Статья "Краеведческий аспект в преподавании технологии, музыки и ИЗО"

Изучение культурно-бытовых традиций, традиций народных промыслов и декоративно-прикладного искусства Тверской земли на уроках технологии, ИЗО и музыки содержит в себе исключительную возможность интеграции предметно-практического и художественно-эстетического аспектов деятельности учащихся. Отточенные поколениями народные традиции становятся основой нового восприятия современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных отношений. Так же как культура неотделима от образования, так и технологическое обучение не должно идти в отрыве от художественно-эстетического развития. Технологическое обучение в общеобразовательной школе должно носить художественно-развивающий характер, а не рассматриваться только как изучение ремесла с его технической стороны, когда акцент делается на репродуктивной, механической стороне декоративно-прикладного творчества. На уроках технологии, ИЗО и музыки должно целенаправленно и эффективно осуществляться творческое развитие учащихся.
краеведческий аспект.doc
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы

МКОУ «Тевризская СОШ №1» Урок по технологии в 7 классе на тему : Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде. 2012 год Тип урока: урок по систематизации и обобщению изученного материала. Цели урока: Образовательные: - Формирование умения проводить анализ собранной информации и использовать ее результаты при повторении материалов раздела. - Расширение знаний учащихся об особенностях и линиях фигуры. - Закрепление умения формулировать требования к изделию, определению стиля и силуэта в одежде. Закрепление умения выдвигать разнообразные идеи по моделированию, комментировать и оценивать их, выбирать лучшие. - Формирование умения аргументировать свою точку зрения при выборе критериев оценки изделий. Развивающие: - Развитие аналитического мышления в ходе сопоставления разных параметров. - Развитие творчества и фантазии; точности и абстрактного мышления посредством работы с чертежами; художественно-эстетического восприятия. - Развитие способности анализировать свою деятельность. - Развитие коммуникативных навыков, чувства композиции и гармонии. Воспитательные: - Привитие уважения к чужому мнению, вкусам и интересам. - Развитие вкуса, формирование чувства прекрасного. - Воспитание аккуратности. - Воспитание уважения к труду и интереса к профессиям швейного производства. - Воспитание коллективизма, объективности в самооценке. Материальное обеспечение урока. Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор Материалы: тетрадь творческих работ (ТТР), учебное пособие для учащихся, текстовые фрагменты для работы групп, для взаимопроверки Наглядные пособия: презентация «Силуэт и стиль в одежде; требования, предъявляемые к одежде». Упражнения и исследования для отработки умений и навыков: упражнение по перечислению требований к изделию. Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, исследовательский, практический. Формы работы: дифференцированная, фронтальная, групповая. Методы работы: беседа, объяснение с демонстрацией презентации, диалог, практическая работа в группах. Интеграция: русский язык, история, ИЗО ХОД УРОКА I. Организационный момент Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока (слайд 1) – Сегодня мы приступаем к изучению раздела «Конструирование и моделирование плечевого изделия». Откройте тетради и запишите тему урока: «Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде». III. Сообщение целей урока (слайд 2) – На уроке вы узнаете, что такое силуэт и стиль в одежде, узнаете, на какие основные виды они делятся; познакомитесь с историей создания одежды; с требованиями, предъявляемыми к одежде; примените полученные знания при выполнении практической работы. IV. Сообщение нового материала - Давайте вспомним из курса технологии 6 класса , на какие две группы можно разделить все виды одежды. Назовите её. (Поясная группа). – Почему так назвали данную группу? Обратите внимание на место крепления. На какой линии туловища человека крепится одежда поясной группы? (На линии талии – самой узкой части туловища). – Ко второй группе относят одежду, которая крепится от линии плеч. – А называется она...? (Плечевая) Назовите пожалуйста изделия плечевой и поясной группы. А теперь давайте обратимся к истории создания одежды 1. Сообщение ученицы Одежда эпохи античности (слайд 3) Первоначально одежда отличалась крайней примитивностью и делилась главным образом на плечевую и поясную. Плечевая состояла из куска ткани, перекинутого через плечо, а, например мужской костюм греков – из нескольких кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали тело. Этот костюм состоял из двух частей – нижней рубашки, называвшейся хитоном, и верхней накидки (плащ четырехугольной формы), именуемый гиматией. Одежда женщин Древней Греции состояла из пеплоса – большого куска шерстяной материи прямоугольной формы, размеры которого менялись в зависимости от общественного положения и индивидуального вкуса женщин. Длина пеплоса была различной, а цвет пестрым. Поясная одежда применялась в виде набедренного прикрытия, от которого ведут свое происхождение передник, юбка, брюки. Одежда египтян (слайд 4) Египтяне носили льняной передник прямоугольной формы, который обматывался различным образом вокруг нижней части тела и держался на бедрах при помощи кушака или пояса. Несколько позже этот примитивный костюм – передник был заменен более сложным, типа рубашки. Она шилась из сложенного пополам куска материала, образующего перед и спинку. В центре делался вырез для головы, а по сшитым краям оставлялись отверстия для рук. Этот костюм назывался у древних египтян и римлян туникой. Слово учителя о стилях средневековой одежды (слайд 5) Историческое развитие костюма обусловлено стилем эпохи и модой. Стиль вырабатывается в результате определенных исторических процессов. Историками костюма четко разделяются стили и их особенности до Первой мировой войны: античный, византийский, средневековье, готика, возрождение, барокко, рококо, классицизм и ампир А на Руси первые сведения об одежде относятся к VIII-XII столетиям. Женщины носили длинные холщовые рубахи – сорочины – широкого прямого покроя, подпоясанные по бёдрам и расшитые по краям. А теперь давайте послушаем об особенностях русской одежды 18- 19 века (слайд 6) В 18- первой половине 19 века комплекс с сарафаном был основным типом как повседневной, так и праздничной одежды крестьян повсеместно. Подвязывался сарафан поясом. Подол подшивался обязательно тканью другого цвета – «подшаферкой». У русских женщин были известны прямые сарафаны на лямках : «круговые», «лямошные», «некошеные». Наиболее поздний тип сарафана – на кокетке, распространился, как считают исследователи, в русской одежде, в конце 19- начале 20 века. В нашем регионе такой сарафан назывался «горбач» или «горбун». Сарафаны обязательно подвязывались поясами с вытканными узорами, а у старообрядцев и со словами молитв и пожеланий. Подвязывали пояс под грудью или по талии. У старообрядок, кроме того, поясом подвязывалась рубаха, чтобы на ночь, сняв сарафан, остаться в поясе. В некоторых случаях (например, во время поста) они повязывали пояс под рубашку прямо на тело. Считалось, что пояс, как и крест, предохраняет от нападения «бесов». Поверх сарафана носили фартук – запон, передник без нагрудки или с нагрудкой, повязываемый по талии. Женская набедренная одежда – понёва, составляла более древний по сравнению с сарафаном комплекс русской одежды. Термин «панёва», «понёва» как широкая юбка был известен у старожилов. Рубахи у русских женщин того времени бытовали уже в основном в качестве нижней плечевой одежды, надеваемой под кофту. Иногда верхняя рубаха выполняла роль кофты, а вниз надевали «подрубашник». В подрубашнике с юбкой управлялись дома по хозяйству. Сама рубаха называлась «станиной», «становиной», «станушкой», «рукавами». Обязательным элементом традиционной женской одежды был головной убор – кокошник, название которого перешло к более поздним мягким шапочкам из ткани. В конце 19- начале 20 века наибольшее распространение имели мягкие головные уборы: повойник, чехлик, капорик и другие. 2) С тех времён многое изменилось, сейчас существует большое разнообразие изделий плечевой группы. – Давайте отгадаем, о каких видах плечевых изделий идёт речь: Кроссворд (слайд 7) 1. Разновидность платья, но без рукавов, иногда на бретелях обычно без воротника. (Сарафан) 2. Домашняя одежда, иногда удлинённая, почти до пят, с разрезом или застёжкой от верха донизу. (Халат) 3. Женская одежда, покрывающая только верхнюю часть туловища. (Блузка) 4. Одежда с проймами, без рукавов, различной длины. (Жилет) 5. Женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединённых в одно целое. (Платье) 3) Вопрос учителя. - Так что же такое мода, можете ли вы сказать? Согласны ли вы с утверждением Габриэль Шанель – Мода проходит, стиль остаётся. Подчиняется ли мода каким –либо законам и если подчиняется, можем ли мы их сформулировать ( слайд 8) Модой называют существующее в определенный период и общепринятое на данном этапе отношение к внешним формам культуры, в том числе одежды. Историческое развитие одежды неразрывно связано с модой , и между ними поэтому обычно ставится знак равенства. В изменение моды каждый раз снова и снова возникает обещание окончательного “идеала красоты” Где возникла мода? Понятие “мода” возникло в 15 в при бургундском дворе. На протяжении веков разные страны и города играли ведущую роль в моде на одежду: Италия, Испания, Франция, Англия. Сегодня – это Париж! На одну ступеньку с модой можно поставить “вкус” и “удобство”. Вкус – это не просто следование моде, но, прежде всего чувство меры, умение держаться и одеваться в соответствии с ситуацией. Важно, чтобы одежда была удобной. Так тесные джинсы, туго затянутые корсеты и пояса нарушают кровообращение, а чересчур высокие каблуки наносят вред ногам. При выборе одежды следует учитывать свой возраст, особенности фигуры и внешности. С эти на прямую связаны: силуэт, стиль, пропорции, цвета, зрительные иллюзии. Человек подражает другим и в тоже время старается в этой форме подражания осуществить свою собственную самостилизацию, свое представление о себе самом Парадокс каждой моды: ее цель – всеобъемлющее господство – таит в себе и ее закат. Модный цикл можно разбить на фазы: 1. Возникновение оригинала модели; 2. Признание их модной актуальности в узком кругу; 3. Распространение удешевленного варианта среди масс; 4. Пресыщение; 5. Затухание интереса или полное исключение товара. Некоторые модные новинки после признания переходят в категорию стандарта. Цель ее – поколебать устоявшиеся позиции общества, а для бизнеса – увеличить объем продаваемых товаров. Функции моды. 1. Функция биостимулирования и обновления. Обновлять облик человека, стимулировать жизненные процессы, способствовать их нормальному течению. 2. Социальная функция. Мода определяется как социальный феномен. Мода весьма значима для общества, в ней четко просматривается социальная и идеологическая ориентация, определяется ценностная установка общества, которые и обуславливают динамику ее развития. Направления в современной моде: - Костюм (от франц. Comtume – “одеяние” – это устойчивые типичные, общепринятые формы одежды для данного народа, сословия эпохи. Костюм несет в себе определенный художественный образ, так как выражает эстетический идеал эпохи. - Композиция (от лат. Compozitio – “составление, сочинение, соединение”), т.е. сочетание элементов одежды, объединенных в единое целое замыслом художника – модельера. При разработке новой модели художник – модельер учитывает назначение одежды, фактуру ткани, ее цвет, размеры рисунка, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к ней, направление моды, возраст и занятие человека, которому она предназначена, формы и пропорции фигуры человека. 4). Силуэт в одежде Одежда, являясь носителем стиля, выражает его с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани. Именно в силуэте отражается направление моды. - Можете ли вы сказать нам, что такое силуэт. (слайд 9) – Первое зрительное впечатление от платья, костюма мы получаем, обращая внимание на его силуэт. Силуэт (фр.) – внешние очертания любого предмета, его тень. Это плоскостное, контурное изображение объёмных форм одежды. – Для более точной характеристики силуэта, его сравнивают с геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, трапеция, овал (или сфера)(слайд 10). Название силуэта и происходит от названия фигур Костюмы любой эпохи можно вписать в одну из данных фигур. С изменением моды меняется силуэт. При всём многообразии одежды, можно выделить 4 силуэта, которые на протяжении последних десятилетий всегда в моде (слайд 11) Прямой – наиболее универсальный, одежда прямого силуэта хорошо подходит практически для всех фигур, для всех возрастов. Может быть узкой, вытянутой или широкой. Трапецевидный – расширение происходит от линии плеча или проймы. Расширение может быть спокойным или более значительным. Лучше выглядит на фигурах относительно высокого роста, худощавых. Полуприлегающий – силуэт слегка подчёркивает формы. Приталенный – создают расширенные линии плеча и низа изделия и зауженная талия, можно уподобить двум встречным трапециям или треугольникам. Интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и лёгкими свободными формами верха и низа. Меняется мода, меняется силуэт. Если хотите выглядеть современно, нужно прежде всего найти свой силуэт. Задание. Определить виды силуэтов (полуприлегающий, трапецевидный, приталенный, прямой)(слайд 12) Физминутка. Выполнить зарядку для глаз (слайд 13) 5). Понятие о стиле – Кроме силуэта, в одежде нам важно и то, к какому стилю она относится. Одежда может быть деловая, нарядная, спортивная(слайд 14). Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств. Стиль находится в тесной взаимосвязи с модой, но отличается от неё длительностью существования, он регулирует и направляет моду. В мире существует невероятное количество стилей в одежде. Но среди этого разнообразия можно выделить четыре основных: Классический стиль Классический стиль – мало подвержен капризам моды (Слайд 15), которая вносит лишь небольшие изменения в покрой, отделку одежды. К нему относят все наиболее устойчивое, «отобранное» веками, почти не меняющееся, то, что «вне моды». Этот стиль представлен, например, английским костюмом, костюмом Габриэль Шанель и маленьким черным платьем. Это может быть платье с рукавами, сарафан с блузкой. Классикой в мужской одежде является костюм – пара или тройка, «английское» пальто, плащ. При изготовлении одежды в этом стиле используются ткани с классическим рисунком: полоски, клетки, "куриная лапка". Покрой отличает простота и строгость исполнения. Спортивный стиль Одежда достаточно яркая, динамичная по своему характеру с минимумом отделок (Слайд 16). Еще в начале века многие мужчины носили брюки гольф. Для этого стиля характерны свободный силуэт, множество карманов, застежек-молний. Используются ткани типа эластика и смесового трикотажа. Мужчины и женщины, одевающиеся в спортивном стиле, носят футболки, рубашки-поло, безрукавки, шорты, бермуды, спортивный костюм, велосипедные брюки леггинсы, джинсы и т.д (Слайд 16). Костюм дополняют хлопчатобумажные или шерстяные носки, белые, возможно с полосой по краю, с диагональным рисунком кроссовки, открытые туфли на низком каблуке с кисточками и строчками, толстая обувь на шнуровке. Представители этого стиля любят носить большие сумки, сумки через плечо, рюкзаки. Романтический стиль Романтический стиль – это область «фантазий», «воспоминаний», «творчества», «поисков». Здесь используются элементы исторического, национального (фольклорного) костюма. Стиль создает возвышенный, утонченный образ (Слайд 17). Поэтому дама одета изящно, одежда и головной убор с изысканными деталями (жабо, кружевные воротники и манжеты, рюши, вуали). При отделке не используются геометрические орнаменты, изделия не шьются из шерстяных, вельветовых или фланелевых тканей. Дама одета в шелка да бархат, украшенные витиеватыми растительными узорами. Юбки или платья обычно длинные и широкие. Сумочка маленькая, изысканная через плечо, обувь часто без каблука. Все названные стили могут в разумной мере сочетаться в одежде одного человека и даже в одном ансамбле. В связи с этим возник термин – «диффузный» стиль, то есть взаимопроникновение, взаимовлияние стилей. Одежда всегда отражала суть времени и образа жизни людей. Современный стиль одежды характеризуют простота и художественная выразительность, разнообразие форм и материалов, гармоничная согласованность формы с назначением и материалом. Вывод. Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных направлений, но очень важно научиться одеваться в соответствии с назначением одежды. Запомните пожалуйста девочки, у нас нет второго шанса произвести первое впечатление. Задание. Определить виды стилей в одежде(спортивный, романтический, классический, спортивный) (слайд 18) 6). Требования, предъявляемые к одежде. Вы согласны, что одежда играет большую роль в жизни человека. Можете назвать , какие функции выполняет одежда: -она защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды, - она имеет также эстетическое (украшает) и психологическое (придаёт уверенность человеку, скрывает недостатки, подчёркивает достоинства фигуры) значение. Поэтому создавая одежду, необходимо исходить из определённых требований к ней- Гигиенических, эксплуатационных, эстетических, экономических. Групповое задание для учащихся. Попробуйте пожалуйста найти соответствие к каждому из требований(гигиенических, эксплуатационных, эстетических, экономических) : Одежда должна создавать благоприятный микроклимат вокруг тела человека, быть лёгкой, мягкой, удобной. У изделия должна быть удобная конструкция и высокое качество обработки отдельных деталей и узлов. Одежда должна быть достаточно прочной, износоустойчивой. Изделие должно легко стираться, чиститься и т.д. Одежда должна быть красивой. Одежда должна соответствовать современному направлению моды. Одежда должна учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека. Одежда должна быть недорогой и доступной. V. Закрепление полученных знаний. Выполнение теста по данной теме со взаимопроверкой. VI.Заключительная часть урока. Выставление оценок. Домашнее задание. Выполнить эскиз современного стиля одежды и соответствующий ему силуэт. Рефлексия. Будьте всегда красивыми, модными, современными! Удачи вам! Всем спасибо!

Разработана технологическая карта урока по конструированию и технологической последовательности пошива чехла для мобильного телефона из кожзаменителя для 6 неделимых классов общеобразовательной школы
Комбинированный урок технологии в 5 классе с применением ИКТ. Систематизация знаний по материаловедению и знакомство с терминологией ручных работ.
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее