Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок по русской литературе, посвященный анализу святочного рассказа незаслуженно забытого писателя рубежа 19-20 вв. – Николая Николаевича Каразина. Рассказ анализируется с точки зрения соответствия основным признакам святочного жанра - это мотив чуда, мотив перерождения героя, мотив тайны, фантастичность, установка на истинность, временная приуроченность к событиям святочного периода. Содержательная специфика святочного рассказа связана с утверждением христианской добродетели. Разработка может быть использована в учебном процессе в курсе русской литературы рубежа веков, будет полезна учителям школ: при проведении дополнительных и внеклассных занятий по предмету; преподавателям техникумов, ВУЗов: при разработке спецкурсов и проведении семинарских занятий. Николай Николаевич Каразин (09.12.1842 — 6(19).12.1908) был известен как художник-этнограф и писатель, автор шести романов, многочисленных повестей, рассказов, очерков и сказок. Еще каких-нибудь сто лет назад люди узнавали рисунки, открытки, гравюры Н.Н. Каразина, его произведения любили и читали. А теперь забыли. На наш взгляд, стоит возвратить произведения этого автора в круг чтения современного общества. Ныне творчество писателей малозаметных и незаслуженно забытых тщательно изучается. К нему настойчиво приковывает внимание гуманитарной общественности многотомное энциклопедическое издание "Русские писатели 1800 - 1917. Биографический словарь"
Урок проводится в форме заседания дискуссионного клуба. Класс делится на несколько групп. 1 группа - редколлегия журнала "Русское слово". Учащимся предстоит отстаивать точку зрения на роман Писарева, так как в этом журнале была опубликована его статья "Базаров". 2 группа - редколлегия "Современника". Учащиеся представляют и защищают позицию Антоновича. 3 группа - редколлегия "Полярной звезды". Учащиеся выражают мнение Герцена. «Литературовед» объясняет позицию Тургенева. Все остальные ученики - "аудитория". Они задают вопросы, подготовленные самостоятельно заранее или возникшие в процессе диспута, выполняют тестовые задания, выражают свое согласие или несогласие с мнением критиков, в конце заседания дают оценку работе творческих групп.