Художественные средства выразительности
Презентация метода художественно-педагогической драматургии на уроках литературы (автор Л.М. Предтеченская). 1. Хочу остановиться на особенностях методики художественно-педагогической драматургии, позволяющей добиться хороших результатов в развитии эмоциональной сферы, тесно связанной с развитием эстетических особенностей личности. Ставя перед собой эту воспитательную задачу, мы должны осознавать, что хотим воспитать личность, умеющую тонко чувствовать прекрасное, ощущать чувства радости, сопереживания, сострадания, понимания при общении с миром прекрасного. Реализовать эту задачу в школе можно различными методами, используя на уроках и во внеурочной работе шедевры мирового искусства (музыкальные произведения, поэтическое слово, произведения живописи), причем не только на предметах эстетического и гуманитарного цикла, но также и на уроках естественно-математического цикла. Безусловно, главная роль в этом отводится музыке, живописи (ИЗО) и, конечно же, мировой художественной культуре (МХК). Однако знакомить учащихся с шедеврами искусства можно тоже по – разному. Можно использовать традиционный метод рассказа, объяснения, познакомить учащихся с биографической справкой, описать историю созданию шедевра и т.д. Это может прозвучать более интересно в зависимости от эмоциональности и артистизма учителя. Существует другой путь – методика преподавания, разработанная автором курса МХК Л.М. Предтеченской, - метод художественно-педагогической драматургии. К сожалению, очень немногие учителя, даже ведущие МХК, используют этот метод. Между тем он является достаточно универсальным. Его с успехом можно применять на уроках литературы, истории, географии, не говоря уже о предметах эстетического цикла. От чувства – к мысли, через эмоциональное – к рациональному – в этом суть и главный принцип метода. 2. Как организовать урок – урок, на котором будет господствовать Искусство, на котором учащиеся в то же время будут получать знания, необходимые для восприятия искусства? В процессе создания такого урока важным компонентом творчества учащихся является отбор и монтаж материала, его композиционное решение. Есть общие правила разработки композиции. Замысел композиции реализуется в последовательном развитии проблем, переходящих из одной в другую (это и есть то, за чем на уроке будет следить ученик, что будет возбуждать его воображение, чувства, а значит, и мысль. Прежде всего, нужно выделить то главное, что должен понять и с чем должен уйти ученик с урока – композиционный центр урока, его кульминацию, нащупать «узел композиции», «узел идеи». Важно определить начало урока, его экспозицию. Это могут быть литературный, музыкальный эпиграфы, иногда – зрительный ряд (слайды произведений изобразительного искусства). Экспозиция задает уроку определенную тональность, вводит ученика в образный мир урока. Экспозиция готовит завязку. Завязка – это событие, факт, явление, которые послужат толчком к возникновению конфликта. Завязка, в основе которой конфликтная ситуация, позволяет определить формулировку проблемы урока. Следующий этап урока – кульминация, во время которой определяются те нравственные, идейные, эстетические выводы, к которым мы стремились подвести учащихся. Финал урока – его развязка. Наступит тогда, когда будут решены выдвинутые проблемы, определены ответы на вопросы. Если самим ходом урока мы взволновали, разбудили воображение учащихся, заставили задуматься над жизненно – важными проблемами, можно считать, что действие урока продолжается и после его окончания. 3. Как взволновать, разбудить воображение учащихся, задуматься о важном, сокровенном на уроке литературы, организованном на основе метода художественно-педагогической драматургии? Прежде всего, создать атмосферу для общения с художественным произведением, помочь учащимся проникнуть в духовный мир писателя. Как это сделать, попытаюсь продемонстрировать на примере рассказа М. Осоргина «Карлица – Катька». Таким образом, метод художественно-педагогической драматургии позволяет вызвать подъем духовных сил учащихся, взволновать, увлечь их теми или иными художественными идеями, пробудить их нравственно-эстетические чувства, подвести к определенным нравственно – эстетическим выводам, а не только добиться усвоения каких-либо знаний по предмету. Использование этого метода, безусловно, требует от учителя, помимо определенного уровня художественно-педагогической культуры, внимания к личности учащихся, интереса к его жизненному опыту. Учитель, овладевший методом ХПД, основанном на принципе проблемного обучения и законах театральной драматургии, в полной мере сможет использовать силу эмоционального воздействия для развития духовного мира школьников.