Данная методическая разработка создана для проведения литературной гостиной, посвященной 175–летию повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Материал рассчитан на восприятие детьми 7 – 8 классов. За основу взята идея совмещения в одном мероприятии литературоведческого исследования, создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся, формирование его личности Проведение урока-гостиной поможет формировать у ребят литературный вкус, приобщать их к тайне слова писателя или поэта, помогать понимать и уяснять глубину содержания авторской мысли, давать верную оценку героям, их поступкам, а самое главное – учить внимательно и вдумчиво читать и анализировать прочитанное произведение, соотносить литературные произведения и свой жизненный опыт. Технология реализации поставленных целей и задач урока - литературной гостиной Метод проектного обучения - включает обучающихся в активную исследовательскую деятельность по теме урока, предоставляет обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Метод личностно-ориентированной театрализации ориентирован на включение учащихся в театрализацию литературного произведения для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности учащихся, их интереса. Ученику предлагается перевоплотиться в личность не только литературного героя, но и автора, что даёт возможность прочувствовать все переживания на себе. Метод творческого самоутверждения - помогает обучающимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Метод интроспективного анализа – ставит перед учащимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Личностно-ориентированная ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей.
Цель урока: обобщить знания по литературе за курс 5 класса по программе Г.С.Меркина. Оборудование: • медиапроектор; • презентация, состоящая из 3 частей, каждая из которых имеет поле заданий (ценой от 1 до 3 баллов) с гиперссылками на вопрос и ответ. Условия игры. Класс делится на 3 команды. В каждой из них выбирается капитан, который по решению команды называет № вопроса, предоставляет право ответа члену команды. По окончании игры команды оценивают вклад каждого члена.