Представлена методика словарной работы - одного из направлений при изучении художественного произведения на уроках литературы.
Причем, рассматриваются методы и приемы обучения детей, лишенных от природы самого главного при восприятии художественного текста - слуха, т.е. учитель должен (всеми доступными способами - и жестами для глухих, и мимикой, и даже своими актерскими способностями) донести содержание изучаемого произведения ...
Лексический запас таких учащихся крайне ограничен - ведь если ребенок лишен слуха, то он не знает самых простых слов, которые все, включая и нас с Вами, слышат каждый день...
Представьте себе: ученик не знает значения многих слов, только может их просто прочитать - но ничего не понимает...
Но и это еще не венец работы: приходится объяснять каждое слово - и то, что все эти, незнакомые для глухого человека, слова обозначают...
Самое трудное ( думаю, самое главное ): вызвать эмоциональный отклик на стихотворение!
Даже, согласитесь, если Ваши ученики обладают слухом - то они с трудом могут в полной мере воспринять смысл стиха: а что уж говорить про детей, с рождения лишенных слуха!!!
И лишь когда все слова объяснены, проиллюстрированы (вербально, мимикой и жестами, инсценированы) - вот, тогда и наступает самое главное: ученики сопереживают, виден их эмоциональный отклик...
В этом и состоит суть моей 31-летней работы с глухими детьми: ребята радуются, грустят или задумываются - т.е. сопереживают и осмысливают маленькое стихотворение или такую поэму, как "Евгений Онегин"...
Ведь мои ученики никогда не слышали шум дождя, слова мамы и звуки музыки...
В представленной на Ваш суд работе рассматриваются методы и приемы словарной работы с поэтическим текстом, а также формы работы для активизации лексического запаса на уроках литературы в классах для детей с нарушением слуха.
Статья предназначена для учителей специальных (коррекционных) классов, студентов педагогических ВУЗов, а также будет полезна родителям детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
В данной статье на уроках литературы по теме "Творчество Николая Рубцова" в 12 классе рассматривается методика словарной работы для детей с нарушением слуха, обучающимися в общеобразовательной школе - т.е. представлены элементы инклюзивной системы образования, в соответствии с новым ФГОС.
Также доступ ко всем материалам получают БЕСПЛАТНО
Участники Федерального учебно-методического объединения учителей
БЕСПЛАТНО
Участники объединения получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.
Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.
Цель тренинга: cоздание благоприятного психологического климата в коллективе детей с депривацией зрения, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков. В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива. В занятие включены приемы, основанные на регламентированной внутригрупповой деятельности ради достижения общегрупповой цели. Эффективность использования приемов связана с организацией круга рефлексии после завершения каждого из них; во время этого круга происходит вербализация, то есть, по сути, осознание полученного опыта.
Идет 21 век. Для современной образовательной среды возникает главная задача: научить детей жить в динамично, быстро меняющемся мире, развивать нравственную и культурную личность ребенка.
Еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков, что оба этих занятия дополняют друг друга. На занятиях музыки у детей активизируется интеллектуальная деятельность, снимаются перегрузки, развивается воображение.
С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту. Педагог должен знать такие программы и уметь ими пользоваться.
Насколько необходимы новые музыкальные технологии сельским детям? Удаленность сел от очагов культуры не должна влиять на уровень духовно-культурного развития детей, а значит именно в сельских детских садах, школах информационные и музыкально-компьютерные технологии должны стать приоритетными.