В пояснительной записке к авторской программе по литературе под науч. ред. Т.Ф.Курдюмовой, на основе которой мною составлена рабочая программа по литературе в 5 классе, особо подчёркивается, что «главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью». Последнее предполагает «формирование умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика». Данное обстоятельство, на мой взгляд, требует от учителя-словесника повышенного, самого пристального внимания к проблеме творческой организации школьников, особенно на этапе их перехода из начальных классов в средние классы, где дети приобщаются к совершенно новому для них предмету «Литература». Актуальность проблемы организации творческой деятельности подрастающих поколений детерминируется положениями Конституции Российской Федерации: ст. 43 [право на образование] и ст. 44 [свобода творчества], а также Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ с изм. и доп., внесёнными федеральными законами от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ и последующими федеральными законами): п. 1 ст. 14 [обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации] и п.1 ст. 26 [всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства]. Кроме того, важность организации самостоятельной творческой деятельности учащихся обусловлена переходом российской школы от знаниевой парадигмы к деятельностной парадигме, что прописано в Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования (утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). В конечном итоге, деятельность современного учителя-словесника должна способствовать в решении государственной проблемы по сохранению, развитию и укреплению интеллектуального, творческого потенциала страны. Об этом сказано в Федеральной целевой про-грамме «Дети России» (подпрограмма «Одарённые дети»), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.10.2002 № 732 и уже дважды пролонгированной. Предусмотрено это и Социальным стандартом РФ «Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (приложение к Письму МО РФ от 15.12.2002 № 30-51-914/16). Урок литературного творчества, способствующий, с одной стороны, расширению и углублению ключевых и предметных компетенций учащихся по литературе и, с другой стороны, творческой активизации пятиклассников, весьма органично, логически вписывается в общий контекст учебного предмета «Литература» в среднем звене школьного образования, а также в контекст уроков развития речи, поскольку главной особенностью учебно-методического комплекса по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой является, на мой взгляд, интенсивное развитие «творческого начала» в деятельности учащихся. Этим определяются избранные мною для проведения урока литературного творчества формы, приёмы, методы, технологии учебной работы, в частности, индивидуальное и групповое словесное творчество в жанре литературной (авторской) сказки, словесная творческая импровизация, словесная мини-презентация оригинальных иллюстраций, создание на основе собственных рисунков устных и письменных высказываний (сказок) и др.
Урок проводится в форме заседания дискуссионного клуба. Класс делится на несколько групп. 1 группа - редколлегия журнала "Русское слово". Учащимся предстоит отстаивать точку зрения на роман Писарева, так как в этом журнале была опубликована его статья "Базаров". 2 группа - редколлегия "Современника". Учащиеся представляют и защищают позицию Антоновича. 3 группа - редколлегия "Полярной звезды". Учащиеся выражают мнение Герцена. «Литературовед» объясняет позицию Тургенева. Все остальные ученики - "аудитория". Они задают вопросы, подготовленные самостоятельно заранее или возникшие в процессе диспута, выполняют тестовые задания, выражают свое согласие или несогласие с мнением критиков, в конце заседания дают оценку работе творческих групп.