программа предназначена для преподавания в 8-9 классе.

Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Данный элективный курс разработан для учащихся 10 класса. Рассчитан на 17 часов.
Изучение философских вопросов и религиозных воззрений, касающихся проблем человека, познания мира, перспектив развития общества достаточно актуально. Именно в старшем школьном возрасте формируется самосознание, появляется чувство неповторимости, индивидуальности, формируются профессиональные и познавательные интересы. Поэтому углубленное изучение вопросов гносеологии в классах гуманитарного и социального профиля вполне оправданно. Содержание курса способствует формированию мировоззрения старшеклассников, дает ответы на вопросы о мире, обществе, человеке, формирует ценностное отношение к миру и самому себе. Гуманитарно-философская проблематика пробуждает интерес к «вечным вопросам», к осмыслению себя и своего места в мире. Элективный курс помогает развитию познавательных интересов, исследовательских умений, способствует формированию нравственных ценностей личности. Многие идеи, сформулированные представителями различных религий и философами в течение тысячелетий, подсказывают направления поиска путей сохранения цивилизации, преодоления жестокости и насилия, способствуют нравственному становлению личности. Курс позволяет познакомить учащихся с религиозными и философскими представлениями в тесной связи с событиями мировой истории, как в пространственном, так и во временном аспектах. Программа курса рассчитана на 64 часа, преподавание целесообразно в 10-11 классах.
Вариант школьной комплексно-целевой программы факультатива по обществознанию для учащихся 9 класса «Толерантность: мир в уме, душе и в сердце…» Выполнила Кафидова Галина Михайловна учитель истории и обществознания ГБОУ ООШ № 16 г. Сызрани Самарская область Содержание 1. Введение 3 2. Теоретическая часть. 2.1. Проблема толерантных отношений в теории и истории педагогики 5 2.2. Особенности работы с подростками по толерантному воспитанию 8 3. Практическая часть. 13 4. Заключение 20 5. Литература 21 I. Введение Актуальность темы. Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования. Сейчас наиболее остро встал вопрос о толерантном воспитании школьников. «Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Проявление толерантности, которое созвучно уважению к человеку иных культурных установок и убеждений, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям». (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО). 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Необходимость принятия специальной программы воспитания толерантности диктуется также рядом негативных явлений, наблюдающихся сегодня в России. Современная социально-экономическая реальность способствовали возникновению негативных тенденций, что в конечном итоге привело к усилению социальной напряженности в обществе, особенно среди молодежи. Активизировали свою деятельность такие молодежные субкультуры как: скенхеды, рейверы и др, члены которых подвержены ксенофобии. Ксенофобия – это «основная психологическая движущая сила самых кровавых и бессмысленных конфликтов в истории человечества. Она — психологический механизм всех религиозных и межнациональных войн, геноцида, погромов и этнических чисток… Ксенофобия — цепная реакция, быстро становящаяся неуправляемой, кислота, разъедающая общество. Ее легко разжечь, остановить же практически невозможно»( А.С.Штемберг) Общественные опросы и работа с детьми и молодежью показывают, что среди молодых людей большими темпами нарастает преступность, растет число наркоманов, падает нравственность, развивается правовой нигилизм, возникло стремление покинуть Родину, существуют другие негативные явления, ослабляющие основы государства. В сознании молодежи произошли заметные изменения в отношении к понятиям «добро», «сострадание», «любовь», «взаимопомощь». Негативные явления в незначительной степени имеют место и в наших микрорайонах. Основная общеобразовательная школа № 16 г.Сызрани единственная во всем микрорайоне. С каждым годом количество детей из разно национальных семей возрастает. В настоящее время в школе учатся дети - представители 7(г.Сызрань) национальностей. Это позволяет назвать школы многонациональными. Многим детям присущи чувства отчуждения, унижения, страха, подозрительности, беспомощности, подавленности и повышенной тревожности. Такие дети испытывают большие трудности в обучении. Все на виду друг у друга. Любые негативные поступки становятся достоянием всех. Анализ поведения учащихся и молодежи показывает, что несформированность основ толерантного поведения нередко ведет к тенденции нарастания антиобщественных проявлений, росту преступности, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению, но и обновлению общества в целом. В то же время положение в мире отчетливо доказывает востребованность толерантного воспитания подрастающего поколения, налаживания четкой системы в его осуществлении на государственном уровне. Объект: формирование толерантных отношений у учащихся в образовательном пространстве. Предмет: школьная программа элективного курса «Толерантность: мир в уме, душе и в сердце…» по воспитанию толерантности у учащихся 9 класса. Цель и задачи. Целью работы является теоретическая разработка школьной программы факультатива по обществознанию для 9 класса «Толерантность: мир в уме, душе и в сердце…» по воспитанию толерантности у учащихся. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: - выявить основные теоретические подходы к воспитанию толерантности у учащихся; - рассмотреть особенности работы с разными возрастными группами учащихся по воспитанию толерантности; - разработать школьную программу факультатива «Толерантность: мир в уме, душе и в сердце…». Методы. При работе над итоговой работой для успешного достижения поставленной цели и эффективного достижения поставленных задач были использованы следующие методы: экспертно-аналитический, аналитико-синтетический, системный, поисковый. II. Теоретическая часть. 1. Проблема по воспитанию культуры толерантности воспитания в теории и истории педагогики Вопросы по воспитанию культуры толерантности молодого поколения в духе любви к ближнему всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен. В учении Конфуция, наряду с другими общечеловеческими ценностями, выделены и такие, как почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране [2, с. 236]. Сократ считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, которые человек должен стремиться осознать. Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом [2, с. 239]. Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» [1,с. 159]. В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества. Анализ основных теоретических произведений мыслителя и научных положений, содержащихся в работах современных исследователей его творчества (Б.С. Братусь, Т.Т. Бурлакова, В.И. Слободчиков и др.), позволяет выделить следующие основные философско-педагогические идеи Л. Толстого, значимые для воспитания толерантности: духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самосовершенствование, движение. В русской культуре XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей. Появление понятия «толерантность» связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. В России Екатерина II сама распространяла и пропагандировала важность серьезного отношения к проблемам воспитания. « Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему ( не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обхождении ко всему, в добронравии непрерывном, в чистосердечии и благородном сердце, в истреблении горячности сердца, пустого опасения, боязливости». [3,стр.7]. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие «толерантность». Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. [4,с.7]. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность- «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность- «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению». В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». По мнению Е.С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе». В научной литературе (Асмолов А.Г, Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Бондырева С.К. Колесов Д.В и др.) [5,с.8-18]. толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Итак, как показывает историко-педагогический анализ, вопросы воспитания культуры толерантности всегда занимали одно из ведущих мест в исследованиях ученых-педагогов. В разные периоды развития педагогической науки воспитание культуры толерантности рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности толерантности, определению целей, задач, содержания воспитания культуры толерантности в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях. Воспитание толерантности является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Цель воспитания толерантности – развитие у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) обучение подрастающего поколения традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур; не только с целью развития умения «принятия инаковости», но и с целью выработки умений адекватного реагирования на поведение инокультурного собеседника. 2.Особенности работы с подростками по толерантному воспитанию Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы). Беря за основу основные виды жизнедеятельности человека, можно выделить толерантность между различными социальными слоями (бедные и богатые), между родителями (или значимыми взрослыми) и детьми, между вероисповеданиями, этносами, жителями стран с различным государственным строем и т.п. Каждый вид толерантности будет обладать своей спецификой, условиями существования и, конечно, формами и способами его формирования. Поэтому, апеллируя к этому понятию, необходимо уточнять, о каком именно виде идет речь. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам. Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте. Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный. У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности. Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. На наш взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, не директивен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Можно выделит две группы методов понимания: 1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл. 2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога. Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям. Возникают два вопроса: с какого возраста и с чего начинать формирование толерантности? Мы считаем, что формирование толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что, в конечном счете, определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением. Решение первого вопроса предполагает ответ на второй. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств — через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор. На бытовом уровне мы постоянно впитываем, осваиваем традиции и обычаи своих соседей, в школе изучаем историю других народов, постигаем общность нашего социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Наша педагогическая задача — помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа. Достоинства людей — их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности — признак бескультурья, невоспитанности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже придется идти против своих сородичей, соотечественников. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности. Этнический стиль поведения определяется единством противоречий этнического и социально-экономического, политического, природного и многих других факторов. В свою очередь, эти факторы обусловливаются особенностями трудовой деятельности, характером фольклора, быта и других форм жизнедеятельности людей. Специфика этнического поведения также тесно связана с религиозными нормами, находит свое отражение в обычном праве. Этнический расизм, этническая интолерантность, невежество и нежелание узнать культуру другого народа, неуважение к этнокультурным различиям увеличивают пропасть или, говоря языком социологов, «культурную дистанцию» не только среди школьников, но и между самими учителями, между школьниками и учителями. Все это приводит к снижению самооценки тех ребят, которые подавляются доминирующей труппой, отрицательно сказывается на учебе тех, кто составляет этническое меньшинство в классе, ведет к ксенофобии (боязни чужого), русофобии и другим отрицательным последствиям. Условия, при которых система формирования толерантности будет эффективна, включают в себя:  развитие в учениках гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни и т.д.);  включение мультикультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;  развитие принятия и уважения этнических форм и отличий; создание в классе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников;  проведение идеи равенства всех этнических групп народов России, не выделяя при этом ни одних из этносов. Реализация поставленных задач через: 1. Тренинг общения (овладение социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; развитие способности адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей; диагностика и коррекция личностных качеств детей, мешающих реальному и продуктивному межэтническому общению); 2. Психодрамма или социодрамма (социально – психологический театр, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека) 3. Ролевая игра (направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта самоуправления поведением) 4. Творческий проект (пошив национальных костюмов для куклы, составление ребусов, кроссвордов, использую пословицы, поговорки, загадки, сказки разных народов. Это повышает активность учащихся на уроках и способствует осознанному изучению материала) 5. Знакомство с традициями, обрядами, фольклором разных народов (приоритетным является чувственно-эмоциональное переживание школьниками красоты Самарского края, погружение в мир музыкальной и художественной культуры родного города) Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным. II. Практическая часть. Школьная программа факультатива «Толерантность: мир в уме, душе и в сердце…» для учащихся 9 класса Пояснительная записка Актуальность темы. Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования. Школьную программу факультатива для учащихся 9 класса «Толерантность: мир в уме, душе и в сердце…» вряд ли стоит воспринимать как учебную дисциплину, подобную математике, истории и т.д. Она задумана таким образом, чтобы разработанные занятия можно было проводить как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Методические разработки отдельных занятий можно включать в курсы инвариантной части федерального базисного плана (обществознание, право, краеведение, и т.д.). Кроме того, программа обладает большим воспитательным потенциалом, может служить основой для разработки внеурочных занятий с классными коллективами и общешкольных мероприятий, что, несомненно, представляет интерес для школьных психологов, социальных педагогов и классных руководителей. Цель программы : формирование культуры толерантности у учащихся. Задачи: - сформировать представления о понятии «толерантность»; - развивать коммуникативные, социальные, личностные компетенции у учащихся; -научить применять на практике полученные знания. Программа ориентирована на практическое применение. Поэтому лишь небольшой объем информации передается в форме лекций. Большая часть занятий выстраивается в форме тестов, проектов, акций, презентаций, игр. В результате прохождения курса обучающиеся будут иметь представление: - о понятии «толерантность», его месте в системе гражданских ценностей; - об основных понятиях, связанные с проявлениями нетерпимости: «нацизм», «ксенофобия», «дискриминация», «геноцид», «расизм» и т.д.; - о механизмах происхождения стереотипов и предрассудков и их роли в возникновении нетерпимости; - о мировом опыте общественного противостояния нетерпимости, насилию и экстремизму; - об основных путях выхода из конфликтов; будут в состоянии: - отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; - находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций; - распознавать стереотипы и предрассудки в собственном поведении, поведении других людей, в информации, предоставленной СМИ. Смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. - сознательного взаимодействия с социальными институтами; - ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - выработки собственной гражданской позиции; - нравственной оценки социального поведения людей. Представленная программа рассчитана на 24 часа, один час в неделю со второго триместра. Реализация программы на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе. Обществознание: наращивание единой системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей, создает необходимые условия для воспитания гражданственности и патриотизма, правовой культуры, демократических убеждений и толерантности. Литература: общая ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей. География: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий. Биология: общие закономерности развития биологических видов, позволяющие находить общее и различное с развитием человеческого общества. Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей. Учитель имеет возможность выбрать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д. Предпочитаемые формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, работа в парах. Содержание программы[7]. ВВЕДЕНИЕ Роль ценностей толерантности в общей «картине мира» личности. ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ «Толерантность» и «терпимость». Западное и восточное понимание толерантности. Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства. ПРОЯВЛЕНИЯ НЕТЕРПИМОСТИ Большинство и меньшинство. Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом обществе. Религиозные, национальные и другие меньшинства. Богатые и бедные. Теория справедливого неравенства. Равенство в распределении благ, равенство «возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения. Инвалиды и здоровые люди. Понятие «инвалид». Могут ли здоровые люди и люди с ограниченными возможностями иметь равные права. Дети индиго – кто это? Нетерпимость к асоциальным группам. Проблема людей без определенного места жительства. Мировой опыт борьбы с нищенством и бездомностью. Право на достойный уровень жизни. Проблемы межнациональных отношений. Понятия «расизм», «нацизм», «национализм», «патриотизм». Защита от дискриминации. Столица и провинция. «Комплекс провинциала». Большой город и «деревня». Отцы и дети. Взрослые и дети: причины непонимания. Социализация личности. Мужчины и женщины. Феминизм и толерантность. Я И ТОЛЕРАНТНОСТЬ ВОКРУГ МЕНЯ. Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании предрассудков и стереотипов. Как противостоять нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства в борьбе с проявлениями нетерпимости. Гражданская активность. Декларация принципов толерантности. Система международного права и ценности толерантности. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Международные конфликты. Проявления нетерпимости и толерантности в России и в Самарской области. Самовоспитание толерантности. Прогнозируемый результат внедрения программы воспитания толерантности у учащихся[6]: 1. Снизится у учащихся уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия. 2. Возрастет осознание каждым учащимся себя частью школьного коллектива. 3. Осуществится признание многообразия культур учащимися. 4. Возрастет взаимопонимание и доверие среди учащихся, педагогами, родителями. 5. Разовьются индивидуальные творческие способности учащихся и способность творчески решать жизненных ситуаций п\п Тема Проблема Формы работы Дата 1. Вводное занятие Роль ценностей толерантности в общей «картине мира» личности. Лекция Понятие толерантности (2 часа) 2. Толерантность как понятие (2часа) «Толерантность» и «терпимость». Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства. Лекция. Работа с карточками . Мозговой штурм Проявления нетерпимости (9 часов) 3. Большинство и меньшинство. Большинство и меньшинство. Демократия и меньшинство. Толерантность в демократическом обществе. Меньшинства: религиозные, национальные. Ролевая игра «Блондины и брюнеты». Упражнение «Пустите меня в круг». 4. Богатые и бедные. Богатые и бедные. Теория справедливого неравенства. Равенство в распределении благ, равенство «возможностей», равенство перед законом. Причины имущественного расслоения. Ролевая игра «Справедливое неравенство». 5. Инвалиды и здоровые люди. Инвалиды и здоровые люди. Понятие «инвалид». Могут ли и здоровые люди и люди с ограниченными возможностями иметь равные права. Акция в рамках дня инвалидов 3 декабря : «Сувенир другу». Упражнение «Эмпатия». Упражнение «Слепой, глухой, парализованный». 6. Нетерпимость по отношению к инакомыслящим. Дети индиго - кто это? Игра: «Кто ты, «белая ворона»?» 7. Нетерпимость к асоциальным группам. Нетерпимость к асоциальным группам. Бомжи – социальная проблема или личная проблема отдельных людей. Право на достойный уровень жизни. Дискуссия (микрофон по кругу). 8. Проблемы межнациональных отношений. Проблемы межнациональных отношений. Расизм. Патриотизм, национализм и нацизм – соотношение понятий. Защита от дискриминации. Фестиваль народностей, проживающих в Самарской области. «Паутина национального конфликта». 9. Столица и провинция. Столица и провинция. «Комплекс провинциала». Большой город и «деревня». Москва и Россия. Сызрань: столица или провинция? Дискуссия. 10. Отцы и дети. Взрослые и дети: причины непонимания. Социализация личности в семье и вне ее. Упражнение «Шкала отношений». Упражнение «Кто есть кто?». Ролевая игра «Семейные проблемы». 11. Мужчины и женщины. Мужчины и женщины. Феминизм и толерантность. Дискуссия по группам. Я и толерантность вокруг меня. (10 часов) 12. Стереотипы и предрассудки (2 часа) Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь. Роль СМИ в создании предрассудков и стереотипов. Работа с текстом. Упражнение «Портрет». 13. Как противостоять нетерпимости (2 часа) Как противостоять нетерпимости. Роль гражданского общества и правового государства в борьбе с проявлениями нетерпимости. Гражданская активность. Подготовка и участие в проекте «Гражданин» 14. Декларация принципов толерантности. Декларация принципов толерантности. Система международного права и ценности толерантности. Инсценировка статей Декларации Создание кодекса чести школьника. 15. Насколько я толерантная личность (2 часа) Черты толерантной личности. Толерантность как положительное и негативное качество. Всегда ли толерантность – это благо для человека и общества. Упражнение «Черты толерантной личности». 16. Толерантность вокруг меня (2 часа). Международные конфликты. Проявления нетерпимости и толерантность в России и Самарской области. Простейшие пути выхода из конфликтов. Диагностика сформированности толерантности у школьников. Ролевая игра «конфликтная ситуация» Мониторинг толерантности в классе. 17. Самовоспитание толерантности (2 часа). Подготовка мини проектов «Составление плана по самовоспитанию толерантности». Проект: «Составление плана по самовоспитанию толерантности». Защита мини проектов. 18. Подведение итогов. Практическое значение в жизненной траектории. Рефлексия, анкетирование Заключение Предложения, сформулированные нами по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе и, на наш взгляд, соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у подростков навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Изучение индивидуальных особенностей учащихся, уровень сплоченности класса, уровень адаптации к новым условиям обучения, уровень школьной тревожности и выявление проблем межличностных отношений в классном коллективе побудило нас написать данную работу. Программа направлена на профилактику интолерантного поведения и формирование толерантного отношения к своей личности, к окружающим людям, к семье, к истории и культуре своей малой родины, к представителям народов России и мира. Выбирая приемы и методы работы, мы учитывали различные аспекты толерантности: правовой, нравственный, семейный, коммуникативный (межнациональное и межличностное общение), спортивный, музыкальный и пр. Практическая значимость итоговой работы состоит в том, что предложенная школьная программа факультатива для учащихся 9класса «Толерантность: мир в уме, душе и в сердце…» может быть использовано как в ГБОУ ООШ №16 г.Сызрани так и в любом другом образовательном учреждении. Предложенные шаги позволят повысить эффективность деятельности учреждения в целом за счет повышения уровня организации воспитательной деятельности. Литература 1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955. — 656 с. 2. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. — 2-е изд. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, _1994. — 368 с. 3. Сергеев В.П. Планирование и организация работы от А до Я Педагогическое общество России -М,2001, стр.7 4. Права ребенка. Основные нормативные документы. - Москва «Дом», 1992. 5. Асмолов А.Г, Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001. С. 8-18. 6. http://www.proshkolu.ru/user/VeraPyryeva/file/674319/ 7. http://pedsovet.su/load/12-1-0-3714 8. Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность Введение в проблему. М., 2003 9. Права ребенка и толерантность использование сообществ в рамках обучающего процесса: Пособие для учителя 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002. 10. Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. М., 2000. 11. Солдатова Г.У. Шайгерова Л. А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000. 12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998. 13. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1 14.Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001 15.http://www.adm.samara.ru/documents/postanovlenij_pravitelstva/33940 Приложение Практические занятия–тренинги «Все мы разные, но мы все вместе» Цель: стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих, сформировать представления о «факторе объединения» данной группы, толерантность к себе и к одноклассникам. Упражнение «мировое приветствие». Приветствовать одноклассников без слов принятыми в различных странах способами: Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки. Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками. Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки. Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам. Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам. Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера. Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза. Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев. Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами. Упражнение «Я – хороший, ты – хороший» Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех. Какие чувства вы испытывали, когда мяч оказался у вас в руках, и было необходимо назвать свое положительное качество? Какие чувства испытали, когда вы делали комплимент другому? Какие чувства испытывали, когда комплимент сделали вам? Упражнение «Добрый день, шалом, салют» Необходимо приготовить для каждого участника карточку, где написано слово «здравствуйте» на разных языках, (возможно с помощью членов группы расширить список слов-приветствий.) Если работа происходит в поликультурной группе, то можно вписать на карточку среди прочих приветствия, «родные» для участников. Италия: Bon giorno. Швеция: Gruezi. США: Hi. Англия: Hello. Германия: Guten Tag. Испания: Buenos Dias. Гавайи: Aloha. Франция: Bonjours, Salut. Малайзия: Selamat datang. Россия: Здравствуй. Чехия: Dobry den. Польша: Dzien. Израиль: Shalom. Египет: Asalamu Aleikum. Чероки (США): Schijou Финляндия: Hyva paivaa. Дания: Goddag. Турция: Merhaba. Занятие “Пазлы” «Разные миры – одна планета» Цель: развить навыки общения, необходимые для установления педагогического взаимодействия на основе толерантности Попросите детей собрать мозаику. Какой части не хватает? Почему порой вы - дети не принимаете в свой круг общения других детей (из-за цвета кожи, из-за того, как ребенок одевается, какой религии придерживается) Какая связь между мозаикой и нашими взаимоотношениями? - Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас всех разных можно собрать единый сплоченный коллектив, объединенный общими целями, интересами. - А что у всех детей общее? (Учеба, получить образование, игры, интересы) И чтобы добиться этой цели (сплоченный коллектив, объединенный общими целями и интересами), нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Анкетирование учащихся Выберите из трех возможных ответов один, который наиболее близок к Вашей точке зрения в предложенных ситуациях и вопросах. 1.В вашем классе появился новичок, взгляды которого не совпадают со взглядами класса на большинство проблем. Он всех раздражает. Вы считаете, что лучше всего: а) объявить ему бойкот; б) не обращать на это внимание; в) постараться изменить свое отношение к новичку. 2.Ваш товарищ резко изменил свой имидж и Вам это не понравилось. Вы будете стремиться: а) «уколоть» его; б) игнорировать его; в) терпимо относиться к нему. 3.Как Вы относитесь к человеку, религия которого отличается от Вашей? а) мне хочется унизить и оскорбить его веру; б) каждый человек имеет право на свой выбор; в) с уважением отношусь к любой религии. 4.Как Вы относитесь к однокласснику из неблагополучной семьи? а) стараюсь не общаться с ним; б) не замечаю его; в) стараюсь поддержать его. 5.Что такое толерантность? 6.Что значит быть толерантным? Памятка для родителей. Родители должны: • Во-первых, не обижать ребёнка. • Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. • В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но, в то же время, и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. • В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. • В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п. • В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам. Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В. 1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы: а) дадите ему другое блюдо; б) разрешите выйти ему из-за стола; в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все. 2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы: а) идете во двор и разбираетесь с детьми; б) советуете ребенку самому уладить конфликт; в) предлагаете остаться дома. 3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы: а) начнете его ругать, кричать; б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание; в) без слов выключите телевизор. 4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки: а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков; б) пытаетесь помочь исправить положение; в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка. 5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой: а) не выяснив причины, начинаете ругать; б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь, что впредь опозданий не будет; в) накажете. Под каждой буквой прочтите мнение о себе. А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности. Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание. Правила толерантного поведения: • Относись к окружающим с уважением. • Никогда не думай, что твое мнение важнее мнения другого человека. • Не суди о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных. • Не навязывай свое мнение другим. • Никогда не думай, что твоя религия в чем-то превосходит другую. • Помни, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия. • Умей видеть ценность и самобытность культуры каждой нации. • Помни, что мнение одного человека не может быть единственно верным Правила толерантного общения: • Уважай собеседника. • Старайся понять то, о чем говорят другие. • Отстаивай свое мнение тактично. • Ищи лучшие аргументы. • Будь справедливым, готовым признать правоту другого. • Стремись учитывать интересы других
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее