Урок по русскому языку на тему "Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?", 2 класс

Урок во 2 классе по русскому языку. Программа "Школа 2100". Тема "Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?". Урок составлен с учетом ФГОСа.

Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Урок чтения в 3 классе. Тема. Война и дети. Л. Кассиль «Рассказ об отсутствующем». Задачи урока: 1. Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне. 2. Содействовать воспитанию в детях чувства патриотизма. 3. Обучать нахождению доказательств своей мысли. Оборудование у рока: 1. Выставка книг по теме урока 2. Репродукция картины Смуркович «За боевые заслуга». 3. Портрет Л. А Кассиля. 4. Кассета с записью текста 5. Карточки с трудными словами текста 1. Организационный момент, На доске эпиграф к уроку. Юные безусые герои. Юными остались вы навек. Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая век, Боль и гнев сейчас тому причиной, Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм. - Ребята, как вы понимаете эти слова? (ответы детей) 2. Материал урока. Вступительное слово учителя В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, колхозных полях, выступали перед ранеными воинами в госпиталях, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, помогали в партизанской борьбе. Вы уже читали книга о детях, которые не являлись солдатами нашей армии, не помогали ей как могли. Стихотворение читает Трифонов Владислав. Тогда нам было десять лет. Мы помним ночь войны Ни огонька в окошках нет . Они затемнены Кто прожил только десять лет. Запомнит навсегда, Как; потупит дрожащий свет. Ходили поезда Вот так выглядели эта ребята - герои Великой Отечественной войны Рассматривание репродукции картины Смуркович «За боевые заслуги>к иллюстраций в книгах по теме урока, обсуждение. Перед чтением текста хочется рассказать вам ещё об одном мальчике Тихоне Баране из деревни Байки Пружанского района Брестской области. Фашисты знали, что он является партизанским связным, и пытались заставить его указать место нахождения отряда Мальчик завёл карателей в непроходимые болота Поняв, что они обречены на гибель, фашисты застрелили мальчика Единственным оставшимся в живых свидетелем подвига Тихона Барана был немецкий солдат. Потрясенный мужеством двенадцатилетнего пионера, он записал в дневнике: «Мы никогда не победим русских; потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». Об одном из таких ребят мы узнаем сегодня на уроке, прочитав рассказ Льва Кассиля «Рассказ об отсутствующем». Подготовленный ученик рассказывает о Льве Кассиле, Кассиль Лев Абрамович родился в 1905 году в семье врача и преподавательницы музыки. В детстве проявлял разностороннюю одарённость, имел склонность к рисованию, музыке, литературному сочинительству. В школьные годы Кассиль организовал в библиотеке - читальне кружок, создал рукописный журнал, редактором, художником и автором которого был он сам. В 1925 году Кассиль опубликовал свой первый рассказ. Лев Абрамович был главным редактором «Мурзилки», членом редколлегии журнала «Детская литература». Во время войны был военным корреспондентом, объездил вою страну, встречался с разными людьми. Кассиль любил встречаться с детьми, общаться с ними. По его инициативе возник в стране ежегодный праздник «Книжкины именины», который и по сей день проводится в дни весенних школьных каникул. Широкую известность в военные годы получили его книги «Улица младшего сына», «Ранний восход», «Дорогие мои мальчишки». Девизом этих произведений стали слова «Отвага. Верность. 'Груд. Победа». Чтение текста со звуковым ориентиром. Параллельно ведётся словарная работа. Трудные слова записаны на карточках для каждого обучающегося. Адъютант командующего Отсёк от своих Гаубицы Окольный путь Кореши Работа по содержанию текста. - Что пережили вы, читая рассказ? - Каким вы увидели этого мальчика? - В какой ситуации оказались солдаты? - Почему Николай Задохтин вызвался идти в разведку? Как вы оцениваете его поступок? - Прочитайте эпизод, как Николай прощался с командиром? Как вы думаете, почему командир сказал «Дело, сам понимаешь, смертное»? - Найдите в рассказе доказательства тому, что мальчик был наблюдательным"? - В чём заключается подвиг этого мальчика? - Как вы оцениваете поступок мальчика? - Какой вывод можно сделать по прочитанному рассказу? - Что можно сказать об участии детей в Великой отечественной войне по прочитанным ранее произведениям? 3. Итог урока. В дни Великой Отечественной войны советские .люди все как один, от мала до велика, поднялись на борьбу с захватчиками Ради свободы Родины идёт на подвиг и Тихон Баран, и Таня Савичева и Аня, и Алёша, и Сашко, и Николай Задохтин, и безымённый мальчонка Действительно, и стар, и млад ковали победу над врагом. Хочу напомнить слова немецкого солдата «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». Жизнь! Мы славим величье её. Жить! - вот благо и счастье людское! За него, за счастье твоё и моё Свои жизни отдали герои... А наш вклад в сохранение мира - это учёба в школе, помощь близким, память о тех, кто завоевал нам этот мир и завещал беречь. 4. Домашнее задание. Дома вы прочитаете два рассказа А Платонова о жизни детей в годы войны Визнюк Александр получает индивидуальное задание - подготовить биографию А. Платонова Карточка для словарной работы Адъютант командующего - офицер, состоящий при начальнике для различных поручений Отсёк от своих - отрезал от основной части войска Гаубицы - артиллерийское орудие для навесной стрельбы по укрытым целям. Калибр от 100 мм и выше, длина ствола 15-30 калибров, дальность стрельбы около 18 км Окольный путь -запасной путь Кореши - друзья – товарищи
Преподавание математики в начальных классах вальдорфской школы В вальдорфской школе преподавание математики принято делить на три ступени. На первой ступени, охватывающей пять начальных классов, арифметика вырастает из области деятельности, очень тесно связанной с жизненными функциями ребёнка, а затем постепенно пополняется и расширяется изнутри наружу. На второй ступени, в классах с 6-го по 8-ой, в свои права вступает, прежде всего, практический аспект. Решение практических задач преподносится в виде жизненной науки, открывающей ученикам доступ к различным вещам. При этом стремятся, с одной стороны, к близости к жизни и актуальности, и, с другой стороны, - к показу основополагающих взаимосвязей. Переход к третьей ступени, начиная с 9-го класса, характеризуется привнесением рационалистической точки зрения. Для учителей, работающих на основе антропософской педагогики, математика оказывается часто наиболее трудным предметом. Для одних препятствием оказываются привычки, заложенные в собственные школьные годы, для других не складываются в цельную картину многочисленные указания Р. Штайнера. Существующее многообразие подходов к преподаванию математики согласуется с общей философско-методологической базой воспитания и обучения в вальдорфской школе. Сравнительный анализ учебного плана по математике традиционной и вальдорфской школы показывает, что в последней продвигаются значительно быстрее. К примеру, уже в первом классе вводятся четыре основные арифметические операции, причем одновременно. Программы традиционной школы общедоступны, учебный план по математике для первых - пятых классов вальдорфской школы будет приведен ниже. Поэтому учитель может сам убедиться в вышесказанном. Более важным является то, что подходы к преподаванию математики в традиционной и вальдорфской школах совершенно разные по сути. Основное отличие заключается в том, что традиционная школа даёт некий объём знаний, умений, навыков, поэтапно переходя от простого к сложному, зачастую "впихивая" в ученика учебный материал так, что учащийся не может соединиться со знаниями и становится сам учебным материалом. Учителя вальдорфской школы точно представляют себе, как преподносить знания семи-девяти-двенадцатилетнему ребёнку, чтобы они давали перспективу как на дальнейшее обучение, так и на будущую жизнь. Целью и исходным пунктом всего процесса обучения является, прежде всего, ученик, а не учебный материал. Поэтому в центр каждого урока всегда ставится человек, и всё связывается с ним. Педагогика Р. Штайнера смотрит на ребёнка и видит, какие в нём живут способности и задатки, она помогает их здоровому и свободному развитию. Именно ребёнок (без слов, конечно) ставит учителю цель его деятельности. Вальдорфская педагогика вырабатывает у учащихся способности, и не только в области математики, но и в социальном плане. Современное человечество, в общем-то, справедливо, гордится своим критическим мышлением. Оно является важной и ценной способностью человека, так как связано с неустанным поиском, "докапыванием" до истины. Человек, обладающий критическим мышлением, замечает все слабости и изъяны в людях, науке, искусстве, во всём окружающем мире. Но критическое мышление излишне придирчиво, а это ведёт зачастую к его узости и неконструктивности. Поэтому одну из главных своих задач вальдорфская педагогика видит в формировании у детей живого, созерцающего мышления, которое ищет гармонию в окружающем мире, воспринимает все явления и факты позитивно, правдиво, чутко, пластично, подвижно. Оно лишено избирательности фанатизма, назойливости, излишней фантазии. Принципы формирования живого, созерцающего мышления, которое включает в себя как составную часть и критическое мышление, заложены в обучении математике с 1 по 12 класс. Математика в вальдорфской школе является одним из основных предметов, которые преподаются эпохами. Эпоха составляет 2-3 недели обучения, затем наступает перерыв 2-3 месяца, в течение которого дети изучают другие предметы. Такой подход к учебному процессу позволяет: 1. Организовать ритмическое обучение. Каждая эпоха является как бы вдохом, а перерыв — выдохом, 2. Максимально сконцентрироваться, сосредоточиться на изучаемом материале. 3. Быстро продвигаться в пределах эпохи. Дети в промежуток между двумя эпохами, естественно, всё или многое забывают. Но вальдорфская педагогика считает, что забывать не означает терять. Забывать - это значит перерабатывать и развивать дальше полученные знания в рамках душевного, подсознательно, пока ребёнок занят чем-то другим и, к примеру, не считает. Зато когда наступает эпоха счёта, то дети радуются: снова счёт! Они встречают его, как старого знакомого. Через 2-3 дня учащиеся снова погружаются в счёт, и видно, что они ничего не забыли. Знания сами как бы "всплывают". Они будто бы отдыхали, спали, а теперь проснулись отдохнувшими и посвежевшими. Дети, которые имели проблемы со счётом в первую эпоху, в последующую - прекрасно с ними справляются. И это получается вроде бы "само по себе". Но, чтобы это произошло, учебный материал нужно давать "живым". Ведь мёртвое знание не может "взойти", оно может только потеряться. Уроки математики в вальдорфской школе (как впрочем, и все другие) являются ареной воспитания. Логически и арифметика и принципы морали кажутся очень далёкими друг от друга. Тем не менее, ребёнок, обученный арифметике правильными методами, позднее в жизни будет всегда иметь чувство моральной ответственности. Для человеческого сознания переход от 1 к 2, к 3 и т. д. представляется совершенно произвольным. Р. Штайнер в Оксфордском курсе лекций говорил: "Несвойственно прикладывать один боб к другому и давать образующейся кучке бобов каждый раз новое название... Существует другой способ счета, который возник исторически. Люди всегда знали: всё, что мы видим в жизни, всегда составляет нечто целое, мы воспринимаем его как целое. Самые различные вещи могут составлять единство. Это целое и есть точка отсчёта. Числа и операции над ними в вальдорфской школе выводятся из некого единства. Каждое число воспринимается как органическое продолжение единства. Ребёнок привыкает к целостному восприятию вещей и сохраняет эту способность в жизни. Этот навык целостного восприятия оказывает удивительно глубокое влияние на душу и дух учеников. Привычка механически складывать отдельные единицы питает внутреннюю склонность души к жадности и зависти. Идя от целого к частям, мы ослабляем склонность к стяжательству и укрепляем то, что в благородном, платоновском смысле, можно назвать умеренностью, воздержанностью. Притяжение и отталкивание, симпатии и антипатии в области морали интимно связаны с характером первоначального соприкосновения ребёнка с миром чисел. Хотя, на первый взгляд, и нет связи между тем, как мы обращаемся с числами, и моральными импульсами, но то, что происходит в душе ребёнка, когда он этому учится, окажет огромное влияние на его восприятие великих моральных деяний, на весь его душевный мир, мир симпатий и антипатий, отношение к добру и злу". Если мы у ребёнка сформируем понятие числа, например, 3, как 1 + 1 + 1, то тем самым создадим в детском мышлении стремление к неподвижности. Совсем другое дело, если начать с трех и разделить его на части. Первый подход неизбежно ведёт к идее атомистического строения Вселенной. Второй - понятие целого до изучения его частей - это путь живого воображения, ведущий к пониманию того, что только целое даёт источник существования частей. Подтверждением этого может быть такая аналогия. Как бы не был "умудрен" жук, ползающий по стене кирпичного здания, и каким бы образом он не получал сведения о каждом кирпичике, который он "исследовал", того понятия "дом" которое есть у архитектора здания, он не получит. Поскольку обращение с числом связано с определенной сухостью, то нужно чтобы интеллект не стремился лишь присваивать, захватывать, завоёвывать. Этому должны противостоять сердце и воля. Эгоизм сам собой проникает в расчёты, изменения, сравнения, Исподволь, подбирая соответствующие примеры, вальдорфский учитель вводит в обучение важные моральные принципы. Он никогда не спросит: "Сколько у тебя будет конфет, если ты получишь от Петра - две, от Кати - три?" Учитель сформулирует иначе: "Если ты дашь Петру две конфеты, а Кате - три, то сколько конфет ты подаришь?" В вальдорфской школе нет ничего случайного, ничего не делается просто так, за всем стоит глубинный смысл. Содержание задач, которые дети решают на уроках, подаётся в виде математических историй, весьма поучительных. Эти мини-сюжеты всегда учитывают дифференцированный подход к детям с различными темпераментами. Свойственный педагогике Штайнера гомеопатический уход за темпераментами предполагает арифметику для всех типов темперамента, при этом противоположности темпераментов играют на уроках весьма существенную роль. Уроки математики тесно связаны с рисованием форм. В первом классе рисование форм предшествует письму, до третьего класса оно преподаётся отдельными эпохами, а в четвёртом классе - в рамках других эпох. Впоследствии, в старших классах рисование форм переходит в геометрию. Вальдорфская педагогика придаёт большое значение гармоническому сочетанию противоположностей. Метод полярностей широко используется на уроках математики. Предпринятый флегматиком анализ подхватывается противоположным холерическим темпераментом и синтетически возвращается к целостности. При введении арифметических операций от сложения переходят к вычитанию, от умножения - к делению. После рисования прямых форм всегда рисуют округлые. При ритмических упражнениях всегда сочетают работу тела с внутренней работой, направленной на формирование представлений.
Уроки окружающего мира представлены в технологии РКМ. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, стимулирует самостоятельную поисковую творческую деятельность учащихся. Роль учителя на данных уроках – координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическое организация материала. Рисунки, схемы отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мысли. Методические приемы ТРКМЧП ориентируются на создание условий для свободного развития личности. Более глубокому восприятию учебного материала способствует применение ИКТ.
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее