО, печатные пособия, приборы и принадлежности, лабораторное оборудование, соответствующие требованиям к оснащению учебного процесса – это необходимый минимум, предусмотренный нормативными документами Министерства образования РФ 2. Видеотека и медиатека призваны дать учащимся наглядное представление об изучаемых явлениях и процессах, т.е. являются средствами моделирования, а также могут содержать информацию об использовании физических законов, сведения об ученых-физиках и их открытиях, интерактивные упражнения и задания и т.д. 3. Материалы сетевых проектов и конкурсов позволяют проводить с обучающимися сетевые проекты, конкурсы, олимпиады, долгосрочные конкурсы (см. файлы Физик@ в терминах, Олимпиада по физике, Сетевые проекты) 4. Учебно-методические материалы (УММ) – современная форма обобщения материалов педагогических исследований, создания и апробации инновационных методик и технологий, представляющий цельный пакет, содержащий психолого-педагогический анализ, обобщение теоретических основ, описание инновационного опыта, новейший дидактический, раздаточный материал, творческие работы обучающихся, методики оценки результативности и данные мониторинга ОП по предмету. (см. файлы Использование технологии конструирования КТС на уроках физики, Приложения 1-6) 5. Техноло-гические карты тематического планирования – по всем параллелям и темам по использованию различных педагогических технологий способствуют целостному видению педагогом всех целей ОП, и необходимы для реализации дидактических принципов сознательности, последовательности и систематичности. (см. одноименные файлы)6. Дидактические раздаточные материалы, тесты, задачи – неотъемлемая деталь процесса обучения, необходимая при реализации принципов личностно-ориентированного обучения. (См. файл Синхронические таблицы, Использование синхронических таблиц) Перечисленные в п. 1-6 формы учебно-методического обеспечения не подразумевают участия в их создании обучающихся. Перечисленные в следующих пунктах формы подразумевают непосредственное участие обучающихся в их создании, что необходимо при реализации принципов практико-ориентированного обучения в рамках компетентностного подхода. 7. Копилка творческих работ обучающихся систематически создается учителем и учениками, подразумевает использование разнообразных форм работы с объектами коллекции: рецензирование работ одноклассников, их оценка, создание индивидуального и коллективного творческого продукта (презентации, фильмы, эссе, и т.п.) по изученной теме, по новой теме, по интересным прикладным вопросам и т.д. Создание копилки творческих работ полностью соответствует задаче развития ключевых компетентностей обучающихся. (См. Файлы Приложение 3Творческие работы учащихся, презентация Творческие работы) 8. Самодельные приборы и игрушки – неотъемлемая часть демонстрационного оборудования, особенно если оно формируется по принципу о минимуме оборудования. В этом случае подручные предметы, с помощью которых выполнены руками детей макеты, приборы, игрушки и т.д. наиболее эффективным образом раскрывают прикладной характер науки, реализуя практико-ориентированный подход на уроках, где используются эти формы учебно-методического обеспечения. 9. Библиотека кабинета, его оформление, стенды и т.д., пополняемые и проектируемые учениками способствуют как поддержанию интереса обучающихся к изучению физики, так и делают образовательную среду кабинета привлекательной, комфортной для обучающихся, что способствует снижению школьной тревожности. Непосредственное участие школьников в оформлении среды кабинета способствует положительному эмоциональному восприятию уроков физики, осознанию учеником своей значимости, воспитанию эстетического вкуса, осознанию необходимости соблюдения санитарных норм и требований техники безопасности, что способствует становлению витагенного опыта и развитию социальной компетентности в том числе. (См. файлы Презентация,писание опыта)
Автор: Луканева Ольга Прокопьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Каратузская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Е. Ф. Трофимова». Предмет: литература. Данная работа представляет собой сценарий литературного вечера, посвященного теме природы в творчестве В. П. Астафьева. Экологические вопросы являются важными в литературе. Взаимоотношениям природы и человека посвящено множество стихов, рассказов, повестей и романов. Писатели и поэты, обладая отзывчивой душой и наблюдательным взглядом, не могут не заметить и остаться равнодушными к тому злу, которое все чаще причиняет человек окружающей его природе. Особенно остро конфликт между природой и человеком-потребителем раскрывается в произведениях современных писателей. И все чаще они рассматривают этот конфликт с философской точки зрения — как противостояние беззащитной красоты и наступательного, вселенского зла. Говоря об отношении человека к природе, большинство авторов идут дальше, глубже, перенося эти отношения в социальную сферу, делая их мерилом человеческих чувств, личности и общества в целом. Именно такой философский подход использует в своем творчестве известный русский писатель Виктор Петрович Астафьев — признанный мастер, знающий и чувствующий природу, требующий бережного к ней отношения. Тема природы и человека в той или иной мере звучит во всех его произведениях. С помощью ее Астафьев стремится решать глобальные проблемы времени, искать пути совершенствования личности, пробуждать в человеке чувство сострадания. Цель мероприятия: проследить, как тема природы развивается с самых первых рассказов В. Астафьева для детей, где она в основном выражается в восторженном отношении к окружающему миру, в восхищении его красотой, и как эта тема углубляется автором и начинает звучать уже как тема экологическая; воспитать любовь к родной природе, желание беречь её.
Образно-смысловое обучение истории и обществознания является продуктом соединения нескольких педагогических технологий. Основой образно-смыслового обучения является теория современного гуманизма как соединения гуманности и диалогического взаимодействия с обучающимися. Образно-символическое мышление, в контексте развития ценностно-нравственной структуры личности, рассматривается как особый вид деятельности, обусловленный спецификой процессов абстрагирования, обобщения, с одной стороны, и связанный с развитием эмоциональной сферы с другой.