Урок-мастерская творческого письма по рассказу Дмитрия Холендро "Без единого слова"

02 февраля 2020
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
План-конспект урока включает в себя краткий рассказ о технологии "Дебаты", схему дебатов по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри", правила дебатов и распределение ролей, оценочную карту жюри.
Один из важнейших и по-настоящему не решенных вопросов преподавания литературы – воспитание у школьников потребности в чтении. Просветлять души призвана литература, а проводником её целей должен стать учитель словесности. Если это происходит, то можно говорить об одном из основополагающих успехов в деятельности каждого учителя. Десятки авторов, сотни произведений, тысячи героев. У каждого своя судьба, своя жизнь. И нам, учителям, нужно вызвать интерес не только к литературе как учебному предмету, но и сделать учащихся участниками большой человеческой жизни. Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них активизирует учеников, пробуждает их к самостоятельности, развивает творческую мысль, воспитывает. Так рождается не только интерес к чтению, но и к появлению творческих работ учащихся. Приведу в качестве примера работу ученика 6 класса Михайлова Ярослава «Подводный мир глазами героев Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». …Величайшая тайна Мирового океана влекла к себе людей во все времена. Скрытое от человеческого взгляда толщею воды население дна океанов и морей всегда поражало воображение своим богатством. Но далеко не всегда судьба предоставляла человеку счастье увидеть этот загадочный и прекрасный мир своими глазами. Разнообразие морских организмов во много раз превосходит то, что мы можем увидеть на поверхности суши. А можно ли представить себе, сколько загадочных, а порой и драматических событий происходит в морях и океанах, прочитав удивительное произведение Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой. Кругосветное путешествие в морских глубинах»? Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть возможности проникновения в океанские глубины и знакомства с жителями подводного мира через прочтение романа Ж.Верна. 2. Изучить представления о животных Мирового океана и их жизни через восприятие литературных героев. 3. Проанализировать полученные знания и сделать выводы об актуальности затронутых проблем в жизни подводных жителей того времени и современности. Жизнь в Мировом океане зародилась много миллионов лет назад, но сих пор таит в себе множество загадок, привлекает и манит к себе людей. Не стал исключением и Жюль Верн, отправив своих героев в кругосветное путешествие. Идея кругосветного подводного плавания тогда многим современникам Жюля Верна казалась совершенно несбыточной, так как многолетние усилия изобретателей подводных лодок в то время ещё не привели к сколько-нибудь ощутимым практическим результатам. Но Жюль Верн никогда не сомневался в том, что вековая мечта человечества о завоевании подводных глубин рано или поздно воплотится в жизнь. Произведения Жюля Верна чаще всего фантастического плана, но автор старается опираться и на реальные факты, и знания своего времени. В романе «Двадцать лье под водой. Кругосветное путешествие в морских глубинах» Жюль Верн неоднократно упоминает о реально существующих животных, рыб и других видов морских обитателей, хоть и просит разрешения придерживаться совершенно фантастической классификации, основанной на личных впечатлениях. Что же открылось взору пассажиров знаменитого «Наутилуса», когда их судно бороздило бесконечные морские просторы? В беглых заметках они сделали краткий обзор ихтиофауны:«в глубинных водах извивались миноги; длиннокрылые скаты до пяти футов в ширину сменялись белобрюхими с пятнами на пепельно-серой спине; мимо проносились другие скаты с заслуженными прозвищами – крысы, жабы, летучие мыши, а с ними состязались в скорости собачьи акулы длиною в двенадцать футов; словно синеватые тени, были замечены морские лисицы; в своем серебристо-лазоревом одеянии с поперечными полосами щеголяли дорады из семейства морских карасей (вид этот восходит к прежним геологическим периодам земли и поныне сохраняет первозданную красоту); любоваться собой заставляли великолепные осетры с голубоватой спиной в коричневых пятнышках; обладателями иссиня-черной спины были тунцы, брюхо которых покрыто серебристой чешуей, а спинные плавники отливали золотом; с быстротой птиц плыли триглы-ласточки; красноголовые судаки демонстрировали спинной плавник, разукрашенный нитевидными придатками; кавалерами выглядели морские фазаны ромбоидальной формы с желтыми плавниками; заканчивали такое парадное шествие стаи прелестных барабулек – настоящих райских птиц океана». Это только малая часть тех рыб, что могли наблюдать из окон «Наутилуса», у которого была головокружительная скорость. Но уже было понятно, что природа постаралась в создании столь удивительного и неповторимого мира, в котором могло мирно существовать такое разнообразие одних только рыб. Что касается морских млекопитающих, то героям встретились кашалоты из семейства кашалотовых, с одним плавником; дельфины с характерными тонкими светлыми полосами на голове; черепахи с панцирем, на котором выступали три гребня и несколько черепах-какуанов с удлиненным спинным щитом, а заставили замереть от восхищения зоофиты с сифонофорой, снабженной ветвистыми щупальцами, веточки которой переплетались в столь тонком узоре, что никакой паук не мог бы сплести подобное кружево». Можно скрупулезно проверять классификацию рыб и животных, проводимую профессором Аронаксом и Конселем (герои романа Ж.Верна), и убедиться в том, что она в значительной степени устарела, как заметил профессор Л.А. Зенкевич в статье «Комментарии к роману Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Легко говорить с вершины знаний современного научного мира об «ошибках и неточностях», допущенных Жюлем Верном в данном произведении. Но это все не «ошибки» автора, которыми он наделил своих героев, а знания его времени. В современном мире изменились знания о сверхокеанских глубинах, исследованием которых занимаются ученые – океанографы, геологи, химики, географы, биологи. Они установили и доказали, что жизнь в океане простирается до самых больших глубин и что она достаточно разнообразна. Хочется заметить: человек обогатился знаниями во благо себе. Проникая в морские глубины, он нарушает покой и мирное существование тех, кому суждено было жить в окружении водной стихии. В одной из глав (гл.12 «Кашалоты и киты») рассказывается о встрече южных китов с героями романа «Двадцать лье под водой». Китобой Нед хочет убить кита, так как в нем живет азарт охотника: «Южные киты – богатая пожива для целой флотилии китобоев!» Но капитан Немо предлагает не истреблять, а защитить китов от их опасных врагов – кашалотов. «Зачем напрасно истреблять животных? Китовый жир нам не нужен. Это будет убийство ради убийства. Человек часто присваивает себе это право. Я не признаю подобного варварского времяпрепровождения. Хищнически истребляя кита – простодушное, безвредное, доброе животное, люди творят дело, достойное порицания. Оставьте же в покое несчастных китов! И без вас у них много врагов: кашалоты, меч-рыба, пила-рыба!» Можно было заранее сказать, что «победа останется на стороне кашалотов, и не потому, что кашалоты лучше приспособлены для борьбы, чем их беззубые противники, но и потому, что кашалоты могут дольше китов оставаться под водой». Да и внешнее описание кашалотов наводило ужас: «Пасть да зубы. Лучше нельзя было описать большеголового кашалота гигантских размеров, до двадцати пяти метров в длину! Громадная голова у этого китообразного занимает около трети всего его тела. Он сложен нескладно, левая сторона тела непропорциональна в отношении правой; видит он только правым глазом – словом, вышел «кривым на левый бок». Кашалоты вступили уже в бой с китами, когда капитан Немо на своем «Наутилусе» вышел на поле брани. Целый час шло это грандиозное побоище, где большеголовым не было никакой пощады. Так капитан Немо со своей командой защищал китов, но спасти удалось не всех. Не знал герой и его автор в то далекое время, что с каждым разом количество врагов у китов будет увеличиваться. В первый период развития китобойного промысла, тому лет четыреста, порода китов была значительно крупнее нынешней: одного жира вытапливали до 120 тонн. А варварское истребление этого вида животных может привести к тому, что скоро не останется ни одного кита в океане. Посмотрим на эту проблему с позиции современности. Вред китам от человека стал принимать совершенно разные формы: большое беспокойство им доставляют строительно-буровые работы, добыча нефти и газа. А удары от подводных взрывных работ, кабели и тросы, в которых запутываются и гибнут киты. Жюль Верн в конце своего романа обращается к читателям с такими словами: «Я надеюсь, что это путешествие под волнами океана обогатит вас. Недра океана будем обозревать на разных глубинах, если, конечно, между экипажем и пассажирами установится полное согласие». Но достаточно ли только согласия между экипажем и пассажирами? Пусть это будет согласие и с окружающим миром, как на суше, так и в воде. И если природа награждает животных средством защиты от внешних его врагов (автор упоминает в произведении о моржах и их клыках, которые гораздо крепче слоновых, они меньше желтеют и поэтому высоко ценятся), то в праве ли человек в этом видеть выгодный промысел для себя? «Из-за этих ценных клыков охотники бьют моржей без разбора и самок и детенышей, истребляя ежегодно более четырех тысяч моржей» (гл. «Южный полюс»). И если капитан Немо все еще живет в просторах океана, как в избранном им самим Отечестве, «пусть ненависть утихнет в его ожесточенном сердце! Пусть созерцание такого множества чудес природы потушит огонь мести! Пусть грозный судья уступит место ученому, который будет продолжать свои исследования морских глубин». Рассуждая по данной теме, следует сделать вывод: подводный мир нуждается в защите от человеческого вмешательства, которое достигло колоссальных размеров и наносит непоправимый вред всему живому в Мировом океане. Спасая и защищая окружающий животный мир, человек спасает самого себя. В этом был уверен Жюль Верн и его капитан Немо, герой романа «Двадцать тысяч лье под водой. Кругосветное путешествие в морских глубинах» (1868г.)
Интеграция предметов в современном образовании – одно из направлений, способствующее развитию творческого потенциала обучающихся. Музыка и литература тесно взаимосвязаны, и это позволяет каждому кадету воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности кадет.
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее