Януш Корчак ценил коллектив как результат самодеятельного творчества личностей. Личности создают коллектив, а коллектив, в свою очередь, воспитывает личности, которые преображают облик коллектива. Происходит процесс обратного сопряжения: личность воздействует на коллектив, а коллектив воспитывает личность. А воспитание без красоты, без любви к ребенку является холодным, мертвым и при всей своей научности лишено перспектив. Это особенно проявляется в современном социуме, где в семьях отсутствует душевная связь между поколениями и дети, по сути, предоставлены сами себе. Предубеждение у детей не возникает только интуитивно. У них происходит вполне сознательный выбор - кого и что любить, кого и что отвергать.
Главное для ребенка - адаптироваться к среде обитания. Но среда эта так сложна и так изменчива, что раз и навсегда подхо¬дящей адаптации быть не может - нужны варианты. Каждый человек – это вариант возможностей. Какие-то варианты похожи друг на друга, даже идентичны - они образуют типы - стереотипы поведения (адап¬тации). Групповые стереотипы - это групповые варианты возможнос¬тей. Но есть люди, которые «не типичны», «ни на что не похожи». Они то и являются особыми - не стереотипными - вариантами возможностей.
У нормального стереотипного человека, как правило, один вариант возможностей и поэтому один вариант судьбы. В детских же играх опробываются разные варианты и выбирается один. Иногда, «про запас» есть второй вариант возможностей и судьбы. И в драматической ситуации человек может «перевыбрать судьбу». А можно ли расширить диапазон возможностей своего варианта, можно ли множить варианты своих возможностей? Можно! И лучший путь и способ для этого – игра.
Игра дает возможность заранее бросать свой вариант возможностей в различные (еще не востребованные жизнью) ситуации. Это необходимо для того, чтобы исследовать и расширить свои возможности, то есть оптимизировать их на случай возникновения аналогичных (и даже ассоциативных – это у творческих личностей) ситуаций в реальной жизни. В играх дети познают себя и репетируют ожидаемые (возможные) драмы и готовятся бессознательно к неожиданным. А если возможности не развивать и не держать в готовности, они засыхают. Драмы в жизни застают человека врасплох и кончаются катастрофически. В играх же можно «нарепетировать» несколько вариантов судь¬бы (не один, не два - больше!), а не перебирать их в реальности методом «проб и ошибок», что, как правило, слишком дорого нам обхо¬дится и для чего жизнь слишком коротка, необратима и опасна.
Дети исследуют свои возможности в играх, где не задан результат. Например, сегодня одни «казаки», а другие «разбойники», и кто победит -неизвестно. Детский театр (традиционный) всегда отдает победу «хорошему» мальчику над «плохим», «положительному» герою над «отрицательным», давая примеры социально-идеологического подражания, воспитывая «типические» характеры. Но нередко дети-зрители видят, что «плохой» гораздо обаятельнее, способнее, ловчее «хорошего» – и начинают подражать «отрицательным» приме¬рам. Дети гораздо чаще проверяют на себе «плохие» варианты, по¬тому что в них гораздо шире диапазон проявления, больше возможностей реализации, а «положительные» театральные герои порой бывают просто скучны. Иногда дети воруют, совсем не имея преступ¬ных наклонностей и не вырастая в дальнейшем в жуликов. Просто кому-то нужно раз в жизни в наивном детстве совершить наивную кражу, чтобы больше никогда не взять чужого: «противно и стыдно перед самим собой». Почти все дети в какой-то период жизни пробуют грубить - это они проверяют диапазон своего обаяния. Одному ре¬бенку скажут «хватит» через две минуты, а через три накажут. Другому хамство прекратят через два часа (через три года уже не получится). Так вот и выясняется, что можно грубить гораздо доль¬ше, если делать это обаятельно. Когда дети играют во взрослых, они выбирают и моделируют свое будущее, - вернее приспосабливаются к нему. И даже раньше - ещё в два – три года – одни отдают свои игрушки, другие не дают и отбирают чужие. В детских играх уже видно, кто будет кем: «кто будет руководить, а кто подчиняться, кто будет хитрым, а кто добрым, и так далее». Можно в детских играх разглядеть и тип личности – почти все дети активно усваивают стереотипы и в них «обустраиваются». Но некоторые ребята «чудят» и «оригинальничают». А ещё «фантазируют» - вот из таких мечтателей и вырастают творцы с активным «опережающим интересом».
Когда ставятся спектакли в школьном театре самое интересное – не сам спектакль (который в самодеятельности идёт чаще всего один раз),а репетиции – «сочиняловки» по поводу того или иного сюжета. Здесь, пожалуй, даже само слово – «repetition» от фр.- «повторять» не подходит. Потому что на каждой «сочиняловке» дети просто погружаются в атмосферу бесцензурного творчества, где можно делать только то, что хочется и не делать того, чего не хочется. И тогда, вдруг, из ничего рождается нечто…. Ребёнок в таких этюдах, как в известной сказке, идёт туда, не знает куда и находит то, не знает что… Например, дети очень любят игры-импровизации на темы – «до – сказка» и «после - сказка», то есть играют в то, что было или могло бы случиться до появления героев (в том числе детьми часто дофантазируется биография этих героев) и что будет или что может случиться с ними после окончания сюжетной линии сказки. Любопытно, но не всегда счастливый конец написанного сюжета является гарантией благополучного финала, придуманного и впоследствии сыгранного детьми. Весело, например, дети импровизируют на тему – «Алиса в стране чудес». Ребенок ненадолго уходит за кулисы и когда бьют «волшебные» часы, он возвращается и начинает рассказывать: « Я там такое видел….» Театральные игры позволяют детям - «мямликам» побыть «шустриками» и наоборот…. Ведомые в классе и в семье могут побыть ненадолго лидерами…
Великий режиссёр Евгений Вахтангов советовал : «Не притворяйся кем-нибудь, не представляй кого-нибудь. В тебе есть все - от ангела до чёрта. Дай распуститься своему чёрту, и ты будешь поверженным ангелом. Дай расцвести своему ангелу - и у тебя прорастут крылья». Сможет ребёнок в игре открыть в себе героя - он сыграет его на сцене в пределах диапазона обаяния и на том уровне, который он имеет на сегодня. А если чего нет в нём, так на стороне не отыщешь. А все украшения и дополнения будут только «фраком с чужого плеча», «красивыми финтифлюшками вокруг пустынной души».