Ментальная карта урока : " Тема поэта и поэзии в лирике 19 века"

15 августа 2013

"Тема поэта и поэзии" в лирике является сквозной и прослеживается в творчестве многих поэтов разных веков. Составление ментальной карты - своеобразное обобщение, итог работы с данной темой. Предполагается ,что интеллектуальную карту будет составлять сам учащийся в процессе урока. Результаты достигаются не только личностные и предметные ,но и метапредметные, формируются различные УУД.

Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Раздел: Иное
Для реализации данного разработки выбрана идея создания подробной антологии русской мультипликационной Пушкинианы, т.к. данная форма позволит добавить еще одну страницу в раскрытие темы «Вклад Пушкина в мировую сокровищницу искусства», а именно: влияние творчества поэта на развитие отечественной мультипликации, представить объем и масштаб темы «Сказки А.С.Пушкина в истории русской мультипликации». При изучении сказок Пушкина на уроках литературы я не могли пройти мимо мультипликационных фильмов по произведениям поэта и выяснила, что сейчас существует настоящая мультипликационная Пушкиниана, которая вмещает в себя огромный список произведений самого разного достоинства, причем, на уроках невозможно показать каждый фильм и рассказать о нем, поэтому мне захотелось создать небольшой анонс, который вобрал бы в себя самые лучшие мультфильмы на сказки Пушкина и который можно было бы показывать на уроках литературы, иллюстрируя влияние гения Пушкина на развитие отечественной культуры.
Раздел: Иное
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего образования по литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 9 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 классе, а также для дальнейшего продолжения изучения предмета в 10 и 11 классах.
Раздел: Иное

В условиях обновления школы задачи литературного образования, заключающиеся в том, чтобы приобщить к богатству мировой литературы, способствовать освоению духовных ценностей, воспитывать у учащихся умение эстетически воспринимать явления жизни, приобретают особое значение. В этой связи становится несомненно важным изучение мифологии в школьном курсе литературы. Миф воплощает в себе представление о мире древнего человека, его стремление познать природу, отношения между людьми. Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмыслять окружающий мир и своё место в нём, оно пробуждает и развивает воображение. Чтение мифов разных народов и их сопоставление способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой – постижению богатства национальной литературы, которое может быть понято только на широком культурном фоне. В силу своей многослойности мифы зафиксировали модель человеческой нравственности и по сей день сохранили актуальность возникших в древности моральных законов, поэтому изучение мифов помогает приобщать школьников к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, формировать их нравственную позицию, что отвечает задачам литературного образования. Кроме того, мифы эстетически обогащают читателя, готовят его к восприятию мирового искусства, так как многочисленные сюжеты и образы мифов вошли в плоть и кровь художественной литературы, живописи, музыки. Включение темы «Мифы народов мира» в курс литературного образования необходимо и потому, что миф исторически предшествует и фольклору, и литературе. Уже в мифе исследователи (Ф. И. Буслаев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, С. С. Аверинцев, Е. М. Мелетинский, С. А. Токарев, О. М. Фрейденберг и др.) отмечают приёмы будущего фольклорного и литературного повествования: найдены основные типы конфликтов и героев устного народного творчества и авторской литературы, заложена основа образной системы фольклорных произведений. Введение мировой мифологии в школьный курс литературы не просто расширяет фактическое содержание программы, это конкретный функциональный материал историко-культурного плана. В процессе развития литературы меняется характер постижения жизни, и обращение к разным способам отражения действительности, в том числе мифологическому, позволяет обнаружить, как определённое миропонимание воплощается в литературном произведении, и проследить процесс развития литературы. Миф как первое явление культурной истории человечества открывает курс литературы в 5 классе и даёт возможность заложить основы изучения теории литературы. Важным при этом является опора на непосредственное восприятие читателем литературного текста, что подчёркнуто в трудах Н. О. Корста, Н. И. Кудряшёва, Н. Д. Молдавской, О. И. Никифоровой, О. Ю. Богдановой, А. В. Дановского, С. А. Леонова, В. Г. Маранцмана и др. Интерес 5-6-классников к фантастическому объяснению природных явлений помогает им осознать особенности мифологического мышления и этиологическую функцию мифов. Активное сопереживание детей полюбившимся персонажам героических мифов даёт возможность сопоставить их со сказочными героями, выявив при этом другие признаки мифа – внеэтичность, номинативность. Восприятие старшеклассниками мифа как одного из способов интерпретации вечных тем и идей позволяет проникнуть в культурные связи по вертикали и увидеть в мифе источник поэтической образности, а внимание пятнадцатилетних школьников к проблемам взаимоотношений между людьми – осознать общечеловеческий аспект мифологии. Специфика мифа представлена в литературоведческих и философских трудах как отечественных исследователей, так и зарубежных: Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни, А. Ф. Лосева, О. М. Фрейденберг, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, Е. М. Метелинского, Э. Б. Тайлора, Э. Дюркгейма, Д. Бирлайна, Л. Леви-Брюля и др. В этих работах рассматриваются особенности мифологического мышления, исследуется миф в связи с вопросами поэтики, национального своеобразия, разграничения мифологии и религии, мифа и художественной литературы. Разработанные литературоведением научные основы изучения мифов ещё недостаточно целенаправленно реализуются в практике современного преподавания литературы. Знание специфических особенностей мифа, основных мифологических сюжетов и персонажей становится опорой для изучения фольклора и некоторых произведений художественной литературы. Эта мысль звучала в работах В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, В. Н. Сакулина. С одной стороны, сравнение мифа с жанрами устного народного творчества, поиски мифологической основы сказок, былин расширяют знания о мифе, с другой – помогают прояснить идею произведения. Вопрос об учёте межпредметных связей при изучении литературы поднимают Е. Д. Жирова, С. А. Зинин. Среди причин обращения к мифологии при анализе художественных произведений наряду с углублением проникновения в текст, немаловажным является освоение учащимися индивидуально-творческого подхода писателя к мифологическому материалу как одной из черт его поэтики. Однако проблема привлечения мифологии как фактора углубления анализа художественного текста в настоящее время является недостаточно разработанной. Изучение мифов в курсе литературы становится эффективным, способствует углублённому восприятию художественных произведений, повышает общеобразовательный и культурный уровень учеников, если - учитываются особенности восприятия мифов школьниками разных возрастов; - осуществляется поэтапность в формировании представлений о мифе и его специфике; - сопоставление мифов разных народов предусматривает не только выделение общего и различного в них, но и актуализацию нравственных проблем, волновавших древних людей и не утративших своего значения в наше время; - вопросы и задания, предлагаемые учащимся, стимулируют исследовательскую деятельность школьников, вызывают интерес к ней, способствуют обогащению языка; - система знаний при изучении определённых произведений художественной литературы, содержащих мифологические образы и ситуации, направлена на активизацию знаний по мифологии и постижение поэтики произведения. Цель данной работы – собрать и систематизировать теоретический материал, необходимый для проведения уроков, на которых востребованы знания античной мифологии. При этом учитываются межпредметные связи, что отражено в приложении. Автор разделяет точку зрения С. В. Тураева и Д. Л. Чавчанидзе: «Надо повседневно содействовать тому, чтобы привить уважение к богатствам мировой культуры, неустанно пробуждать интерес к ним у подрастающего поколения, укреплять убеждение, что все нации вносят свой вклад в общую сокровищницу».

Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее