Презентации, а также остальные приложения здесь:http://files.mail.ru/2FH2GT
Образование приобрело исключительную ценность в обществе только потому, что оно соответствовало жизненным потребностям его носителя. Другими словами - оно создает определенное моральное и материальное удобство. С этой точки зрения мы не можем признать истинными все те виды образования, которые, не достигая этих целей, оказываются недостаточно пригодными или совсем непригодными для жизни. Во-первых, оно должно быть творчески усвоенным. Во-вторых, оно должно вылиться в стройное миросозерцание. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. Таким образом, мышление играет огромную роль в познании. Оно расширяет границы познания, помогает выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся: • паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать; • доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; • сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; • стремление к максимально глубокому исследованию проблемы; • высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем; • проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций . Огромную роль в развитии творческого мышления играют уроки познания мира. Природа окружает ребенка с первого мгновения появления на свет. Своими красками, загадками, тайнами она притягивает ребёнка, малыш получает массу впечатлений, что вызывает у него радостные эмоции, и с большим интересом ребенок начинает участвовать в самой разнообразной исследовательской деятельности. Необходимо активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер. Предлагаю следующие способы развития творческого мышления: 1. дидактическая игра 2. исследовательская работа 3. творческие задачи, упражнения 4. проблемные ситуации 5. коллективная работа учащихся 1. Дидактическая игра. При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие. Дидактическая цель – это требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве. Предлагаются описание игр: «Кто это?», «Дерево, кустарник, трава?», «Дерево, лист, плод», «Древо мудрости», «Ищем клад» и другие. 2. Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта. Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом: 1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования. 2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти. 3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования. 4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи. 5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования. 6. Определение последовательности проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания. 8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать материал, используя известные логические правила и приемы. 9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования. 10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. 11. Обсуждение итогов завершенной работы. Ученики подготовили научные проекты: «Организация освещения комнаты школьника», ученик 4 класса Нургазин Бауыржан; «Что я знаю о косичках?», ученица 2 класса Суханова Ангелина; «Служебные породы собак», ученица 2 класса Перцева Злата. Проекты прилагаются. 3. Творческие задания и упражнения. Каждый учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что дети этого возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Творческие задания выполнялись в следующих направлениях: Создание нового: «Составь загадку», «Придумай цвет» и др. Преобразование объектов: «Придумай этикетку для бутылочки с ядом». Использование в новом качестве: «длинные железные гвозди – изготовить крючки, зубья для грабель, подстилка для йога» и др. 4. Проблемные ситуации. Сущность метода создания проблемных ситуаций состоит в том, что знания не предлагаются в готовом виде. Дети приобретают эти знания в процессе обсуждения противоречий, заложенных в ситуации. 1. Группы получают одно и то же задание. Результат работы группы может быть просто сдан на проверку учителю. Другой вариант: «спикер» одной из групп сообщает результаты работы, а остальные учащиеся его дополняют или опровергают. 2. Группы получают разные задания. Тогда или «спикеры» групп отчитываются перед классом, или, поочередно меняясь, каждый «спикер» по кругу обходит каждую группу и работает с ней. 3. Группы получают разные, но дополняющие друг друга задания. Психологический эффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу. Для выработки умения обобщать, а также с целью тренировки учащихся в действиях определенной глубины, широты и самостоятельности целесообразно использовать на уроках природоведения соответствующие вопросы, познавательные задачи, составленные в четырех вариантах различных уровней трудности. 5. Коллективная работа учащихся. Занятия по развитию творческого мышления можно проводить не только индивидуально, но и давая задания на подгруппы, в форме КВН, «мозгового штурма», что вызывает повышенный интерес у учащихся, требует умения договариваться друг с другом, принимать множество решений. В качестве примера предлагаются задания для КВН, которые можно преобразовывать. Цели и задачи: - стимулирование способности к размышлению; - развитие творческого мышления; - сплочение коллектива; Например: «Назови предметы». Подгруппам предлагаются карточки с написанными тремя качествами: 1) черный, легкий, блестящий, 2) низкий, тяжелый, темный. Например: 1). Черными, легкими, блестящими могут быть пакет, часы, телефон, волосы, книга. 2). Низким, тяжелым, темным может быть дом, туча, плита, стол, машина. Критерии творческого мышления: 1.Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. 2. К критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия). 3. Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. В случае подлинного творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции. 4. Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем–то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. 5. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения. 6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации. Содержанием творческой деятельности служит учебный материал и повседневная жизнь ребенка, увиденная им в процессе учебы в ином свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: они без страха решают творческие задачи, оригинально подходят к своей домашней жизни, легко переносят знания из одной области в другую.
В статье рассказывается об особенностях восприятия неслышащими школьниками лирических произведений.