Анализ художественного текста как одно из средств создания развивающей личность речевой среды

27 ноября 2012

Обобщение опыта методической работы по теме.

analiz-hudozhestvennogo-teksta-kak-odno-iz-sredstv-sozdaniya-razvivayuschej-lichnost-rechevoj-sredyi.docx
Получите доступ ко всем материалам
Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год
Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Наши постоянные пользователи
БЕСПЛАТНО
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Похожие материалы
Раздел: Иное
Краткая информация о поэтах и писателях Тюменской области, подборка произведений о природе родного края
Раздел: Иное

В условиях обновления школы задачи литературного образования, заключающиеся в том, чтобы приобщить к богатству мировой литературы, способствовать освоению духовных ценностей, воспитывать у учащихся умение эстетически воспринимать явления жизни, приобретают особое значение. В этой связи становится несомненно важным изучение мифологии в школьном курсе литературы. Миф воплощает в себе представление о мире древнего человека, его стремление познать природу, отношения между людьми. Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмыслять окружающий мир и своё место в нём, оно пробуждает и развивает воображение. Чтение мифов разных народов и их сопоставление способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой – постижению богатства национальной литературы, которое может быть понято только на широком культурном фоне. В силу своей многослойности мифы зафиксировали модель человеческой нравственности и по сей день сохранили актуальность возникших в древности моральных законов, поэтому изучение мифов помогает приобщать школьников к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, формировать их нравственную позицию, что отвечает задачам литературного образования. Кроме того, мифы эстетически обогащают читателя, готовят его к восприятию мирового искусства, так как многочисленные сюжеты и образы мифов вошли в плоть и кровь художественной литературы, живописи, музыки. Включение темы «Мифы народов мира» в курс литературного образования необходимо и потому, что миф исторически предшествует и фольклору, и литературе. Уже в мифе исследователи (Ф. И. Буслаев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, С. С. Аверинцев, Е. М. Мелетинский, С. А. Токарев, О. М. Фрейденберг и др.) отмечают приёмы будущего фольклорного и литературного повествования: найдены основные типы конфликтов и героев устного народного творчества и авторской литературы, заложена основа образной системы фольклорных произведений. Введение мировой мифологии в школьный курс литературы не просто расширяет фактическое содержание программы, это конкретный функциональный материал историко-культурного плана. В процессе развития литературы меняется характер постижения жизни, и обращение к разным способам отражения действительности, в том числе мифологическому, позволяет обнаружить, как определённое миропонимание воплощается в литературном произведении, и проследить процесс развития литературы. Миф как первое явление культурной истории человечества открывает курс литературы в 5 классе и даёт возможность заложить основы изучения теории литературы. Важным при этом является опора на непосредственное восприятие читателем литературного текста, что подчёркнуто в трудах Н. О. Корста, Н. И. Кудряшёва, Н. Д. Молдавской, О. И. Никифоровой, О. Ю. Богдановой, А. В. Дановского, С. А. Леонова, В. Г. Маранцмана и др. Интерес 5-6-классников к фантастическому объяснению природных явлений помогает им осознать особенности мифологического мышления и этиологическую функцию мифов. Активное сопереживание детей полюбившимся персонажам героических мифов даёт возможность сопоставить их со сказочными героями, выявив при этом другие признаки мифа – внеэтичность, номинативность. Восприятие старшеклассниками мифа как одного из способов интерпретации вечных тем и идей позволяет проникнуть в культурные связи по вертикали и увидеть в мифе источник поэтической образности, а внимание пятнадцатилетних школьников к проблемам взаимоотношений между людьми – осознать общечеловеческий аспект мифологии. Специфика мифа представлена в литературоведческих и философских трудах как отечественных исследователей, так и зарубежных: Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни, А. Ф. Лосева, О. М. Фрейденберг, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, Е. М. Метелинского, Э. Б. Тайлора, Э. Дюркгейма, Д. Бирлайна, Л. Леви-Брюля и др. В этих работах рассматриваются особенности мифологического мышления, исследуется миф в связи с вопросами поэтики, национального своеобразия, разграничения мифологии и религии, мифа и художественной литературы. Разработанные литературоведением научные основы изучения мифов ещё недостаточно целенаправленно реализуются в практике современного преподавания литературы. Знание специфических особенностей мифа, основных мифологических сюжетов и персонажей становится опорой для изучения фольклора и некоторых произведений художественной литературы. Эта мысль звучала в работах В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, В. Н. Сакулина. С одной стороны, сравнение мифа с жанрами устного народного творчества, поиски мифологической основы сказок, былин расширяют знания о мифе, с другой – помогают прояснить идею произведения. Вопрос об учёте межпредметных связей при изучении литературы поднимают Е. Д. Жирова, С. А. Зинин. Среди причин обращения к мифологии при анализе художественных произведений наряду с углублением проникновения в текст, немаловажным является освоение учащимися индивидуально-творческого подхода писателя к мифологическому материалу как одной из черт его поэтики. Однако проблема привлечения мифологии как фактора углубления анализа художественного текста в настоящее время является недостаточно разработанной. Изучение мифов в курсе литературы становится эффективным, способствует углублённому восприятию художественных произведений, повышает общеобразовательный и культурный уровень учеников, если - учитываются особенности восприятия мифов школьниками разных возрастов; - осуществляется поэтапность в формировании представлений о мифе и его специфике; - сопоставление мифов разных народов предусматривает не только выделение общего и различного в них, но и актуализацию нравственных проблем, волновавших древних людей и не утративших своего значения в наше время; - вопросы и задания, предлагаемые учащимся, стимулируют исследовательскую деятельность школьников, вызывают интерес к ней, способствуют обогащению языка; - система знаний при изучении определённых произведений художественной литературы, содержащих мифологические образы и ситуации, направлена на активизацию знаний по мифологии и постижение поэтики произведения. Цель данной работы – собрать и систематизировать теоретический материал, необходимый для проведения уроков, на которых востребованы знания античной мифологии. При этом учитываются межпредметные связи, что отражено в приложении. Автор разделяет точку зрения С. В. Тураева и Д. Л. Чавчанидзе: «Надо повседневно содействовать тому, чтобы привить уважение к богатствам мировой культуры, неустанно пробуждать интерес к ним у подрастающего поколения, укреплять убеждение, что все нации вносят свой вклад в общую сокровищницу».

Раздел: Иное
В современной школе всё более широкое распространение приобретает распространение технология критического мышления, которая развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Технология развивает открытость ума, умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, креативность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности. Иными словами, формирует качества критически мыслящей личности.
Комментарии
Это ваш материал?
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:
Заказать сертификат
Получить заказанные ранее