Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающего мира (по новелле Ф. Кафки « Превращение»)

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания. Твердо убеждена в том, что современная школа должна активно влиять на формирование мировоззрения учащихся, способствовать их духовному и нравственному становлению, вносить определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.), и воспитание такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. В сегодняшних условиях, когда жизнь навязывает людям стереотипы асоциального поведения, школьнику трудно определить свою личностную позицию, сделать правильный выбор. Поэтому в качестве основной задачи обучения и воспитания на уроках литературы надо рассматривать воспитание такой личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у учащихся надо воспитывать такие качества, как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Формирование нравственно-активной личности – главная задача обучения и воспитания старшеклассников на уроках литературы. Этому способствует богатейший материал классических произведений (русских и зарубежных). А материал новеллы австрийского писателя Франца Кафки заставляет задуматься над тем, к чему приводит нравственная деградация и бездуховность общества. Тема, поднятая автором 100 лет назад, к сожалению, остается актуальной. Работа над произведением требует осмысленного, вдумчивого чтения и комментирования, сопоставления авторской позиции с позицией читателя.
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Представлена cерия уроков «Изучение художественных направлений» в 10 классе. Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии всех связей между ним и типологической группой произведений, то есть в системе того или иного художественного направления. Категория «художественное направление» позволяет делать сравнительно-исторические обобщения в масштабах мирового культурного процесса и выявлять единую последовательность всех этапов развития, что способствует более полному осмыслению идейно-художественных особенностей конкретных произведений. Вместе с тем, понятие «направление» - одно из наиболее сложных понятий литературоведения – усваивается учащимися средней школы постепенно и с большим трудом, а потому требуется постоянная систематическая работа по изучению данной категории. Уроки 1-2 (проводятся как один сдвоенный, продолжительностью 40 минут каждый) на тему «Романтизм и романтика в русской литературе, живописи и музыке» и урок 3 «Искусство впечатления (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке)» в 10 классе (по «Программе литературного образования» под редакцией В.Я. Коровиной) являются примером подобной работы. Романтизм представляет собой большую серьёзную тему не только для литературоведения, но и для методики. Поставив её применительно к школьному преподаванию литературы, мы попытались, опираясь на действующую программу, наметить некоторые перспективы решения этой темы. На предлагаемом сдвоенном уроке изучаются особенности романтизма как художественного направления, анализируется трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров, рассматривается такая особенность творчества, возникшая под влиянием романтизма, как романтика. Занятие, посвящённое импрессионизму, направлено на изучение характерных особенностей данного художественного направления и применение учащимися полученных знаний для создания собственных текстов.
Вид программы – комбинаторная. Автор-составитель – Сорокина Ольга Анатольевна, заместитель директора но научно-методической работе, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия» г. Шелехова. Пояснительная записка В школьном курсе преподавания литературы предусматривается изучение и освоение учащимися элементарных понятий по теории литературы и стихосложения. Однако эти сведения даются зачастую разрозненными, уроки по теории литературы относительно редки, что приводит к тому, что учащиеся способны удержать полученные на них сведения в памяти кратковременно, литературоведческая компетентность обучающихся не до конца сформированы. Невысокая результативность освоения материала по литературоведению объясняется еще и тем, что литературоведческие понятия воспринимаются большинством школьников как скучные, сухие. Это и определяет актуальность предлагаемого курса, так как он способен восполнить указанные пробелы в знаниях учащихся. Целью данного курса, прежде всего, является то, чтобы исподволь, через игру, помочь детям освоить основные понятия по теории литературы, связанные с темой «Стихосложение» и «Средства художественной выразительности». Задачами курса следует считать: - освоение понятий «ритм», «рифма», «стихотворный размер» и их взаимосвязь; - практическое усвоение терминов «эпитет», «сравнение», «олицетворение», «метафора», «гипербола» и др.; - развитие творческих способностей обучающихся, их способности чутко воспринимать художественное слово. Учащиеся через нетрадиционные формы занятий и приемы работы усваивают не только теоретические понятия, но и практически учатся находить их в произведениях популярных авторов, а затем и создавать свои художественные средства, стихотворения и т.д. Выполняя оригинальные, творческие задания, ученики получают реальную возможность для развития своего творческого потенциала и эмоциональной сферы. Задания, разработанные автором программы специально для данного курса, позволяют осуществлять диагностическое сопровождение учащихся. Курс предполагает участие в нем обучающихся разного уровня подготовленности и мотивации и направлен на развитие индивидуальных способностей каждого участника курса. Ярким примером личностно-ориентированного направления курса может быть игра «2, 4, 8, 12…», где к записанной учителем строчке учащимся может быть предложено добавить (досочинить) свою: кто-то сможет придумать только вторую («2»), кто-то – до четверостишия («4») и т.д. Главное, что все считаются справившимися с заданиями. Учителю необходимо создать ситуацию успеха для каждого, для каждого учащегося найти слова похвалы. Критические замечания в данном случае не допустимы, свое мнение учитель и участники курса могут высказать в форме совета или пожелания. Таким образом, курс позволяет раскрепостить учеников, способствует развитию интереса к предмету. Курс проводится по оргдеятельностной методике, автором которой является Андрей Викторович Хуторской, руководитель ЦДО «
Один из способов аргументации при написании сочинения-рассуждения (подготовка к ЕГЭ по русскому языку)
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее