Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками.
В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат. На протяжении пяти лет мы пытаемся разнообразить изобразительную деятельность детей, нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ. В своей практике мы наблюдаем картину, которая не отражает эстетического начала художественного труда. Из тесного ранца ребенок достает помятый с загнутыми уголками альбом. У детей пропадает желание выполнять работу на мятом листе. В конечном итоге деятельность учащихся приобретает насильственный характер, творческая работа теряет эстетичный вид и пропадает желание довести ее до завершения. В ряде уроков, мы заменили альбомный лист потолочной плиткой.
Привлекательный внешний вид и жесткая основа плитки позволяют организовать ребенка на выполнение творческой работы на более качественный уровень, повысить практическую значимость детского труда. Школьники работают с большим интересом и желанием. Художественное преображение потолочной плитки позволяет в дальнейшем использовать выполненную работу в качестве подарка, который способен украсить интерьер. В итоге урок завершается серьезной интересной выставкой, а продукт труда детей приобретает законченный вид, не требующий дополнительного оформления и является предметом их гордости.
В формате выше изложенного, вниманию коллег представляем следующие материалы:
1. Учебно-исследовательская работа «Художественное преображение потолочной плитки». 2007г. Автор – ученица 6 класса Теплякова Дарья под руководством учителя изобразительного искусства и черчения Долгобородовой Веры Николаевны (статья и презентация)
2. Конспект урока: Монохромная композиция «Букет». Художественная техника «Набрызг»
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Как показывает практика, дети с большим интересом работают в мастерской по изготовлению всевозможных поделок, имеющих практическое применение. Когда же возникает необходимость художественного оформления изделия, то ребята очень часто заходят в тупик и не знают, как завершить начатую работу. Одним из самых доступных методов художественного оформления изделия из древесины является метод (назовём его так) напыления опилками. Этот метод несложен, доступен практически каждому ребёнку.
Художественная обработка бересты является неотъемлемой частью традиционной культуры русского народа. Береста обладает рядом свойств, позволяющих найти этому материалу широкое применение. Это пластичность, легкость, доступность и простота обработки. Работа с берестой очень увлекательный дополнительный раздел в моей программе обучения технологии. Кроме этого такой род деятельности можно использовать как элективный курс или кружок. В основном мы занимаемся изготовлением поделок из бересты и созданием картин на бересте. В предлагаемом методическом пособии даются авторские рекомендации по созданию картин. Обычно мастера-художники используют лицевую сторону бересты.
Новизна моей технологии в том, что картины оформляются на обратной стороне. Это имеет ряд преимуществ. Картина на лицевой стороне позволяет в основном изображать зимний пейзаж, так как природный цвет бересты – белый. При использовании обратной стороны расширяется тематика картин: разные времена года, исторические сюжеты, сказочные персонажи и многое другое. В данном пособии излагаются теоретические знания и даются практические советы педагогам, как научить детей этому виду деятельности. Пособие раскрывает различные приемы оформления картин на бересте: аппликация, использование пороков бересты, выжигание, напыление на бересте, использование цветовой гаммы, рисование красками. Аппликация – один из древнейших способов украшения изделий из бересты, который помогает использовать неограниченное количество вариантов работы. Остальные приемы появились намного позже. Результатом постоянных творческих поисков явилось рождение нового, ранее не встречавшегося художественного приема - комбинированный метод создания картин, когда сюжет картины одновременно оформляется при помощи аппликации, выжигания, рисования красками и напыления. Этот метод я разработал сам и считаю его наиболее приемлемым.
В пособие также включены основные правила, которыми должны овладеть обучающиеся при составлении картины. Пособие включает в себя и последовательность этапов исполнения работы. Уделяется внимание технике безопасности как необходимому условию при работе с берестой.
Данная программа проработана мною и опробована на занятиях кружка «Русский умелец», на уроках технологии и дает положительный результат в обучении творческого подхода к данному виду деятельности. Издание рассчитано на широкий круг читателей различного возраста, любителей художественного творчества. Однако предлагаемое пособие не ориентирует на с