Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях. Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала. Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения. Познавательно-игровая деятельность на уроках: • Обеспечивает доступность изучения программного материала; • Активизирует мыслительную деятельность учащихся, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность младшего школьника; • Развивает наблюдательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, интеллект каждого ребенка; • Помогает серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого ученика. Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников. Предмет исследования – возможности использования дидактической игры на этапе освоения знаний как средство активации познавательной деятельности младшего школьника. Исходя из вышесказанного, целью исследования поставлено изучение влияния дидактической игры на эффективность обучения как средство активации познавательной деятельности учащихся начальных классов. Задачи исследования: 1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. 2) Определить виды дидактических игр, используемых в обучении младших школьников. 3) Определить значение использования дидактических игр в начальных классах для повышения интереса к обучению. В первой части работы рассматриваются теоретические основы учения об игре. Во второй части – использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Результаты исследования и основные выводы представлены в заключении.
С внедрением ФГОС НОО перед учителем начальных классов встала новая задача "Организация внеурочной деятельности". И мы с этой задачей справились. Хотелось поделиться опытом нашей начальной школы.
Активизация внимания к проблеме воспитания творческих, одаренных людей в настоящее время становится все более актуальной в современном обществе. Сегодня в современном мире одной из главных задач образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. А это в первую очередь формирование в каждом ребенке творческой личности, креативного образа мышления, формирование ключевых компетентностей школьников, в том числе социально – коммуникативных, как наиболее востребованных в жизни. Методическая ценность представленной программы заключается в том, что она является собственным методическим материалом. Целесообразность использования программы заключается в том, что она полностью соответствует учебному плану и направлена на комплексное развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста в совокупности с использованием методов проблемного обучения. Новизна образовательной программы заключается в том, что в ней представлена не просто учебная программа по изобразительному искусству в начальной школе, а творчески переработанная, на основе собственного педагогического опыта структура по моделированию, конструированию уроков, с использованием методов проблемного обучения, а также собственные разработанные методические приемы по работе над композицией сразу кистью, без применения карандаша, упражнения и технологии по развитию творческого потенциала детей. Целью программы является формирование человека нового мышления, обладающего визуальной культурой, навыками и умениями художественного творчества, умеющего ценить и охранять культуру прошлого и настоящего.
Предложена собственная модель электронного языкового портфеля обучающегося. Обозначены принципы комплектования портфеля, представлена его структура. Рассмотрены способы представления портфеля внешней аудитории. Описаны образовательные результаты внедрения в практику преподавания данной модели, даны критерии их оценки.