Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изучаемой теме - задача нелегкая, но во взаимодействии с учеником очень важно не вести его «за руку» к ответу, не давать готовые, а научить ребенка замечать проблемы, ставить вопросы и находить способы самостоятельно получать на них ответы. Поэтому разработку уроков, посвященных развитию творческого мышления и речи, я начала с 5 класса, а именно с выбора текстов – небольших по объему, ярких, дающих мне возможность выбора заданий, связанных не только с решением проблем на его основе, но и с использованием уже ранее полученных знаний, а также с исследовательской деятельностью учащихся.
Специфика выбранных мною приемов определила форму уроков по развитию речи – совместный поиск, дающий ученику еще одну возможность думать и сопоставлять, опираясь на личный опыт и предыдущие знания, а также выносить свои догадки на коллективное обсуждение.
Начинала я работу с учащимися над миниатюрами (4-6 предложений) с ярко выраженными темами («Природа», «Описание животных», «Портреты» и др.), взятыми из произведений русских и башкирских писателей. К концу 5 класса я решила познакомить учащихся с синквейнами и не ошиблась. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний, они очень полезны в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации, средства оценки словарного запаса учащихся и средства творческого самовыражения (см. урок «Создание синквейна. «Цветенье зимы»). В 6 классе я брала вместо традиционных (близких к тексту, выборочных, сжатых и т.д.) изложения с лексическими, грамматическими и др. заданиями, потому что они дают ученику возможность самостоятельно работать со словом, с текстом, активизируя не только воспроизведение исходного текста, но и творческое мышление (см. урок «Изложение с лексическим заданием…»). В 7 классе я начинаю активную работу по формированию понятия «эссе», подводить учащихся к пониманию, что человек обращается к этому жанру тогда, когда у него возникает потребность в самовыражении. Таким образом, продолжается работа, начатая в 5 классе – заставить обучающегося думать, разбудить в нем самостоятельную мысль. Шаг за шагом я наблюдаю, как учащиеся работают со словом, показывая глубину его понимания: с начального обладания ассоциативным значением слова переходят к конкретному пониманию его значения и демонстрируют это на примерах, подбирая синонимы, антонимы, относя слово к соответствующей категории и т.п. Овладение жанром эссе показывает, что они уже могут подобрать для слова новый контекст, объяснить его значение своими словами и т. д. При этом развивается эстетический вкус учащихся, способность оценивать эстетич