Данный урок литературы задуман как занятие по «сквозной» теме для обучающихся 8 класса и представляет собой обобщающий урок по изучению художественных текстов, рассчитанный на самостоятельную подготовку обучающихся. Тема занятия «Образ учителя в русской литературе» раскрывается на материале произведений В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет», В.Г.Распутина «Уроки французского», Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». На уроке используются современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, проблемное и личностно – ориентированное обучение, Они позволяют оптимизировать учебный процесс, делают его более рациональным и эффективным, повышают мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, а также способствуют развитию навыков исследовательской и творческой работы. Целесообразность отбора материала для урока по теме «Образ учителя в русской литературе» состоит в том, что он формирует и развивает литературно-художественные умения обучающихся как основу повышения эстетического постижения произведения, помогает накапливать опыт творческой деятельности, вызвать уважение к труду педагога. Актуальность темы заключается в том, что при всей своей «изученности» литература «…живёт разной рецепционной жизнью в разные времена. Интерпретация обеспечивает постоянное воздействие произведения согласно его абсолютной художественной ценности независимо от изменчивости всей исторической ситуации…». Открывая для себя образ учителя в произведениях как одного, так и разных авторов, обучающиеся, прежде всего, учатся интерпретированию прочтения, а это, в свою очередь, воспитывает у них художественный вкус, способность к сопереживанию, тонкому чувствованию. Предлагаемый Вашему вниманию конспект урока литературы для 8 класса по теме «Образ учителя в русской литературе», где рассматривается произведение В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет», опирается на изученные в 6 классе рассказы В.Г.Распутина «Уроки французского» и Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», проводится пропедевтическая работа: а) на изучение в 8 классе повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевертыши», б) на курс 10 класса, где обучающимся ещё предстоит изучать произведения А.П.Чехова «Человек в футляре», А.Платонова «Песчаная учительница», В.В.Быкова «Обелиск». В начале урока звучит музыка как эмоциональный эпиграф. Анализ эпизодов произведений помогает более глубоко раскрыть характеры героинь, подчеркнуть объединяющие их качества. Урок по данной теме дает обучающимся представление об образе учителя и его влиянии на личность человека. Работа с иллюстрациями не имеет обязательного значения и предлагается тем обучающимся, которые не показали глубины в постижении темы. Описание или защита иллюстрации даёт возможность повторить выводы, прозвучавшие в речи учителя и других учеников. Домашнее задание является продолжением урока. Оно рассчитано на самостоятельную творческую работу. Урок сопровождается компьютерной презентацией.
menschikova-ni-urok-literaturyi-v-8-klasse.zip
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Данные методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками при изучении романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (9 – 10 класс). Ни для кого не секрет, что в подлунном мире нет ничего нового. Драмы, которые мы воспринимаем как очень личные и уникальные, заставляют страдать людей уже сотни лет. Но человеческие судьбы так же неповторимы, как и душевные переживания каждого из нас. И поэзия, осуществляющая «сцепление времен», не только показывает, что трагедии всех времен и народов одинаковы, но и передает сугубо личное ощущение поэта, в первую очередь это касается, конечно же, «неразгаданной области» любовных переживаний. Какова роль любимой женщины в понимании Поэтом Бытия? Универсальность, всеобъемлемость Пушкина наполняет одно из его лучших «стихотворений» - роман «Евгений Онегин» - солнечным светом. Не случайно духовное возрождение Онегина напрямую связано со встречей с Татьяной, и в этом нет ничего удивительного: Татьяна духовно воздействует на людей, заставляя их стать лучше, чем они есть! «Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы» (Достоевский). Но, называя роман именем Онегина, Пушкин не умалял этим образа Татьяны. Герой и героиня – Онегин и Татьяна – очень много значат в жизни друг друга. Моя работа – попытка по-новому взглянуть на героев романа Пушкина, их взаимоотношения, взаимообогащение, возрождение.
Вашему вниманию предоставляются методические разработки трех уроков по теме: "Проблема взаимоотношений поколений в произведениях современной зарубежной литературы (Э. Хемингуэй, Д. Олдридж, Ж. Амаду). Актуальность данного исследования обусловлена, в первую очередь, несистематизированным анализом образов главных героев, представляющих иерархию отношений младшего и старшего поколений, недостаточной разработанностью данной проблематики, что дает возможность учащимся на наглядном примере продемонстрировать систему отношений "отцов" и "детей" в современном мировом пространстве. Объектом нашего исследования являются межличностные отношения между поколениями в произведениях писателей XX века Э. Хемингуэя, Д. Олдриджа и Ж. Амаду. Предмет исследования – сравнительный и проблемный анализ, в результате которого выявляются общие и отличные черты в освещении данной проблематики произведений. Цель нашей работы состоит в том, чтобы выявить в художественных текстах и научно обосновать в рамках исследовательской работы проблему преемственности поколений в контексте повести–притчи Э. Хемингуэя «Старик и море», Д. Олдриджа «Последний дюйм» и Ж. Амаду «Капитаны песка». Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. систематизировать и проанализировать согласно проблеме исследования источники по зарубежной литературе и русской литературе XX века,психологии,философии; 2. рассмотреть творческий путь и стилистические особенности произведений Э. Хемингуэя, Д. Олдриджа, Ж. Амаду; 3. проследить эволюцию межличностных отношений между младшим и старшим поколениями в различных аспектах их существования; 4. раскрыть в контексте произведений Э. Хемингуэя «Старик и море», Д. Олдриджа «Последний дюйм» и Ж. Амаду «Капитаны песка» особенности развития и становления каждого из поколений; 5. выявить общие и отличные черты в освещении проблемы взаимоотношений поколений в произведениях писателей. Данные разработки уроков содержат различные методические приемы, в число которых входит рассказ учителя, объяснение теоретических вопросов, выразительное чтение учителя и учащихся, чтение по ролям, аналитическая беседа, творческое задание. Обширная литературоведческая и методическая основа позволяет сделать уроки максимально познавательными и творческими.
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее