Краткая аннотация реферата. На Ваше рассмотрение представлена работа Муртазиной Зои Дмитриевны на тему «Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова». Среди важнейших личностных качеств человека, необходимых для осуществления жизнедеятельности в современных условиях, выделяются самостоятельность, профессиональная инициативность, творческая активность, направленная на улучшение жизни. По мнению Л.С.Выготского, именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее. Целенаправленное формирование творческой личности является одной из важнейших задач современной школы. Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из легких. Как показывают результаты многих психолого- педагогических исследований детского творчества, у детей уже в дошкольном возрасте проявляется потребность в самовыражении. Период начального обучения в школе также заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие творческого потенциала ребенка. В период начального обучения в школе система Л.В.Занкова заключает в себе огромные возможности для развития творческой личности младшего школьника. Выявление этих возможностей и является проблемой моего исследования. Целью исследования является определение возможностей и путей развития личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова. Задачи:1)выявить теоретические подходы к проблеме развития творческой личности школьника; 2)определить условия развития творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова; 3) эмпирически выявить уровень развития творческих способностей учащихся начальных классов. В основу моего исследования легли труды Выготского Л.С., Гилфорда Д.П., Давыдова В.В.,Занкова Л.В., Поляковой А.В., П.Торренса, П.Я.Гальперина и т.д. Ход исследования и его результаты сообщались и обсуждались на педагогическом совете, сделаны выступления на заседании ШМО, показаны открытые уроки русского языка на конкурсе «Мастер класс». В виду регламента времени разрешите перейти к характеристике содержания работы. Во введении обоснован категориальный аппарат. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, глоссария, словаря персоналия и приложения. В 1 главе раскрывается теория вопроса «Психолого-педагогические основы развития творческой личности». Мной рассмотрены такие понятия как: «личность», «творчество», «творческая личность», «творческие способности», «творческое поведение», «творческая деятельность», потому что исследовать проблему развития творческой личности невозможно без определения сущности этих понятий, т.к. такая личность включается в творческую деятельность, владеет и проявляет свои творческие способности. 2 глава исследования посвящена методической стороне проблемы. В ней раскрываются возможности и условия развития творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова. При обучении по системе Л.В.Занкова уровень творческих способностей младших школьников повышается благодаря: 1) целенаправленной работе по общему развитию учащихся (мышления, чувств, воли). 2) Проблемной организации учебной деятельности, которая имитирует условия творческого поиска. В 3 главе раскрываются экспериментальные основы развития творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова. Опытно-экспериментальная работа состояла из 3-х этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Был проведен констатирующий эксперимент, определены его цели и задачи и выявлен исходный уровень с помощью опросника Г.Девиса (пр. 2), субтестов Е.П.Туника (модификация Д.Гилфорда и Торренса) (пр. 3) и личных наблюдений за ребенком по шкале М.В.Межиевой (пр.9-10). На основе полученных результатов было разработано содержание формирующего эксперимента. Оно заключалось в создании условий для развития творческих способностей через проблемно-поисковую организацию учебной деятельности и в выполнении системы творческих заданий (пр. 5-6). В ходе эксперимента учащиеся выполняли разные виды творческих заданий, которые представлены в папке. В завершение был проведен контрольный эксперимент и сделан сравнительный анализ, который показал изменения в развитии творческих способностей, а также в личности младших школьников. Результаты учащихся оказались выше. В диаграммах представлены результаты 1-го и 2-го среза т.е. даны показатели испытаний, наглядны видны те изменения, которые произошли в уровне развития творческих способностей у учащихся. Один ученик улучшил показатели с низкого к среднему уровню, 5 учеников- со среднего к высшему. В результате высокий уровень показали 11 учеников (55 вместо 30), средний (15 вместо 35). Динамика изменения представлена в таблице 6. Как видим, произошел значительный рост. Это доказывает, что система обучения Л.В.Занкова имеет большие возможности для развития творческой личности. Возможности творческого развития школьников расширились за счет формирования высокой мотивации к исследовательской деятельности через включение в регулярную поисковую деятельность; развитие способности к рефлексии, самостоятельного критического мышления, развития эмоциональной сферы и творческого воображения. Система развивающего обучения Л.В.Занкова представляет собой продуктивный вариант его организации и несет в себе огромный потенциал для развития креативности младших школьников на уроках русского языка. В Программе «Русский язык» для четырехлетней начальной школы по системе Л.В.Занкова частично-поисковый и проблемный методы определяются как системообразующие. Проблемная организация учебной деятельности имитирует условия творческого поиска и формирует у учащихся креативные способности и творческое мышление. Цели исследования достигнуты, т.к. через анализ психолого-педагогической и методической литературы определены возможности и выявлены пути развития творческой личности школьников на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил подтвердить выдвинутую гипотезу. Благодаря целенаправленной работе по общему развитию учащихся, согласно концепции автора, и проблемной организации учебной деятельности, имитирующей условия творческого поиска в процессе обучения были достигнуты изменения в творческом развитии личности младших школьников: изменился уровень развития творческих способностей учащихся, были сформированы такие качества личности, как независимость в суждениях, любознательность, самостоятельность, активность и решительность. Чтобы добиться лучшего результата, необходимо больше времени для этой масштабной работы. Результаты исследования позволили выработать следующие рекомендации для учителей начальных классов: 1.Для педагога должны быть потенциально креативными все дети, ему важно заметить своебразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее. 2.Развитие творческих способностей учащихся в учебном процессе необходимо обеспечивать через целенаправленную организацию учебной деятельности продуктивного характера, умело, сочетая продуктивные и репродуктивные задания. 3.Педагогу необходимо владеть методикой развивающего обучения, которая открывает безграничные возможности для формирования активной, инициативной, самастоятельной личности, обладающей огромным творческим потенциалом (учебная деятельность дает возможность ребенку максимально проявлять инициативу, самодеятельность, открывать новое, удовлетворять любознательность). 4.Важно помнить, что в обучении по системе Л.В.Занкова знания не даются ребенку в готовом виде, он их добывает самостоятельно в организованном учителем коллективном поиске. В условиях школьного обучения проблемная организация учебной деятельности имитирует условия творческого поиска и формирует у учащихся креативные способности. 5.Возможности творческого развития школьников педагог может расширить за счет формирования высокой мотивации к исследовательской мыслительной деятельности через включение в регулярную поисковую деятельность, развитие способности к рефлексии, самостоятельного критического мышления, развития эмоциональной сферы и творческого воображения.
Презентации, а также остальные приложения здесь:http://files.mail.ru/2FH2GT
Образование приобрело исключительную ценность в обществе только потому, что оно соответствовало жизненным потребностям его носителя. Другими словами - оно создает определенное моральное и материальное удобство. С этой точки зрения мы не можем признать истинными все те виды образования, которые, не достигая этих целей, оказываются недостаточно пригодными или совсем непригодными для жизни. Во-первых, оно должно быть творчески усвоенным. Во-вторых, оно должно вылиться в стройное миросозерцание. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Таким образом, мышление играет огромную роль в познании. Оно расширяет границы познания, помогает выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся: • паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать; • доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; • сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; • стремление к максимально глубокому исследованию проблемы; • высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем; • проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций . Огромную роль в развитии творческого мышления играют уроки познания мира. Природа окружает ребенка с первого мгновения появления на свет. Своими красками, загадками, тайнами она притягивает ребёнка, малыш получает массу впечатлений, что вызывает у него радостные эмоции, и с большим интересом ребенок начинает участвовать в самой разнообразной исследовательской деятельности. Необходимо активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер. Предлагаю следующие способы развития творческого мышления: 1. дидактическая игра 2. исследовательская работа 3. творческие задачи, упражнения 4. проблемные ситуации 5. коллективная работа учащихся 1. Дидактическая игра. При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие. Дидактическая цель – это требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве. Предлагаются описание игр: «Кто это?», «Дерево, кустарник, трава?», «Дерево, лист, плод», «Древо мудрости», «Ищем клад» и другие. 2. Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта. Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом: 1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования. 2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти. 3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования. 4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи. 5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования. 6. Определение последовательности проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания. 8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать материал, используя известные логические правила и приемы. 9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования. 10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. 11. Обсуждение итогов завершенной работы. Ученики подготовили научные проекты: «Организация освещения комнаты школьника», ученик 4 класса Нургазин Бауыржан; «Что я знаю о косичках?», ученица 2 класса Суханова Ангелина; «Служебные породы собак», ученица 2 класса Перцева Злата. Проекты прилагаются. 3. Творческие задания и упражнения. Каждый учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что дети этого возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Творческие задания выполнялись в следующих направлениях: Создание нового: «Составь загадку», «Придумай цвет» и др. Преобразование объектов: «Придумай этикетку для бутылочки с ядом». Использование в новом качестве: «длинные железные гвозди – изготовить крючки, зубья для грабель, подстилка для йога» и др. 4. Проблемные ситуации. Сущность метода создания проблемных ситуаций состоит в том, что знания не предлагаются в готовом виде. Дети приобретают эти знания в процессе обсуждения противоречий, заложенных в ситуации. 1. Группы получают одно и то же задание. Результат работы группы может быть просто сдан на проверку учителю. Другой вариант: «спикер» одной из групп сообщает результаты работы, а остальные учащиеся его дополняют или опровергают. 2. Группы получают разные задания. Тогда или «спикеры» групп отчитываются перед классом, или, поочередно меняясь, каждый «спикер» по кругу обходит каждую группу и работает с ней. 3. Группы получают разные, но дополняющие друг друга задания. Психологический эффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу. Для выработки умения обобщать, а также с целью тренировки учащихся в действиях определенной глубины, широты и самостоятельности целесообразно использовать на уроках природоведения соответствующие вопросы, познавательные задачи, составленные в четырех вариантах различных уровней трудности. 5. Коллективная работа учащихся. Занятия по развитию творческого мышления можно проводить не только индивидуально, но и давая задания на подгруппы, в форме КВН, «мозгового штурма», что вызывает повышенный интерес у учащихся, требует умения договариваться друг с другом, принимать множество решений. В качестве примера предлагаются задания для КВН, которые можно преобразовывать. Цели и задачи: - стимулирование способности к размышлению; - развитие творческого мышления; - сплочение коллектива; Например: «Назови предметы». Подгруппам предлагаются карточки с написанными тремя качествами: 1) черный, легкий, блестящий, 2) низкий, тяжелый, темный. Например: 1). Черными, легкими, блестящими могут быть пакет, часы, телефон, волосы, книга. 2). Низким, тяжелым, темным может быть дом, туча, плита, стол, машина. Критерии творческого мышления: 1.Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. 2. К критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия). 3. Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинного творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции. 4. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем–то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. 5. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения. 6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации. Содержанием творческой деятельности служит учебный материал и повседневная жизнь ребенка, увиденная им в процессе учебы в ином свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: они без страха решают творческие задачи, оригинально подходят к своей домашней жизни, легко переносят знания из одной области в другую.
Данный материал содержит выступление из опыта работы по исследованию художественного произведения на занятии факультативного курса "Вокруг тебя - Мир..." Также представлены разработки некоторых занятий.