Презентация метода художественно-педагогической драматургии на уроках литературы (автор Л.М. Предтеченская). 1. Хочу остановиться на особенностях методики художественно-педагогической драматургии, позволяющей добиться хороших результатов в развитии эмоциональной сферы, тесно связанной с развитием эстетических особенностей личности. Ставя перед собой эту воспитательную задачу, мы должны осознавать, что хотим воспитать личность, умеющую тонко чувствовать прекрасное, ощущать чувства радости, сопереживания, сострадания, понимания при общении с миром прекрасного. Реализовать эту задачу в школе можно различными методами, используя на уроках и во внеурочной работе шедевры мирового искусства (музыкальные произведения, поэтическое слово, произведения живописи), причем не только на предметах эстетического и гуманитарного цикла, но также и на уроках естественно-математического цикла. Безусловно, главная роль в этом отводится музыке, живописи (ИЗО) и, конечно же, мировой художественной культуре (МХК). Однако знакомить учащихся с шедеврами искусства можно тоже по – разному. Можно использовать традиционный метод рассказа, объяснения, познакомить учащихся с биографической справкой, описать историю созданию шедевра и т.д. Это может прозвучать более интересно в зависимости от эмоциональности и артистизма учителя. Существует другой путь – методика преподавания, разработанная автором курса МХК Л.М. Предтеченской, - метод художественно-педагогической драматургии. К сожалению, очень немногие учителя, даже ведущие МХК, используют этот метод. Между тем он является достаточно универсальным. Его с успехом можно применять на уроках литературы, истории, географии, не говоря уже о предметах эстетического цикла. От чувства – к мысли, через эмоциональное – к рациональному – в этом суть и главный принцип метода. 2. Как организовать урок – урок, на котором будет господствовать Искусство, на котором учащиеся в то же время будут получать знания, необходимые для восприятия искусства? В процессе создания такого урока важным компонентом творчества учащихся является отбор и монтаж материала, его композиционное решение. Есть общие правила разработки композиции. Замысел композиции реализуется в последовательном развитии проблем, переходящих из одной в другую (это и есть то, за чем на уроке будет следить ученик, что будет возбуждать его воображение, чувства, а значит, и мысль. Прежде всего, нужно выделить то главное, что должен понять и с чем должен уйти ученик с урока – композиционный центр урока, его кульминацию, нащупать «узел композиции», «узел идеи». Важно определить начало урока, его экспозицию. Это могут быть литературный, музыкальный эпиграфы, иногда – зрительный ряд (слайды произведений изобразительного искусства). Экспозиция задает уроку определенную тональность, вводит ученика в образный мир урока. Экспозиция готовит завязку. Завязка – это событие, факт, явление, которые послужат толчком к возникновению конфликта. Завязка, в основе которой конфликтная ситуация, позволяет определить формулировку проблемы урока. Следующий этап урока – кульминация, во время которой определяются те нравственные, идейные, эстетические выводы, к которым мы стремились подвести учащихся. Финал урока – его развязка. Наступит тогда, когда будут решены выдвинутые проблемы, определены ответы на вопросы. Если самим ходом урока мы взволновали, разбудили воображение учащихся, заставили задуматься над жизненно – важными проблемами, можно считать, что действие урока продолжается и после его окончания. 3. Как взволновать, разбудить воображение учащихся, задуматься о важном, сокровенном на уроке литературы, организованном на основе метода художественно-педагогической драматургии? Прежде всего, создать атмосферу для общения с художественным произведением, помочь учащимся проникнуть в духовный мир писателя. Как это сделать, попытаюсь продемонстрировать на примере рассказа М. Осоргина «Карлица – Катька». Таким образом, метод художественно-педагогической драматургии позволяет вызвать подъем духовных сил учащихся, взволновать, увлечь их теми или иными художественными идеями, пробудить их нравственно-эстетические чувства, подвести к определенным нравственно – эстетическим выводам, а не только добиться усвоения каких-либо знаний по предмету. Использование этого метода, безусловно, требует от учителя, помимо определенного уровня художественно-педагогической культуры, внимания к личности учащихся, интереса к его жизненному опыту. Учитель, овладевший методом ХПД, основанном на принципе проблемного обучения и законах театральной драматургии, в полной мере сможет использовать силу эмоционального воздействия для развития духовного мира школьников.
Презентация посвящена комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и является сопровождением к урокам по изучению пьесы. Работу можно использовать как в ходе изучения произведения, так и при рассмотрении отдельных тем, затрагиваемых в комедии. Цели: 1. Дать представление об истории создания пьесы. 2. Раскрыть смысл названия комедии. 3. Проанализировать систему персонажей (в т.ч. через значения имен) 4. Определить жанровую принадлежность. 5. Сопоставить иллюстрации разных авторов разных лет с замыслом Грибоедова. 6. Проанализировать особенности воплощения замысла Грибоедова в театральном искусстве.